Производственная деятельность Предприятия
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Полное авторское описание программного комплекса «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум», широко используемого в сотнях учебных заведениях экономического профиля, а также при проведении всероссийских и региональных студенческих олимпиад. До этого элементы программы описывались лишь в рамках ее электронной справочной системы. учебный материал по широкому кругу вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий: бухгалтерский учет, финансовая, управленческая и налоговая отчетность, отчетность по МСФО, финансовый менеджмент (анализ финансовых показателей, операционный анализ, анализ капитала, инвестиционный анализ) др. Программа «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» рекомендована для использования в учебном процессе УМО по образованию в области менеджмента и УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. предназначено для студентов и преподавателей, которые уже знакомы с данным программным продуктом или хотели бы с ним ознакомиться, а также для всех, кто интересуется активными формами обучения и современными компьютерными технологиями в образовании. Наши деловые игры и учебное пособие позволяют достичь уровня обучения, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО и СПО: · Внедрить активные и интерактивные формы обучения. · Разработать эффективные учебно-методические комплексы по различным учебным дисциплинам экономического профиля. · Добиться комплексного развития профессиональных компетенций студентов. · Продемонстрировать студентам междисциплинарную связь предметов. · Предложить им увлекательную форму самостоятельной работы.
Учебное пособие выдается всем участникам семинара Использование деловых игр серии БИЗНЕС-КУРС в учебном процессе. Для создания методических пособий для студентов по использованию игры предлагаем архив с первыми двумя главами книги. Предлагаем ознакомиться с оглавлением и некоторыми разделами пособия.
Эти деловые игры показывают комплексную картину деятельности организации и место в ней каждого элемента системы управления. Студенты обычно не получают такой картины в результате изучения отдельных учебных предметов. Здесь же они могут объединить, закрепить и расширить свои знания, выступив в роли руководителя предприятия, видящего картину в целом, обладающего всей полнотой власти в принятии управленческих решений и в то же время условно несущего за них «полную ответственность».
Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» снабжены подробной справочной системой, где не только объясняются специфические правила игры, но и даются детальные объяснения по всем вопросам, носящим общетеоретический характер, т.е. затрагивающих указанные выше учебные дисциплины и темы как таковые. Можно сказать, что, благодаря справочной системе, данные программы представляют собой своеобразные интерактивные учебники по управлению, учету и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих пользователей. Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» представлены в двух вариантах. Индивидуальный вариант может использоваться для самообразования и самостоятельных занятий в рамках очных учебных программ, а также при заочном и дистанционном обучении. Здесь пользователь, управляя организацией, один на один конкурирует с компьютером.
Коллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством Администратора игры (преподавателя). Участники коллективной игры разбиваются на команды, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции. Передача информации между компьютерами команд и Администратора осуществляется по локальной сети или через внешние носители. Побеждает та команда, которая к концу игрового курса добьется наибольшего значения игрового рейтинга. Желание выйти победителем порождает у участников игры повышенный эмоциональный настрой, который способствует эффективному усвоению навыков и знаний, заложенных в компьютерную программу. Обычно в коллективной игре участвуют 5-10 команд по 2-3 человека в каждой. Для полноценного проведения игры требуется от 12 до 36 учебных часов. Ее можно проводить как в рамках интенсивных краткосрочных семинаров, так и на протяжении целого семестра с включением в сетку занятий. Коллективная игра особенно эффективна в сочетании с традиционными формами обучения – лекциями и семинарами. Она позволяет проиллюстрировать и закрепить теоретический материал, существенно оживляет учебный процесс, оставляя незабываемые впечатления у ее участников. Ныне поддерживаемые компьютерные деловые игры «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» и «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» получили следующие образовательные грифы: · Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве программного комплекса по управленческим специальностям (май 2011 г.). · Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве электронного учебного пособия по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» (ноябрь 2009 г.). В настоящее время эти деловые игры используются в образовательном процессе на экономическом факультете, факультете государственного управления, в московской школе экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в целом ряде других учебных заведений страны. На базе их коллективных вариантов ежегодно проводится около 10 студенческих олимпиад в разных регионах России, причем эти мероприятия организуются по инициативе местных учебных заведений, использующих эти программные продукты в учебном процессе. В данном учебном пособии дается полное авторское описание наиболее насыщенной деловой игры данной серии – «БИЗНЕС-КУРС: Максимум». До этого элементы программы описывались лишь в рамках ее справочной системы.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей, которые уже знакомы с программой или хотели бы с ней ознакомиться, а также для всех лиц, кого интересуют активные формы обучения и компьютерные технологии в образовании. Пособие содержит подробные объяснения по всем дисциплинам и темам, перечисленным выше. В конце пособия приводится обширный словарь использованных терминов по финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Все это образует учебный и справочный материал, который может быть полезен не только при работе с данной программы, но и независимо от нее. В этом смысле программа выступает лишь как способ представления в одном месте разнообразной проблематики управления предприятием в современных условиях. Следует подчеркнуть, что в основе любой компьютерной деловой игры лежит та или иная математическая (имитационная) модель управляемого экономического объекта и его внешнего окружения. Качество игры во многом определяется содержанием ее математической модели, хотя очень важным является и качество программной реализации такой модели. Математическая модель, лежащая в основе программ серии «БИЗНЕС-КУРС», прошла длинный, эволюционный путь развития, начавшийся с одной научной публикации в 1993 г. [21]. С тех пор модель претерпела многочисленные изменения. Появлялись новые виды управленческих решений, новые отчетно-аналитические разделы, учитывались частые изменения российского законодательства. Так, в программе «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» дана новая возможность покупать оборудование в лизинг, а также покупать средства производства и продавать продукцию на условиях коммерческого кредита. Одновременно можно проводить операции факторинга. Здесь впервые представлена отчетность по МСФО. В описываемой версии пользователь выступает в роли Генерального директора (в коллективном варианте – исполнительного органа) открытого акционерного общества, называемого далее Предприятием. Задача пользователя – эффективно управлять Предприятием в течение всего игрового курса. Это означает, что надо достигнуть как можно большего значения игрового рейтинга к концу игрового курса, а до этого не стать банкротом. Механизм формирования игрового рейтинга описываются в п. 1.1.6, а условия банкротства – в п. 1.1.8. Игровой курс продолжается 73 условных месяца, т.е. 6 лет и еще один месяц (необходимый для выплаты дивидендов по итогам последнего календарного года). В базовом сценарии игры первым месяцем игрового курса считается январь 2011 г. и, следовательно, последний месяц – это январь 2017 г. Первый месяц игрового курса считается первым месяцем функционирования Предприятия. До этого был лишь сформирован уставный капитал в размере 100 млн. руб. путем продажи 100 тыс. акций по номинальной стоимости 1000 руб. Начальные активы Предприятия состоят только из этих денежных средств. В течение первого года перед пользователем стоит задача развертывания деятельности Предприятия и получения первой прибыли. Затем появятся качественно новые задачи по обеспечению стабильного роста Предприятия и укреплению его финансового положения. Процесс игры состоит в следующем. В каждом месяце компьютер будет предоставлять богатую информацию о текущем положении дел на Предприятии и внешнем окружении. После тщательного анализа этой информации Пользователь принимает управленческие решения на текущий месяц и дает команду компьютеру на переход к следующему месяцу. Компьютер на основе математической модели, учитывающей огромное количество внутренних и внешних факторов, рассчитает результаты месячной деятельности Предприятия и сформирует отчетность. Далее процесс повторяется: Пользователь анализирует полученную информацию, на этой основе принимает (корректирует) свои решения и переходит к новому месяцу. Если говорить более точно, переход к следующему месяцу непосредственно по указанию пользователя происходит только в индивидуальном варианте игры. В коллективном варианте пользователь (команда) лишь сообщает о готовности перейти к следующему месяцу. Переход осуществляет Администратор игры после того, как все команды примут решения на текущий месяц (см. п. 10.2.2).
Производственная деятельность Предприятия Основной вид деятельности Предприятия – производство и реализация продукции. По предположениям математической модели, Предприятие может производить три вида продукции: A, B и C. Для осуществления процесса производства продукции определенного вида необходимы следующие производственные факторы: · производственный цех, который берется в операционную аренду; · установленное там оборудование соответствующего вида (A, B или C); · сырье соответствующего вида (A, B или C); · рабочая сила однородной простой квалификации. Всего может быть до четырех цехов по производству продукции каждого вида. Все эти цеха используют единый склад сырья соответствующего вида и отгружают произведенную продукцию также на единый склад. Иллюстрацией служит рис. 1.1. Как мы видим, принятая в программе схема производства весьма проста, главным образом, потому, что каждый из указанных факторов представлен здесь в одном «экземпляре». На практике для производства продукции требуется гораздо больше: много видов оборудования, много видов сырья (а также полуфабрикатов, топлива, энергии), работники разных квалификаций и др. При этом каждое производство всегда специфично. Скажем, что общего в производственном процессе нефтеперерабатывающего завода, металлургической компании и ткацкой фабрики? Только то, что они используют указанные факторы производства с разным содержательным наполнением. Попытка отразить в модели игры производственную специфику одной отрасли экономики привела бы к тому, что пользователям пришлось бы принимать множество частных производственных решений, не отражающих специфику других отраслей. Кому-то эти детали будут интересны, но большинству пользователей – нет. Рис. 1.1. Схема производства продукта А Между тем, у компаний различной отраслевой принадлежности имеется много общего в вопросах финансового управления, включающего в себя не только собственно принятие финансовых решений, но и ведение учета, составление отчетности, анализ деятельности, стратегическое планирование. Общими до какого-то уровня детализации являются и вопросы маркетинга. Именно поэтому в программе используется простейшая схема производства без конкретизации названий продуктов, чтобы на этом «скромном» производственном базисе обозначить основные направления маркетинга и выстроить цельную картину финансового управления компанией, что, как мы надеемся, является интересным и поучительным для большого числа пользователей. В табл. 1.1 приводится список решений, которые необходимо принимать пользователю в отношении производства и реализации продукции каждого вида. В правом столбце указаны пункты настоящего пособия, где дается детальное описание соответствующих групп решений и связанных с ними правил игры. Табл. 1.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|