Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий к Особенной части 1 глава




Библиографический список

 

 

От авторов

Земельное право как учебная дисциплина — это система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии. Кроме того, может быть включена специальная часть, освещающая законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. В этом плане земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Оно выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами, разрабатывает и предлагает меры по совершенствованию действующего законодательства, формирует научные основы его классификации и систематизации.

Исследуя закономерности развития действующего российского законодательства, наука земельного права вместе с тем не оставляет без внимания земельное законодательство досоветского периода, проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявляет тенденции развития его в зарубежных странах.

В настоящем учебном пособии излагаются теоретические и законодательные основы использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Кроме того, в нем предлагаются задания для самостоятельной работы по темам учебного пособия. Даны приложения, глоссарий, литература.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового положения земель в условиях рыночной экономики России.

 

Принятые сокращения

 

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
ВК РС Водный кодекс Российской Федерации.
ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации.
ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
ГрК РФ Градостроительный кодекс Российской Федерации.
ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации.
ЛК РФ Лесной кодекс Российской Федерации
КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
НК РФ Налоговой кодекс Российской Федерации.
СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации.
ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации.
УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации.
ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
ФЗ РФ Федеральный закон Российской Федерации.
ФКЗ РФ Федеральный конституционный закон Российской Федерации.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 
 

  · Понятие «земельное право». Предмет и метод земельного права. Земельные правоотношения. Принципы и система земельного права России и исторические предпосылки земельного правопорядка Российской Федерации. Источники земельного права.
· Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации. Конституционно-признанные реформы собственности на землю в Российской Федерации. Конституционные правомочия собственников земельных участков. Права на земельные участки граждан и юридических лиц — не собственников земли. Возникновение прав на землю. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Особенности купли-продажи земельных участков. Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков. Прекращение и ограничение прав на землю.
· Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами. Плата за землю и оценка земли.
· Юридический механизм в сфере использования и охраны земель. Разрешение земельных споров. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
· Государственный мониторинг земель Российской Федерации. Землеустройство и его виды. Государственный земельный кадастр.  

 

 

 
 

Глава 1

Предмет и метод земельного права

 

1.1. Понятие предмета регулирования
земельного права

Российское право является одной из форм управления общественными делами, а данное управление успешно достигнет заложенной в нем цели только при условии адекватности этой формы особенностям управляемых общественных отношений.

Земельные правовые отношения хотя и обладают гражданско-правовой природой, но требуют особых (адекватных) правовых приемов регулирования, в которых административно-правовые методы переплетаются с гражданско-правовыми методами.

Поэтому как оборот, так и осуществление правомочий собственника земельного участка ограничиваются пределами, допускаемыми нормами земельного законодательства (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ), а право собственности и вещные права на землю ограничены рамками Земельного кодекса РФ, Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими земельными законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260—287 ГК РФ).

Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой зе­мельного права.

Головным нормативным правовым актом земельного законодательства является Земельный кодекс РФ, нормы которого закрепили особые принципы земельного права (ст. 1), установили правила категоризации земель (ст. 7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77—103) и т.д.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданско-правовые нормы дополняют сферу действия земельно-правовых норм, что вызывает сложность в определении предмета земельного права.

Одновременно и нормы земельного права вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования. Например, глава 17 ГК РФ, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, содержит земельно-правовые нормы, регулирующие порядок использования земельных участков.

При таких условиях трудно отграничить предмет земельного права от смежных с ним предметов других отраслей права и для правильного определения данного предмета необходимо исходить из следующего.

1. Предметом земельного права являются земельные отношения, т.е. общественные отношения складывающиеся по поводу земли, а для этого необходимо уяснить вопрос о том, что понимается под термином «земля».

2. Термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах.

Во-первых, он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

Во-вторых, земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочки земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении она является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права.

В-третьих, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы,под которыми биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности является объектом особой охраны.

3. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и именно эти отношенияКодекс именует земельными (п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок.

Пределы данного объекта определены в Конституции РФ. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, подобны бурно меняющимся и переливающимся потокам текущих вод. Их невозможно «расселить», как имущество, по однородным отраслевым группам. Поэтому существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования других смежных отраслей права.

Например, отношения по использованию земель могут быть конституционными (государственная граница), административными (закрытые административно-территориальные образования)и др. Особенно это касается вопроса о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных прав на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков. В юридической литературе высказано множество аргументов, что данные правовые институты — составная часть гражданского права, хотя фактически эти отношения являются предметом совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли: отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, разрешению земельных споров, контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

В условиях формирования рыночной экономики была сделана попытка изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому стал Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. В нем было сказано: «Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа» (ст. 1). Как видим, земельное и природоохранительное законодательство было поставлено в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие Гражданский кодекс РФ (часть первая). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников, регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества.

Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны определяться преимущественно с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо в специальных федеральных законах о правовом статусе иных природных объектов.

Таким образом, предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного и иных отраслей права.

В данный предмет не входят такие конституционные, муниципальные и административные земельные отношения, как, например, определение границ территории российского государства, его субъектов и муниципальных образований.

Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием выделения отраслей в системе российского права. Значительную роль в этом играют методы (способы) правового регулирования земельных отношений.

1.2. Методы регулирования земельных отношений

В правовой литературе до сих пор нет единства в понимании методов отраслевого регулирования.

Метод правового регулирования земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. Например, незаменимость земли обусловила появление такого метода правового регулирования, как обеспечение учета последствий эксплуатации земель для будущих поколений и с этой целью в земельном законодательстве установлено требование особой процедуры выбора земельных участков для строительства (ст. 31 ЗК РФ), т.е. данный метод позволяет учесть интересы не только настоящих, но и будущих поколений людей, которые будут проживать в данной местности.

В юридической литературе традиционно различают два основных метода:

1) императивный — организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов;

2) диспозитивный, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможность свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов[1].

В учебной литературе говорится также, что императивный и диспозитивный методы имеют разновидности. В частности, диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений проявляется как рекомендательный, санкционирующий и делегирующий[2].

В этих теоретических утверждениях четко проявляется заимствование методов, присущих другим отраслям российского права, и формальное отождествление их с принципами регулирования земельных отношений.

Под методами правового регулирования юридическая наука и практика понимают совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействует на общественные отношения[3]. И такие приемы, способы и средства могут иметь общеправовую, межотраслевую и отраслевую сущность. Например, метод императивных предписаний по существу является не отраслевым, а общеправовым — он свойствен любой отрасли права. Более того, без императивного метода не может функционировать ни одна сфера правового регулирования, поскольку принудительность (императивность) составляет суть данного вида регулирования.

Вместе с тем, как правило, должны существовать (и они есть в действительности) отраслевые методы правового регулирования, учитывающие специфику предмета своего воздействия.

Учет отраслевой специфики в земельном праве достигается тогда, когда при регулировании земельных отношений используются следующие методы.

1. Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости. Его регулятивное воздействие проявляется в пocлeдoвaтeльнoм осуществлении целевого использования земельных ресурсов России, установления особых разрешительных правил вовлечения земель в гражданский оборот, ограничения распорядительных прав собственника земель в интересах общества, ведения полноценного кадастра недвижимости мониторинга земель и др.

В частности, во исполнение этого метода в Земельном кодексе РФ предусмотрено категорирование земель по целевому назначению на земли:

· сельскохозяйственного назначения (ст. 77—82);

· населенных пунктов (ст. 83—86);

· специального назначения (ст. 87—93);

· особо охраняемых территорий (ст. 94—100);

· лесного и водного фондов (ст. 101—103);

· запаса (ст. 101).

2. Метод договорного регулирования земельных отношений. Его значимость в условиях рыночной экономики значительно возрастает. Однако данный метод не должен проявляться в установлении полной свободы совершения сделок с землей, что характерно для гражданского законодательства, а в допустимости только законодательно разрешенного оборота земель при обязательной их государственной регистрации.

Во исполнение данного метода в Земельном кодексе РФ установлены следующие правила:

· возможность установления Правительством РФ общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков (ст. 22 п. 4);

· запрет передачи в аренду земельных участков, изъятых из оборота (ст. 22 п. 11);

· запрет приватизации земель общего пользования в населенных пунктах (ст. 85 п. 12) и др.

3. Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель. В частности, в соответствии с Земельным кодексом РФ все земли на территории России обязательно подлежат:

· государственному мониторингу (ст. 67);

· учету в государственном земельном кадастре (ст. 70);

· государственному, муниципальному и производственному контролю (ст. 71—73);

· землеустройству (ст. 68);

· платности использования и оценке (ст. 65—66).

Имеются в земельно-правовом регулировании и иные методы правового регулирования, которые ждут научного исследования хотя бы на уровне выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ.

1.3. Принципы земельного права

Если предмет земельного права определяет границы земельно-правового вмешательства, а метод земельного права характеризует приемы данного вмешательства, то принципы отрасли права представляют собой конструктивную основу земельно-правового регулирования, предназначенную для следующего.

1. Определения направлений данного регулирования. В частности, принципы земельного права определяют приоритетное положение охраны земли, жизни и здоровье человека, выделяя в них приоритет сохранения особо ценных земель (п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.6 ст. 1 ЗК РФ), соответственно и конструирование земельного законодательства осуществляется в направлении реализации этих приоритетов.

2. Установления ограничителей в данном регулировании. Так, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п. 1.5 ст. 1 ЗК РФ) не допускает оборота данных объектов в отрыве от земельных участков, на которых эти объекты расположены, принцип платности землепользования (п. 1.7 ст. 1 ЗК РФ) запрещает бесплатную эксплуатацию земель, если иное не предусмотрено законом, а принцип категоризации земель (п. 1.8 ст. 1 ЗК РФ) — использование земель вопреки их установленному целевому назначению.

Фактически сущность отрасли земельного права раскрывается в его принципах, характеризующих основные внутренние связи общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права, а потому данная тема является наиглавнейшей при изучении дисциплины «Земельное право».

Под принципами земельного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих земельные отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание отрасли земельного права, придают целостность и единство правовым нормам, объединенным по предмету и методу правового регулирования в земельное право.

Государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация (суверен), и как собственник земли. При этом юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственника земли. Эти основные начала, урегулированные нормами права, в первую очередь Конституцией РФ, становятся правовыми принципами.

Конституция Российской Федерации как Основной закон страны является базой развития всех отраслей российского права, в том числе земельного. Отсюда содержание отрасли земельного права определяют прежде всего конституционные принципы — общие для всех отраслей права.

Сущность отрасли земельного права определяют три группы правовых принципов:

· общие правовые, закрепленные в Конституции РФ;

· отраслевые принципы отрасли земельного права;

· специфические принципы институтов земельного права, которые объединяют правовые нормы, регулирующие общественные отношения, присущие тому или иному институту земельного права (например, принципы нового института земельного права об обороте земель сельскохозяйственного назначения)[4].

К общим (конституционным) принципам можноотнести.

1. Принцип равноправного многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9 Конституции РФ). Например, подлежит признанию недействительным решение суда, мотивированное приоритетом права муниципальной собственности над правом частной собственности на земельный участок.

2. Принцип гарантированности права частной собственности на землю (п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36 Конституции РФ). Так, недопустимо изъятие земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности гражданину, в пользу общественной организации или других частных лиц.

3. Принцип свободы владения, пользования и распоряжения землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Например, будет незаконным постановление органов государственной власти, обязывающее фермеров выращивать в пользу больных жителей данного района специально предусмотренные лекарственные растения, поскольку это незаконное вмешательство в свободу хозяйствования.

4. Принцип верховенства федеральных законов при регулировании земельных отношений (п. 3 ст. 36, ст. 76, 90, п. 6 ст. 125 Конституции РФ). Так, только федеральными законами могут быть установлены ограничения прав собственников земельных участков (п. 1.2 ст. 9 ЗК РФ), а в случае принятия субъектом РФ закона, входящего, в противоречие с федеральным законом, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

5. Принцип ограничения прав граждан на землю только на основании федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). В частности, ст. 27 ЗК РФ предусматривает такие ограничения оборотоспособности земельных участков, как изъятие из оборота, ограничение в обороте и специальное регулирование оборота.

6. Принцип разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов при регулировании земельных отношений (ст. 72 и 76 Конституции РФ). Например, если субъект РФ осуществил в рамках своих полномочий изъятие земельного участка для своих нужд (п. 1 ст. 10 ЗК РФ), то требования Федерации об отмене этого изъятия будут отклонены судом (п. 6 ст. 76 Конституции РФ), т.е. разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами гарантировано законом к соблюдению этого разграничения.

Общие (конституционные) принципы земельного права являются основой становления отраслевых принципов земельного права.

В ст. 1 Земельного кодекса РФ сформулированы следующие отраслевые принципы.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Согласно этому принципу регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция РФ (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество. При этом нормы Гражданского кодекса РФ о недвижимом имуществе применяются только те, которые не противоречат Земельному кодексу РФ. Это правило касается и объекта права собственности, и иных вещных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Это означает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

В соответствии с данным принципом нормы земельного права устанавливают такой правопорядок, согласно которому каждый правообладатель земли, организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране в зависимости от особенностей земель и хозяйственной деятельности. Это находит свое отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса РФ.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...