Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделение методов по функциональному предназначению




 

Методы
эмпирические (знание, полученное непосредственно из опыта) теоретические (знание, полученное путем абстрактного мышления)
  наблюдение и эксперимент систематизация и классификация эмпирическое обобщение получение эмпирических фактов   интеллектуальная интуиция аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация мысленный эксперимент

 

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой раци­ональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теорети­ческого уровня знания. Теоретический уровень – это зна­ние, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении – это наука, знание вообще, в отли­чие от практической деятельности людей. В более узком значении – знание, имеющее строго определенную фор­му. Познавая тот или иной объект, человек начинает про­цесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдель­ные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержа­ние объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систе­му. Получаемое при этом глубокое разностороннее конк­ретное знание о предмете и есть теория, обладающая опре­деленной внутренней логической структурой.

Эмпирическое познание формируется в процессе взаимо­действия с объектом исследования, когда мы непосред­ственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, об­рабатываем результаты и получаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, сис­тематизация и классификация полученных эмпиричес­ких данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвертых, заклю­чительная стадия, на которой мы получаем эмпирические факты.

Но получение отдельных эмпирических фактов и за­конов не позволяет еще построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, нужно обязательно перей­ти к теоретическому уровню научного познания. Этот уро­вень всегда начинается с поиска исходных принципов по­строения теории, а переход к нему представляет каче­ственный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуи­ции, которая является важным средством нахождения ис­тины. В ее основе лежат определенные принципы: это – значительное накопление знаний в соответствующей обла­сти познания, поскольку интуитивное решение можно на­ходить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний. Так как механизм действия ин­туиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источни­ком и всеобщей формой которых являются законы диалек­тики. Овладение системой философских категорий – не­обходимое условие эффективного результата интеллекту­альной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художе­ственного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его – также фактор, существенный для интеллек­туальной интуиции.

Второй этап теоретического уровня – построение на­учной теории как содержательной, так и формальной. Ве­дущими методами здесь являются: аксиоматический ме­тод, абстрагирование, идеализация. Когда теория по­строена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспе­риментом. На основе построенной промежуточной моде­ли опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели постро­ены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фак­тами, она остается гипотезой.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследова­ния, в реальной действительности всегда неразрывно свя­заны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики?

2. Каково соотношение движения и развития?

3. Каковы важнейшие качественные характеристики любого закона?

4. Каковы основные принципы диалектики и их методологическое значение?

5. Какова роль философских категорий в научном познании?

6. В чем суть философского понятия противоречия?

7. Что такое противоречия и каковы пути их разрешения?

8. Что отличает основные противоречия от неосновных, внутрен­них от внешних?

9. Какова роль противоречия в процессе противоречия?

10. Какие стороны процесса развития раскрывают закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания?

11. Поддаются ли количественному измерению возможности?

12. В чем отличие категории «единичное» от категории «отдельное»?

13. Существует ли предмет или явление действительности, которое одновременно выступает в качестве единичного, общего и особенного?

14. Приведите примеры проявления законов диалектики в природе, обществе и познании.

15. Претерпевают ли изменения с течением времени субъект и объект познания?

16. Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?

17. Почему несостоятельны позиции сенсуализма и рационализма?

18. Что такое знание и познание?

19. Какова роль гносеологии в философской науке?

20. Верно ли утверждение, что истина – это процесс?

21. Каковы критерии истины?

22. В чем различие между заблуждением и ложью?

23. В чем специфика технической деятельности как формы практи­ки?

24. Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?

25. Что такое научный факт?

26. Каковы главные составляющие научной теории?

27. Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?

28. Какова взаимосвязь познания и практики?

29. Каковы основные признаки истины, ее свойства и критерии?

30. Каково соотношение знания и веры в процессе научного познания?

Список литературы

1. Алексеев П. В.Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2001. – 608 с.

2. Бреник Н. В. Введение в современную теорию познания. – М.: Академ. книга, 2003. – 504 с.

3. Голубинцев В. О. Философия для технических вузов. – М.: Феникс, 2001. – 510 с.

4. Губин В. Д. и др. Философия: учебник. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – 512 с.

5. Канке В. А. Философия. – М.: Логос, 2002. – 456 с.

6. Кахановский В. П. и др. Философия: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 573 с.

7. Кожевникова Ю.А., Файзуллин Ф.С. Основы философского знания. – Уфа: УГАТУ, 2010.

8. Кузнецов В. Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 519 с.

9. Лавриненко В. Н.Философия: учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников.– М.: ЮНИТИ 2001. – 677 с.

10. Основы философии: учеб. пособие / под ред. акад. АЕН РФ и АН РБ Ф. С. Файзуллина; Уфимск. гос. авиацион. техн. ун-т. – Уфа, 2002. – 375 с.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...