Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое исследование психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий




Введение

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [5].

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [10].

Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно - методических материалов и пособий в системе начального образования.

Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков [21].

Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно - воспитательного процесса в начальной школе. Всё сказанное выше определяет актуальность выбранной темы [15].

Цель нашего исследования: изучить психологические основы формированияуниверсальных личностных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: универсальные личностные учебные действия.

Предмет исследования: особенности формирования универсальных личностных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов.

Теоретико - методологической основой работы является культурно - исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть и проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.

2. Рассмотреть психологическую сущность понятия универсальные личностные учебные действия.

.   Определить психологические особенности младших школьников.

4. Рассмотреть, подобрать и проанализировать методы и методики, направленные на выявление уровня сформированности универсальных личностных учебных действий.

.   Рассмотреть и определить с помощью диагностики особенностиуровня сформированности универсальных личностных учебных действий.

.   Проанализировать и интерпретировать результаты исследования, сопоставить их с гипотезой.

.   Выявить различия в уровне сформированности универсальных личностных учебных действий.

.   Провести оценку полученных результатов с поставленными задачами.

В качестве методов исследования были использованы:

1. Метод теоретического анализа литературы.

2. Метод эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики:

- методика «Хороший ученик»;

опросник мотивации;

анкета «Оцени поступок» (в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой).

3. Метод математической статистики для качественного анализа и содержательной интерпретации результатов.

База исследования: эмпирическую базу исследования составили обучающиеся 2 «А» и 3 «Б» классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №69 г. Казани в количестве 40 человек.

Теоретическая значимость работы заключается в подборе, анализе, обобщении и систематизации материала по заявленной теме в области современных педагогических и психологических наук.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами при работе с младшими школьниками. Теоретические и практические выводы могут быть предложены в качестве основания для организации психологического сопровождения обучающихся начальной школы, составления психолого-педагогических программ по развитию универсальных личностных учебных действий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, а также из списка использованной литературы и приложений.

 


 

Теоретическое исследование психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...