Теория сравнительных преимуществ (альтернативных издержек). (Рикардо)
Государства специализируются в производстве (экспорте) такого товара, в производстве которго располагается сравнительным преимуществом и получаю выгрыш, торгуя им в обмен на другие товары. Выгрыш обусловлен не абсолютным преимуществом, а соотношением альтернативных издержек при отсутствии внешней торговли; страна специализ-ся на пр-ве тех товаров, альтерн изд-ки кот ниже, чем у др стран. «+»: 1) обосновали естественное разделение труда; 2) сформулировали идею свободной торговли; 3) разработали одну из моделей внешненй торговли; 4) в результате свободной торговли каждое государство получает выигрыш. «-»: если какое-либо государство не обладает абсолютным преимуществом ни по одному из товаров, то выгрыш от торговли оно не получает. Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных. Теория международной цены Дж Ст Милль. Суть – междунар цена зависит от спроса и предл и устан-ся на таком уровне, что сов экспорта данной страны позволяет оплачивать сов ее импорта. Неоклассическое направление 20 гг 20 в Модель Хекшера – Олина Теория сопоставления факторов пр-ва Суть: в формировании товара участвуют все факторы производства: государства, избыточные капиталом, экспортируют капиталоёмкую продукцию, а импортируют трудоёмкую и наоборот (экспортирует те товары, для пр-ва кот она обладает отн-но избыточными факторами пр-ва, а импортирует те товары, для пр-ва кот она испытывает отн недостаток факторов пр-ва.). По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят нац-ые сравнительные преимущества.
Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона 40 гг Суть – МНТ приводит к выравниванию цеен на факторы пр-ва в торгующих странах. 5. Парадокс Леонтьева Исследуя структуру экспорта и импорта США после второй мир войны, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева, т.е. трудонасыщенные страны экспрот-т капиталоемкую прод, а капиталонасыщенные – трудоемкую продукцию. 6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов: развитие международного разделения труда; НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ); развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли; получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Альтернативные теории международной торговли Теории эффекта масштаба Минимизация затрат за счёт увеличения выпуска продукции, на которой специализируется то или иное предприятие и отказа от производства сопутствующих товаров.Все предыдущие теории ориентировались на международный уровень, данная теория на транснациональный уровень.«+» - эффективная долгосрочная политика, узкая специализация (также и -) Теория жизненного цикла продукта Существует несколько фаз развития продукта: 1) разработка продукта; 2) фаза внедрения; 3) фаза зрелости продукта (внутренний рынок насыщается, выход на внешний рынок); 4) фаза упадка или смерти продукта. Теория технологического разрыва Происходит на транснациональном рынке. Происходит конкуренция между одинаковыми товарами, ценами. Теория конкурентных преимуществ М. Фортер (ам. учёный). Он отбрасывал все факторы производства, он делал акцент на конкурентоспособности продукта. Условия: 1. параметры спроса (динамика); 2. роль обслуживающих прилегающих отраслей (сервис, транспортировка, поставщики); 3. стратегия фирм; 4. факторные условия. Открытая Экономика - экономика, которая свободна торговать с другими экономическими системами различных стран. Это находится в резком контрасте с закрытой экономикой, где людям не разрешают торговать с другими странами. Открытая экономика - область, которая имеет дело в макроэкономических явлениях как обменные курсы, активный баланс, тарифы, субсидии, и доли импорта. Открытая экономика выгодна, потому что люди могут торговать в товарах и услугах; балуйтесь бизнесом с международной ареной в целом. Это увеличивает область торговли и бизнеса, приводящего к выгодному доходу. Открытая экономика включает два типа торговли. Они:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|