Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Проведя психодиагностику личностного самоопределения в отношении эталона «хороший ученик», регулятивного действия оценивания своей учебной деятельности младших школьников по методике «Хороший ученик», нами были получены результаты. % испытуемых 2 «А» классам (9 человек), имеют низкий уровень личностного самоопределения в отношении эталона «хороший ученик», регулятивного действия оценивания своей учебной деятельности. У 35% опрошенных (7 человек) этот уровень средний, а для 4 человек (20%) - высокий. Для обучающихся 3 «Б» класса данный показатель находится на высоком уровне у 60% опрошенных (12 человек), 15% (3 человека) показали средний уровень и у 25% младших школьников (5 человек) - низкий уровень. С целью выявления мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности нами был использован опросник мотивации. % (2 человека) обучающихся 2 «А» класса имеют негативное отношение к школе. 35% (7 человек) имеют неадекватную мотивацию (внешнюю, социально одобряемую). Для большинства опрошенных (40% - 8 человек) нет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная. 15% (3 человека) имеют учебно-познавательную и социальную мотивацию. Негативное отношение к школе показал 1 обучающийся 3 «Б» класса (5%). Неадекватную мотивацию имеют 20% опрошенных (4 человека). Также для большинства опрошенных (40% - 8 человек) нет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная. 35% (7 человек) имеют учебно-познавательную и социальную мотивацию. С целью выявления степени дифференциации конвенциональных и моральных норм нами была проведена методика «Оцени поступок». % (4 человека) из 2 «А» класса имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 35% (7 человек) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 45% (9 человек) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.
Результаты опрошенных из 3 «Б» класса показали, что 15% (3 человека) имеют низкий уровень, 25% (5 человек) - средний уровень, 60% (12 человек) - высокий. Далее проведем математическую обработку полученных данных. Об-работка данных проводилась на основе критерия Манна - Уитни. U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми вы-борками (n1, n2≥3 или n1=2, n2≥5) по уровню количественно измеряемого признака. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше. Были сформулированы следующие гипотезы: Н0 - уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке; Н1 - уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке. Здесь и далее указываем, что под рядом 1 подразумевается группа испытуемых 2 «А» класса, ряд 3 - группа испытуемых 3 «Б» класса. Результаты математической обработки представлены в приложении 4. В зону неопределенности попали значения по методике «Хороший ученик». В зону незначимости попали результаты опросника мотивации и методики «Оцени поступок». Таким образом, полученные в ходе исследования результаты неподтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что существуют различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов. Заключение
В своей работе мы попытались рассмотреть вопрос различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования. Поставив целью нашей изучить психологические основы формирования универсальных личностных учебных действий в младшем школьном возрасте, нами были использованы методы теоретического анализа литературы, методы эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики: методика «Хороший ученик»; опросник мотивации; анкета «Оцени поступок» (в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой) - и методы математической статистики для качественного анализа и содержательной интерпретации результатов. Теоретический анализ литературы выявил теоретическую основу формирования универсальных личностных учебных действий. Созданная концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. В нашем психодиагностическом обследовании приняли участие 40 испытуемых младшего школьного возраста. Проанализировав результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам. По результатам психодиагностического исследования обучающихся 2 «А» класса было выявлено, что личностное самоопределение в отношении эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности находится на низком уровне. У большинства обучающихся выражены учебно-познавательная и социальная мотивация. Результаты диагностики показали, что для обучающихся 2 «А» класса недопустимы нарушения моральных норм. Психодиагностика обучающихся 3 «Б» класса показала, что личностное самоопределение в отношении эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности находится на высоком уровне. У большинства обучающихся также выражены учебно-познавательная и социальная мотивация и для них недопустимы нарушения моральных норм. Исследуя различия в универсальных личностных учебных действиях младших школьников 2 «А» и 3 «Б» классов, мы пришли к следующим выводам. Значимых различий по исследуемым признакам нами не были обнаружены. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты не подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что существуют различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов.
Список использованной литературы
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2013. . Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2013. . Андриевская В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников / В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. - 2009. - №2. . Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2009. - №4. . Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2010. - №3. . Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). . Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 2012. . Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М., 2009. . Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 24 с. . Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2011. - 159 с. . Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2009. . Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №12. - C.101-104. . Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 2012. . Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 2011. . Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2010. - №4. . Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2012. . Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 2011. . Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М., 2012. . Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех»». . Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В.Е. Клочко. - Томск, 2010. . Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования/Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. - 2013. - №4.
. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). . Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 2009. . Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 2010. . Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис…. канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2013. - 212 с. . Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2009. . Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М. Митиной М., 2010. . Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М., 2010. . Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2009. . Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В. Рубцова, М., 2010. . Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 2013. . Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: Автореф. дис…. канд. психол. наук. - Казань, 2013. - 19 с. . Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М., 2009. . Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - С. 55-60. . Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010. . Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). . Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2010. . Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 2009. . Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 2010. - №2. . Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М., 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|