Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.




Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно – расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие выше названные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов, с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетмая политика).

Финансовая сис-ма (ФС) – совок-ть блоков, звеньев финансовых отношений, каждая из к-рых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных ср-тв и играет разл-ую роль в общественном воспроизводстве.

ФС РФ состоит из 3х подсистем:

1. Государственные и муниципальные финансы, в т.ч. государственная бюджетная система, которая включает:

- Государственная бюджетная система, которая включает федеральный бюджет; территориальные бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, областные и М. СПб) и местные бюджеты (городские, сельские, районные). Бюджет каждого уровня является независимым, т.е. имеет собственные источники доходов, за счет которых финансирует выполнение возложенных на него функций.

- Государственные внебюджетные фонды (пенсионные фонды, фонд соц. Страхования, ФОМС);

- государственный кредит – форма денежных отношений между государством и физ. и юр. лицами, при которых государство может выступать в качестве заемщика, также кредитора и гаранта;

2. Финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч:

- Финансы коммерческих организаций;

- Финансы некоммерческих организаций;

- Финансы финансовых посредников (ПФ частные, банки, инвестиционные компании);

3. финансы населения

Каждое звено ФС выполняет лишь те з-чи, к-рые возложены на него. Различаются так же формированием и использованием фондов денежных средств.

Гос.бюджет явл-ся главным звеном ФС. Это годовой финансовый план государства, содержащий роспись гос-ых дох-ов и расходов на определенный срок, как правило на год, утвержденная в законодательном порядке. Он необходим для того, чтобы государство имело финансовые ресурсы для выполнения своих функций, а также с помощью гос.бюджета осуществляло регулирование экономики.

Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек Обычно под гос.бюджетом понимают не т/о бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей.

Фед.,

регион.,

местный

Бюджетная система строится на принципахфискального федерализма то есть разграничение полномочий между всеми уровнями бюджета.каждый бюджет автономен

Осн.функции бюджета: перераспределение национ.дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, соц.группами населения; госуд.регулирование и стимулирование экономики; фин.обеспечение фин.политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден.средств.

Осн. доходами ГБ выступают налоги и неналоговые платежи. За ГБ РФ закреплены гл.налоги – налоги на прибыль(доход) предприятий и организаций, подоходний налог с физ.лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К неналоговым доходам относят: доходы от использования имущества, находящегося в федер.собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от внешнеэкон.деятельности, административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; безвозмездные перечисления и др.

Расходы бюджета включают след.группы затрат: госуд.управление, междун.деятельность, национ.оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, Федеральная судебная система, фундаментальные исследования, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, образование, культура и искусство, СМИ, здравоохранение и физ.культура, социальная политика, обслуживание и погашение госуд.долга, охрана ОС, фин.помощь субъектам РФ и закрытым административно – территориальным образованиям, другие расходы.

Совокупность доходов ирасходов всех уровней составляет консолидированный бюджет страны.

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами, но, как правило, такая ситуация бывает крайне редко.

Бюджет имеет 3 состояния:

1. доходы < расходы - дифицит бюджета. Если бюджет принимается с дифицитом, то одновременно с его принятием утверждаются источники его финансирования

2. доходы > расходы – профицит

3. доходы=расхлды – сбалансированный бюджет

В эк-ой теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это дефицит федерального бюджета при естественном уровне безработицы, равном 6 %. Разность между реальным и структурным дефицитом определяется как циклический дефицит.

Причины дифицита бюджета:

1. кризисные явления в экономике (спад производства)

2. неспособность производства держать под контролем фин. Ситуацию в стране

3. ЧС (войны, катастрофы)

4. милитаризация экономики в мирное время

5. осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры

6. крупномасштабный оборот теневого капитала.

Сущ-ет неск-ко вариантов покрытия дефицита бюджета: 1)за счет выпуска новых денег. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения. 2)за счет государственных займов как внутренних так и внешних. Они осуществляются в виде продажи гос-ых ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (н-р, у пенс-ого фонда) и в порядке получения кредитов у банков.

Гос.долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетов имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Гос.долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т. е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.

Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств юрид-их и физ-их лиц на началах возвратности для финансирования гос-ых расходов.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время наряду с гос-ыми страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страх-ие делится на: личное, имущественное и страхование ответственности, а также страхование предпринимательских рисков, к-рые могут быть добровольным и обязательным.

Фондовый рынок – особый вид финансовых отношений, возникающих в рез-те купли-продажи специфических финансовых активов – цен.бумаг. З-ча фонд.рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Служит для мобилизации и эфф-ого использования временно свободных ден.средств.

Финансы предприятий разл-ых форм собственности обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и нац-ого дохода и явл-ся главным ф-ром формирования централизованных ден-ых фондов.

В структуре фин.системы выделяют: Централизованные финансы – финансы сформированные на уровне государства (государственная бюджетная система, госуд.кредит, специальные внебюджетные фонды). Они используются в качестве инструмента национ.экономики в целом, а также для решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы – финансы сформированные на уровне предприятий (фирмы, предприятия различных форм собственности, фонды страхования). Это фин.отношения между юр.лицами, юр.лицами и государством, юр.лицами и физ.лицами.

Финансы - это совокупность экономических отношений, опосредующих создание распространение и использование фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода. Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства. Виды финансовых отношений между государством и предприятиями, организациями, обществами; взаимные финансовые отношения между фирмами, организациями; между государством и населением; между государствами.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

- распределительная заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми ресурсам, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения;

- контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их распределение по целевому назначению, посредством регламентации финансовой информации и стимулирование процесса расширения воспроизводства.

- стимулирующая функция финансов проявляется в следующем, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

- фискальная функция связана с те, что с помощью налогов, содержания госуд.аппарата страны и той части непроиз.сферы, кот.либо не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Структура госуд.финансов:

Госуд.финансы – госуд.бюджет, местные бюджеты, финансы госуд.предприятий и организаций, госуд.финансы социального страхования, специальные денежные фонды.

Функции госуд.финансов: обеспечение существования государства; распределительная; стимулирующая; контрольная.

Принцип построения фин.системы – принцип фин.федерализма (разграничения полномочий между бюджетами всех уровней).

Фискальная политика (ФП) – это сознательное манипулирование гос-ым бюджетом, направленное на стабилизацию эк-ого развития. Она предполагает использование возможностей правительства взымать налоги и расходовать средства госуд.бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных соц.задач.

Мех-зм действия ФП вкл-ет две части: 1) дискреционную ФП, осуществляемую ч/з преднамеренное изменение налогов (нал-ых ставок) и объема правительственных расх-ов (гос-ых закупок тов-ов и услуг и трансфертных платежей; 2) недискреционную ФП или политику встроенных стабилизаторов, основанную на зависимости изменений налоговых поступлений и гос-ых трансфертов от хода цикла деловой активности.

Цель ФП –обеспеч-ие неинфляционного произв-ва в условиях полной занятости и стимулирование эк-го роста. Основные ее компоненты: гос-ый бюджет и налоговая система.

Осн.рычагом фискальной политики гос-ва яв-ся изменение нал.ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законад.органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов, с целью воздействия на реальный объем нац.производства, занятость, инфляцию, экон.рост.

ФП - важнейший инструмент гос-ого регулиров-ия эк-ки, направленная на стабилизацию эк-го развития, политика, направленная на регул-ние и предотвращение нежелательных изменений совок. спроса, посредством планируемых изменений гос-ых расходов и налогов. Концепция ФП как созидательного инструмента обеспечения полной занятости, ценовой стабильности и экономического роста была выдвинута и обоснована Кейнсом.Суть кейнсианского анализа в том, что общее равновесие макроэк-ки вовсе не должно соответствовать такому уровню нац-ого дохода, к-рый позволяет обеспечить полную занятость и эк-ка, весьма вероятно, может попасть либо в ситуацию безработицы, либо инфляции. Однако, по мнению Кейнса существует рецепт решения этих проблем, а именно, гос-ое воздействие на величину совок. спроса.

В период спада и высокого уровня безработицы должна проводиться стимулирующая ФП, повышающая совок. спрос. Она вкл-ет или увеличение гос-ых расх-ов или снижение налогов, или и то и другое, что ведет к росту дефицита бюджета. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то должна проводиться сдерживающая ФП – это политика бюджетного излишка, т.к. она предполагает либо уменьшение гос-ых расх-ов, либо увелич-ие налогов, либо сочетание этих двух мер.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим или встроенным стабилизатором понимается экон.механизм, кот.автоматически реагирует на изменение экон.положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К осн.встроенным стабилизаторам относится:

1. изменения нал.поступлений. сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экон.подъема нал.поступления возрастают, в период спада сокращаются.иными словами, прогрессивная нал.система в период инфляционного роста проводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экон.роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

2. система пособий по безработицы и различных соц.выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса, даже в период экон.спада. в период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Налоги яв-ся доходным звеном бюджетной системы. Налоги – обязательные платежи юр. и физ.лиц, поступающие в заранее установленных законом размере и в определенные сроки. Совокупность взымаемых налогов, форм и методов образует налоговую систему. Осн.документом яв-ся нал.кодекс.

Налоги выполняют 3 функции: фискальная (обеспечение финансирования госуд.расходов), стимулирующая (поддержание соц.равновесия путем соотношения между доходами), регулирующая (госуд.регулирование).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...