Наступательные методы на торгах
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТОРГИ Торги - это способ продажи и закупки товаров, размещения заказов на подрядные работы путем привлечения предложений (от нескольких поставщиков и подрядчиков) и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым партнером, который предложил наиболее выгодные усло ВИДЫ ТОРГОВ Торги различаются: 1. По составу участников: единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. 2. По видам принимаемых обязательств: по договорам купли-продажи и договорам подряда. 3. Результат торгов - сделка, то есть специфическое соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение отношений юридических или физических лиц в той или иной среде. Практикуются следующие виды сделок: - односторонние (завещание, дарение, доверенность и т. д.); - многосторонние, двусторонние, оформляемые договором, контрактом; - срочная, фьючерсная - вид срочной биржевой сделки (на товарной или фондовой бирже), предполагающий уплату денег за товар или акции через определенный срок после ее заключения по цене, установленной в контракте.
Харви Маккей в упоминавшейся книге "Как уцелеть среди акул", пишет: "Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной... Что бы вы ни пытались купить или продать, сделка состоится, если вы сумеете продемонстрировать другой стороне, чем она для нее выгодна... Кто выигрывает? Как всегда, тот игрок, у которого больше информации, лучше план и выше мастерство". Очень многие процессы, не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс как торг между защитой и обвинением, это переговоры и любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки, и др. Торги базируются на стратегии и тактике делового общения. Венгерский дипломат Янош Нергеш, автор книги "Поле битвы - стол переговоров", писал, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают определенного единства, при котором их действия становятся взаимодополняющими, является торгом.
Кроме конъюнктурных соображений торги используют различные психологические основания. Например, многие деловые партнеры убеждены, что соглашение намного надежнее, если оно достигнуто путем трудных переговоров, добыто в борьбе, а также в том, что возможность поторговаться делает переговоры увлекательной деловой коммуникацией, игрой, где у каждого свое поле боя, свои правила игры и свои средства достижения цели. Некоторые из них участвуют в торгах, как в азартных играх, с большим эмоциональным подъемом.
Как и в переговорах, в торгах деловые партнеры высказывают с самого начала свои предложения, делают заявку. Эта заявка обязательно должна быть приемлемой, стать основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок или уступок, не выходящих за рамки прибыльности этой деятельности. Торги на взаимном интересе отличаются также тем, что результат известен как бы превентивно, но неизвестно, сколько понадобится времени и усилий, чтобы его достичь. Участники торгов постоянно находятся в противоречиях между установками на сотрудничество и установками на конкуренцию. В определенной ситуации деловые партнеры сохраняют лояльность, но как только ситуация меняется, они тут же игнорируют процесс сотрудничества и немедленно превращаются в беспощадных и жестко ведущих свою линию конкурентов, стремятся вырвать друг у друга как можно больше уступок. Важно, чтобы деловые партнеры доверяли друг другу, не приписывали злых умыслов и некорректных намерений. Девиз торгов достаточно тривиален: "ты - мне, я - тебе", а достижение такого результата предполагает необходимость уступок. Другое дело, что они должны быть целесообразными, взаимными и обоснованными, то есть мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Когда уступки осуществляются лишь одной стороной, тогда торги могут проходить в неблагоприятной атмосфере, а порой становятся вообще невозможны.
НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НА ТОРГАХ
• Разведка. Использование подставных лиц для выявления подлинных цен товара, для зондирования ситуации и т. д. • Пропаганда своего товара с помощью рекламы и формирования общественного мнения. • Гибкая перемена тактики продаж, нащупывание слабых мест в системе "обороны" партнера. • Настойчивость, давление, ультиматум. • Тактика затягивания торгов, использование для этих целей разнообразных приемов, увеличивающих информационный банк одного из партнеров и изматывающих другого продавца для того, чтобы он согласился на более благоприятные условия для "противника".
• Незначительные конфликты для того, чтобы нащупать слабину, а также опять-таки для того, чтобы измотать продавца. • "Засады", или, проще говоря, ультиматумы, предъявляемые в последнюю минуту, чтобы вырвать значительные уступки уже после того, как продавец успокоился и начал мысленно подсчитывать свою прибыль. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ТОРГОВ 1. Вступая в торги, необходимо составить для себя перечень того, что и в какой очередности (а равно и в обмен на что) можно уступить. 2. 3. Список уступок должен быть дополнен методикой или тактикой, то есть осмыслением возможных условий и необходимых действий. 4. На каждом этапе торгов следует четко понимать, что каждая уступка должна подразумевать свою гарантию. 5. Приобретение должно быть соотносимым с ожиданием. 6. После каждой уступки и каждого приобретения необходимо делать экспресс-анализ, показывающий, что доминирует на данном этапе. 7. Разумная тактика ведения торгов рекомендует не мелочиться в большой игре и не блефовать в малой, не играть с целью победить любыми средствами, но и не проигрывать, экономя средства и усилия. 8. 9. Подготовка торгов предполагает выдвижение предложений, установление потребностей и возможностей партнера, побуждение его к действиям в интересах взаимной выгоды. [Источник: Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995, с. 42].
Сократ первым сказал, что "вопрос есть повивальная бабка, помогающая родиться новой мысли". Его диалоги с собеседниками состояли из умело поставленных им вопросов и полученных на них ответов. Великий мудрец считал, что такая форма разговора приводит собеседника к истинному знанию. В бизнес-практике широко популярен один из сократовских приемов, заставляющий делового партнера говорить "ДА" в тех случаях, когда вам это нужно. Для эффективного проведения торгов очень важно заставить партнера с самого начала говорить "да" и не говорить "нет".
§ 5. МЕТОД УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТОВ Метод утвердительных ответов, как считают специалисты, достаточно прост в применении. Например: "Насколько я понял, самыми важными для вас являются пункты "а", "б", "в", "г" и "д". Предложения, полностью или в значительной степени идущие навстречу вашим пожеланиям, приемлемы для вас? Я ничего не пропустил?" Если возражений не последует, то в свой актив можно занести много маленьких "да", которые следует довести до большого "ДА". Или другой пример, когда используется оценка без точки отсчета, без достаточной конкретизации однозначного аналога: "Фирма А работает лучше фирмы Б", но не указано, чем лучше, насколько, относительно чего, каковы критерии сравнения и пр. Или: "Н. находится в плохих отношениях с посредниками" - неизвестно, в чем состоят эти отношения. Применение этих приемов может привести к неожиданному и невыгодному для партнера согласию. Происходит это довольно-таки
• • 7+1 = 8? • Да! • 5 + 12=17? • • Да! Срабатывает возникший ранее стереотип рассуждений, сформировавшийся во время диалога и приводящий к явно ошибочному результату и нежелательному исходу спора. Усиливать этот прием может дополнение в виде риторического вопроса ("Разве не очевидно, что..?"). Джозеф Эллисон, коммивояжер фирмы "Вестингауз", как пишет Д. Карнеги, затратил целые годы, потеряв при этом заказы на бесчисленные тысячи долларов, пока наконец не осознал, что нет смысла вступать с клиентом в спор, а гораздо выгоднее и интереснее заставить себя взглянуть на вещи глазами собеседника и попытаться побудить его сказать "да".
Завязка - это попытка добиться положительного или нужного вам ответа концом фразы, которую вы произносите. Например: "Экономия горючего сейчас особенно важна, не так ли?" Завязки могут быть четырех видов: стандартные, обращенные, внутренние и меченые. Сочетанием этих четырех видов вы можете создать метод использования завязок, отличающийся интенсивностью и незаметностью. Если произносимое вами истинно или самоочевидно для делового партнера, разве он не согласится? А когда он соглашается, что определенное качество вашего товара (услуг) удовлетворяет его требованиям, он на одну ступеньку приближается к тому, чтобы его купить, не так ли? Вот несколько завязок, которые, как правило, "принуждают" партнера говорить "да", соглашаться с вашим высказыванием, кивая головой. • Не так ли? • Ведь верно? • Разве на так? • Вы согласны? • Ведь так и должно быть? • Разве это не нормально? • Разве это не правильно? и т. д. Если прицепить эти завязки к концу ваших фраз, вы услышите массу мелких "да". Продажа — это искусство задавать вопросы и вести торги для получения мелких "да", а завершение сделки по продаже по существу является суммой всех сказанных вам "да", разве нет?
"Качество очень важно, вы согласны?" "Множество прогрессивных фирм пользуются компьютерами, не так ли?" "Разве множество прогрессивных фирм не пользуются компьютерами?" (обращенная завязка). В стандартной форме завязка идет последней: "Как только вы привыкнете, так с легкостью сможете этим управлять, ведь верно?" Обращенная форма предполагает размещение завязки на первом месте: "И разве вы не с м о ж е т е этим легко управлять, как только привыкнете?"
Меченые завязки могут использоваться различными путями. В простейшем варианте вы отмечаете завязкой любое заявление вашего партнера, являющееся позитивным для факта продажи. Например, он говорит: "Качество имеет очень важное значение" (вы подтверждаете: "Не так ли?"). Поскольку эту фразу произнес сам партнер, значит она ему кажется верной. Каждый раз, когда вы чем-то помогаете продаже вербально, вы делаете завязку, работающую на установление полного взаимопонимания. Разве нет?
Многообразие поведения участников торгов, их различия в манере ведения спора свидетельствуют о том, что для каждого делового партнера важно не только уметь заставить оппонента сказать "да", но и научиться самому говорить "нет". § 7. КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ" В распоряжении деловых партнеров, склонных к манипулированию, огромный арсенал средств психологического давления: лесть и ложные посулы, запугивание и окрик. Однако они оказываются эффективными лишь в тех случаях, когда партнер не имеет сильной воли или подвержен воздействию со стороны более сильного противника. Научиться твердо возражать - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.
Подробно разбирая многочисленных внутренних врагов человека Уэйн Дайер, специалист по общению, предлагает читателям провозгласить личную декларацию независимости, отстаивая свои права на собственные вкусы. Автор книги "Если я говорю: «нет», я чувствую себя виноватым" Ма-нуэл Смит предлагает целый набор приемов для того, чтобы защищаться от людей, стремящихся спровоцировать у вас чувство вины. Одним из средств активной обороны является метод "сломанной пластинки". В качестве примера он приводит типичную ситуацию в магазине, когда недовольный покупатель хочет вызвать для разговора заведующего отделом. В ответ на обычные в таком случае попытки продавца помешать вашей беседе с заведующим (ваша просьба многократно игнорируется; вам сообщают, что начальник занят; в ваш адрес допускаются саркастические замечания) Смит рекомендует не поддаваться на провокации и повторять в разных вариантах фразу: "Я прошу вызвать заведующего отделом". Автор книги гарантирует успех этого приема. Думается, что этот метод нужно хорошо усвоить и специалисту по торгам, не случайно он описан в книге М. Смолл и Р. А. Маккен-зи "Как стать предприимчивым и богатым" (из американских рецептов) и в книге Харви Маккея "Как уцелеть среди акул". Деловой человек должен уметь, улыбаясь, говорить "нет", пока вопрос перестанет быть актуальным: "Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет. Нет". Возможно затем вы будете удивлены, обнаружив, сколько значительно улучшаются условия предлагаемых вам сделок, как только вы научитесь говорить "НЕТ'. Харви Маккей отмечает, что усвоил два важнейших для всякого посредника урока. Во-первых, надо быть готовым говорить "нет". Во-вторых, самым эффективным орудием в любых торгах и переговорах является информация. Иногда целесообразно и не заключать сделку, во всяком случае "здесь и сейчас", если интуиция вам подсказывает, что это риск, или не тот вариант договоренностей, который вас устраивает. Хотя конечно, интуиция не в состоянии соперничать с информированностью. Именно знание конкретных фактов и обстоятельств позволит вам управлять ситуацией и, если необходимо, вовремя сказать "нет". В литературе по бизнес-практике описаны специальные рекомендации, позволяющие овладеть этим приемом и не просто отказывать деловому партнеру, а делать это красиво.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|