Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I . Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции

Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у от­дельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднород­ность продуктов. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокраще­ние предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции:

1. недопроизводство;

2. завышение цен;

3. экономические прибыли.

II. СТРУКТУРА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ДИФ­ ФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

Условия монополистической конкуренции:

1. множество производителей;

2. низкая рыночная доля;

3. разнородность продукции;

4. низкие барьеры (дифференциация продукта);

5. несовершенная информация.

16

Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квази­монополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Действительная и кажущаяся дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобла­дание неценовой конкуренции в современных условиях.

Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской про­мышленности. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой диффе­ренциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.

III. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕ­ РИОДЕ

Краткосрочный период. Выбор оптимального объема производства в услови­ях монополистической конкуренции, график. Характерные черты положения фирмы: занижение объема производства, завышение цен в сравнении с совершенной конку­ренцией. Относительно небольшая степень несовершенства рынка.

Долгосрочный период. Временный характер экономических прибылей в усло­виях монополистической конкуренции. Их исчезновение в результате копирования удачного дифференцированного продукта конкурентами. Последствия монополисти­ческой конкуренции. Теорема "избыточной мощности". График долгосрочного рав­новесия для фирмы и отрасли. Динамический аспект проблемы: возможность посто­янного получения экономических прибылей путем повторных дифференциаций про­дукта. Цикл жизни продукта.

IV. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕКЛАМЫ

Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся диффе­ренциации продукта. Две основные функции рекламы: информационная и побуди­тельная. Механизм действия и основные принципы рекламы. Позитивные стороны влияния рекламы на экономику: информирование покупателя, выявление неосознан­ных потребностей, расширение производства и снижение издержек за счет экономии на масштабах производства. Негативные стороны рекламы: создание искусственных потребностей, увеличение издержек реализации товара, эффект самонейтрализации рекламы. Реклама в СССР и России. Нарушения прав потребителя в современной российской рекламе.

ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ

I. СТРУКТУРА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

В ДУОПОЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии:

1. малочисленность производителей;

2. большая рыночная доля;

3. разнородность или однородность продукции;

4. высокие барьеры;

5. несовершенная информация.

17

Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкурен­ции в условиях олигополии (финансовый барьер и барьер ограниченной емкости рынка). Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Теория игр и упрощенные (дуополистические) модели олигополии. Модель Курно. Равновесие Курно. Важнейшие выводы из модели Курно:

1. Особое значение поведения любого из конкурентов для общего состояния
дел в отрасли;

2. Олигополия завышает цены и занижает производство слабее, чем монопо­
лия, но сильнее, чем монополистическая конкуренция;

3. Олигополистическая сверхприбыль ниже монополистической.

П. РАЗНОВИДНОСТИ ОЛИГОПОЛИИ

Три основных разновидности олигополии:

Нескоординированная олигополия. Отсутствие сговора и общей цели у фирм-частниц. График выбора оптимального объема производства при нескоордини-рованной олигополии. Особенности: ломаный характер кривой спроса, разрывы кри­вой предельного дохода. Потеря гибкости цен и блокирование механизмов саморегу­ляции рынка при нескоординированной олигополии (западная и марксистская интер­претация последствий).

Картели. Цель фирм-участниц — монополистическая прибыль. Типичное со­глашение: квоты производства или раздел рынков, единые цены, общая политика по отношению поставщикам факторов производства (в первую очередь — профсоюзам). Картель как наиболее распространенная форма реальной монополизации рынка. Межвоенный период — «золотой век» картелей. Запрет картелей в большинстве стран. Синдикаты в Российской империи и картели в современной России.

Картелеподобная структура рынка. Цель фирм-участниц — равновесие Курно, максимизация олигополистической прибыли. Принцип предсказуемого пове­дения (лидерство в ценах, схема «издержки плюс»). Схема «издержки плюс» в СССР и России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...