Глоссарий к Особенной части 6 глава
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. В литературе, комментирующей законодательство, есть высказывания, что в Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 23) установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты[26]. С этим согласиться нельзя, поскольку действующее федеральное законодательство предусматривает возможность: · для общего водопользования (ст. 6 ВК РФ); · для свободного пребывания граждан в лесах (ст. 9 и 11 ЛК РФ). Установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется государственными или общественными интересами: на земельных участках, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п. 4 ст. 13 ФЗ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г.). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в Земельном кодексе РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1). Порядок проведения таких слушаний Земельный кодекс не предписывает. Представляется, что порядок, процедура слушаний и определение их результатов должны устанавливаться исходя из предписаний Федерального закона «Об общественных объединениях» от 17 мая 1997 г. (в ред. от 22.07.2010 г.). Согласно этому закону граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы государственной власти (ст. 27).
Отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого устанавливается сервитут. В связи с этим в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей»[27]. Кроме того, из анализа Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219[28] (в ред. от 28 ноября 2006 г.), можно сделать вывод о том, что поскольку круг правообладателей публичного сервитута не определен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества. По мнению автора настоящего учебного пособия, публичный сервитут надо рассматривать не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные объекты и ресурсы. Именно народы, проживающие на данной территории, и их будущие поколения в силу естественно-исторического права (по праву рождения) являются подлинными собственниками земли и других природных объектов в местах своего проживания, поскольку природные объекты не созданы человеком, а даны всем людям как естественная основа их жизни и деятельности, что юридически подтверждено Конституцией РФ (п. 1 ст. 9).
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Необходимым условием его установления является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким-либо иным способом, помимо сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК РФ) закрепляет в отношении сервитутов такой признак, характерный для вещных прав, как право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность — не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя. Сервитут может быть срочным или постоянным. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. (в ред. от 4.06.2011 г.) Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав[29].Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указывается содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут обременяет весь земельный участок, предоставление плана земельного участка не требуется. В документах об установлении сервитута должно быть указано его наименование и содержание (например, частный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный участок), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений, срок, на который установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, заверяются собственниками земельного участка. С заявлением в регистрирующий орган может обратиться либо собственник обремененного земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения о сервитуте. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. 5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками. Субъектами этого вида землепользования закон признает граждан и юридических лиц. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий либо органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются другим гражданам и юридическим лицам по договору. Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком признаются служебные земельные наделы. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. В настоящее время данные отношения регулируются такжеПостановлением Совета министров РСФСР «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов » (в ред. от 26.02.92 г.) [30]. Служебные наделы предоставляются работникам из земельных участков, принадлежащих организациям, с которыми у них установлены трудовые отношения. Такой надел выделяется на основании заявления работника и решения организации, в которой он работает, и на время его работы в ней. Контрольные вопросы 1. Каковы понятие и значение земельно-правового института не собственников земельных участков? 1. Какие существуют отличия в правовых статусах не собственников земельных участков и арендаторов земельных участков? 2. В чем сходство и отличие правовых статусов землепользователей в пореформенный и советский период? 3. В чем сходство и отличие земельно-правовых статусов арендаторов земельных участков и землепользователей? 4. Какие отличия существуют в порядке возникновении, изменении и прекращении земельных прав у арендаторов земельных участков от аналогичных прав владельцев и пользователей подобных участков? 5. В чем сходство аренды земельного участка и временного пользования земельным участком и чем они отличаются? 6. Есть ли особые права у землевладельцев и землепользователей земельный участков в части приватизации данных участков? 7. В чем сходство служебного земельного надела и срочного пользования земельным участком и чем они отличаются? 8. Каковы пределы прав физических лиц на пользование земельным участком без приобретения права собственности на него?
9. В чем заключаются ограничения прав иностранцев и лиц без гражданства на пользование земельными участками без приобретения права собственности на них? 10. Какова роль института владения земельными участками без права собственности на них в развитии экономики России? 11. Каковы перспективы развития института владения земельного участка без права собственности на него? Глава 6 Возникновение прав на землю
6.1. Основания возникновения прав на землю Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Земельные участки, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации, возврату не подлежат, их стоимость бывшим собственникам не возмещается и не компенсируется. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки следует признать акты государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 28 и 29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки (ст. 22 и 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274 и 549 ГК РФ). Ограниченные вещные права могут возникать на основании правопреемства. Например, к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Однако в данном случае следует иметь в виду, что если при рассмотрении заявления об установлении факта принадлежности земельного участка выяснится, что возник спор о праве, то заявление должно остаться без рассмотрения (п. 14 Обзора практики применения арбитражными судами земельного законодательства)[31]. Гражданское законодательство предусматривает возникновение гражданских прав из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Однако практика все же исходит из того, что права на земельный участок возникают лишь из сделок, предусмотренных законом. По мнению автора, такая практика соответствует естественной сущности земли как общенародного достояния. Права на земельные участки, возникшие по основаниям, перечисленным в федеральных законах, подлежат государственной регистрации. Она является единственным доказательством их существования. Датой государственной регистрации определяется момент возникновения права на земельный участок. Вместе с тем государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г.). В особо важных случаях, когда необходим дополнительный контроль за динамикой имущественных отношений с таким важным объектом, как земля, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные участки (п. 3 ст. 339, ст. 584, п. 2 ст. 609 ГК РФ). Но данное положение не должно трактоваться расширительно, все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в федеральных законах (п. 14, 15, 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[32]).Так, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). 6.2. Документы о правах на земельные участки Земельный кодекс РФ не устанавливает новых правил удостоверения прав на земельные участки. Он отсылает к сложившейся практике, адресуя субъектов реализации прав к действующим нормам, установленным прежде всего ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. Согласно этому Закону права на недвижимое имущество и сделки с ним фиксируются в Едином государственном реестре прав. Он составляет основу документов, удостоверяющих права на земельные участки. Его неотъемлемой частью являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело с правоустанавливающими документами открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В деле комплектуются документы, поступающие для регистрации прав на земельный участок. Книга учета документов содержит данные о принятых на регистрацию документах: об объекте недвижимого имущества; о правообладателях; регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав и т.д. Возникновение и переход прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма и порядок заполнения данного свидетельства установлены Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219[33]). Свидетельство выдается правообладателю (при регистрации любого вещного права на землю), арендатору (при регистрации права аренды), залогодержателю (при регистрации ипотеки). Регистрация договоров и сделок с землей имеет некоторые особенности. Ее проведение удостоверяется штампом регистрационной надписи на оригинале документа, выражающего содержание сделки (договор аренды, договор безвозмездного срочного пользования и т.д.). Одновременно с регистрацией сделки регистрируется и право на земельный участок, возникшее на основании этой сделки. Правообладателю в этом случае выдается свидетельство, а в штампе регистрационной надписи на документах указывается вид зарегистрированного права. Если государственная регистрация сделки совершена, но права при этом не возникло (например, в силу установленных в договоре условий), свидетельство не выдается (при этом в штампе делается соответствующая запись). Следует иметь в виду, что права на землю, не предусмотренные ст. 15 и 20—24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения Земельного кодекса в действие. Вместе с тем признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные ранее документы о правах на земельные участки. Имеются в виду свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» от 17 августа 1991 г. № 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19 марта 1992 г. № 177. 6.3. Ограничение оборотоспособности Земельный участок как объект недвижимости может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Словосочетание «оборот земельных участков» свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений. Под оборотоспособностью земельного участка следует понимать свободу отчуждения земельных участков от законных правообладателей или перехода их от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если земельные участки не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Эти общие правила оборота определены гражданским законодательством (ст. 129 ГК РФ). Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 273 ЗК РФ. Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: · государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 ЗК РФ); · зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; · зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; · объектами организаций федеральной службы безопасности; · объектами организаций федеральных органов государственной охраны; · объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; · объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; · исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ; · воинскими и гражданскими захоронениями, инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Изъятие земельного участка из оборота означает лишь то обстоятельство, что по поводу таких земельных участков нельзя совершать гражданско-правовые сделки, а распоряжение ими осуществляется в форме административных актов, которые издают государственные органы, уполномоченные федеральным правительством. При издании таких актов эти органы не обладают полным объемом полномочий собственника. Они не вправе предоставлять такие земельные участки в частную собственность и совершать по поводу их гражданско-правовые сделки. Другую категорию составляют земли, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. · в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота); · из состава земель лесного фонда; · в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; · занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; · предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота); · не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований; · предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; · предоставленные для нужд связи; · занятые объектами космической инфраструктуры; · расположенные под объектами гидротехнических сооружений; · предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; · загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; · расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; · в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, указанных федеральными законами. Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения целевого их использования в интересах общества и соответствует также предписаниям п. 3 ст. 129 ГК РФ. Возможности ограниченного включения в гражданский оборот земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта, указаны в ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 г.[34] и Положении о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. (на сегодняшней день пока действует, хотя МПС ликвидировано). Согласно названному Положению свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, кроме складов горюче-смазочных материалов и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Ограничение оборота земельных участков зависит от направления использования и охраны отдельных категорий земель или специально указанных земельных участков. Так, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.[35]определяет особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. В частности, он устанавливает, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками не допускается изменение их целевого назначения и разрешенного использования. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и будет рассмотрен далее. 6.4. Приобретение прав Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам — в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ). Новеллой действующего земельного законодательства стало то, что земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются. Однако если такое право у гражданина возникло до даты официального опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. Одновременно ему разрешено по его желанию переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности. Юридические лица в отличие от граждан по закону были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 г. Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом. Землями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству. Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок; при возмездном отчуждении — основанием для заключения договора. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Это общее правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ. Бесплатно земельные участки в собственность граждан и юридических лиц предоставляются только в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, не взимается плата с граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если они реализуют свое право по переоформлению их в собственность. Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства бесплатно могут предоставляться земельные участки в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных по правилам земельного нормирования. Решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Если граждане или юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, когда испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию, либо они зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|