Политическая система общества
1. Политика как общественное явление. 2. Политическая система общества и ее основные элементы. Политическая власть и управление. 3. Государство как главный элемент политической системы, его происхождение, сущность и основные функции. Государство и право. 4. Типы государства и его формы. Структура государственной власти. 5. Правовое государство. Сущность демократии.
Основные понятия: политика, политическая система, политические институты, политическая власть, публичная власть, государство, исполнительная, законодательная, судебная власть, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, форма правления, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, право, правовое государство, гражданское общество.
Политика – искусство управления государством – то, что выражается в содержании деятельности государства, его направленности, его форм и задач. Политика часто характеризуется как отношения между классами, борьба между ними. Содержание политики как общественного явления слагается из пяти взаимосвязанных элементов: 1) политического сознания (на теоретическо-идеологическом и обыденном уровне), 2) политической деятельности, 3) политических отношений, 4) политических норм Черты осуществления политики проявляются: 1) в ее связи с поведением, действием широких масс людей; 2) в проникновении политики во все сферы общественной жизни (экономику, психологию, быт и т.д.); 3) в связи политики с наукой, что позволяет возможно точнее определить программные цели; 4) в связи с творчеством.
Само возникновение и существование политики всегда обусловлено экономикой. Именно она определяет внутреннее содержание и специфику политического развития. В политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные группы
Рис. 5.12. Политика как форма духовно-практического освоения
Политическая жизнь общества представляет собой совокупность всех форм политической жизнедеятельности людей, как организованных, так и неорганизованных, как официально признанных, так и непризнанных. Существует ряд принципиальных характеристик политической жизни общества, к которым относятся следующие. Во-первых, это ее властно-обусловленный и социально-противоречивый характер. Обусловленность политической жизни властными отношениями объясняется тем, что ее основными побудительными мотивами являются многообразные потребности и интересы людей, удовлетворение которых зависит от механизма политической власти и осуществляемой ею политики. Политические потребности и интересы выражают специфику взаимоотношений и жизненных ситуаций различных социальных групп, слоев, профессий, классов, национальных и этнических образований. Они могут быть долговременными и кратковременными, общими и частными, антагонистическими и неантагонистическими. Степень развитости политической жизни зависит от уровня взаимодействий политических субъектов с институтами власти, осознания ими своих потребностей и интересов. Во-вторых, существенной чертой политической жизни общества является ее особое пространственно-временное измерение. Политическая жизнь всегда существует в конкретном социальном пространстве. В свою очередь сами пространственные изменения политической жизни происходят в определенных временных рамках, обладающих разной степенью длительности. Политическое пространство неотделимо от географического пространства, хотя и не тождественно последнему. Политическое пространство выступает не только формой, но и необходимым условием функционирования политических отношений. Оно служит и ареной политической деятельности различных социальных сил общества, и объектом их сложной политической борьбы. Не случайно одной из важнейших проблем, стоящих по существу перед каждым обществом, остается проблема целостности и устойчивости политического пространства.
Что касается политического времени, то оно характеризует длительность бытия политических отношений, последовательность утверждения одного их типа после другого. И, наконец, третьей чертой политической жизни, тесно связанной с двумя названными выше, является ее комплексно-динамичный и функционально-целевой характер. Он находит свое выражение в единстве и многообразии составляющих ее компонентов, объединенных в определенную систему. Ядро политической жизни общества составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь общества включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Входящие в политическую жизнь общества структурные компоненты обладают относительной самостоятельностью и в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой благодаря механизму политической власти, обеспечивающему их равновесие и динамичное развитие. Говоря о функционировании политической жизни, следует иметь в виду, что она осуществляется на трех основных уровнях, каждому из которых свойственна своя целевая направленность. 1. Политико-институциональному уровню – достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. 2. Гражданско-общественному уровню – обеспечение монопольного права на представительство своих интересов в обмен на подчинение гражданско-общественных структур определенным ограничениям со стороны государства. 3. Индивидуально-личностному уровню – создание необходимых и гарантированных условий для самостоятельного политического творчества, для свободного формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, концепций, воли неорганизованных людей. Комплексно-динамичный и функционально-целевой характер политической жизни общества позволяет выделить ряд общезначимых принципов, соблюдение которых обеспечивает этой жизни устойчивость и прогрессивное развитие. К такого рода принципам относятся: выборность и разделение властей; политический плюрализм; сочетание представительной и непосредственной демократии; самоуправление; диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан; учет общественного мнения; обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою собственную позицию; верховенство закона; обеспечение политических и социально-экономических прав человека; возможность отзыва лиц, избранных в органы власти; широкий и всесторонний контроль за деятельностью всех представителей властных структур со стороны населения.
Определяющей составной частью политической жизни общества является политическая система – совокупность государственных и политических учреждений и институтов, политических отношений, политических и правовых норм. Основными элементами политической системы являются: государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения. Западные политологи пришли к выводу, что любая политическая система должна отвечать требованиям: 1) устойчивость (продолжительность существования); 2) адаптивность (адекватность реакции на внешние изменения); 3) продуктивность (способность решать появляющиеся проблемы, сокращая тем самым число недовольных); 4) эффективность (поддержка гражданскими существующего политического порядка). И в западной, и в отечественной литературе выделяют примерно одни и те же структурные компоненты политической системы: I. Институциональная подсистема – общественно-политические институты и организации (в государстве – партии и организации, принимающие участие в политической жизни страны). II. Нормативная подсистема – правовые и моральные нормы, политические традиции и обычаи, которые регламентируют жизнедеятельность политической системы. III. Функциональная подсистема – функции политической системы и ее элементов. Они выражаются в формах и направлениях политической деятельности в различных политических процессах, IV. Коммуникативная подсистема – система разнообразных связей и отношений между этажами политической системы. V. Культурная система – система политических идей, взглядов и теорий. Ядром политической системы выступает государство, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. В истории развития философской и политологической мысли существовал ряд мнений по поводу происхождения государства как главного элемента политической системы (см. рис. 5.13).
Рис. 5.13. Теории происхождения государства
По-разному понималось и социальное назначение государства. Так, Платон, Аристотель и Гегель полагали, что оно состоит в утверждении нравственности. Нидерландский юрист, историк, государственный деятель Гроций (1583–1645) полагал, что назначение государства – в достижении социального блага. Томас Гоббс (1588–1679) считал, что социальное назначение государства – в достижении всеобщей безопасности, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – в утверждении всеобщей свободы. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин считали, что государство служит орудием классового господства и строительства бесклассового общества. Ряд современных западных историков и политологов видят назначение государства в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Служебная роль современного цивилизованного государства состоит в следующем: ü охрана правопорядка, свобод и прав человека; ü преодоление социальных противоречий; ü проведение решений, которые поддерживаются различными слоями общества; ü сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов. Обобщая перечисленное, можно сказать, что социальное назначение современного государства состоит в достижении социального компромисса, учета и координации интересов различных групп населения (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Государство и его признаки
Следует подчеркнуть, что государство – это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. Власть есть реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее, если необходимо, другим лицам. Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах. Большое значение имеет определение структуры государственных органов, представляющей собой упорядоченную, юридически оформленную иерархическую совокупность институтов государства. Основу функционирования структуры большинства государств составляет принцип разделения властей, т. е. организация трех основных ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, и разграничение функций между ними. Это позволяет представить классификацию органов государственной власти в следующем виде: органы законодательной власти (совокупность органов государственной власти, осуществляющих функцию законодательства, разработку и принятие законов). К ним относится, прежде всего, парламент, а также законодательные органы на местах, органы исполнительной власти (совокупность органов, реализующих принятые законы и постановления на территории страны и во взаимоотношениях с другими государствами). К их числу относятся правительственные учреждения, а также органы исполнительной власти на региональном уровне; и, наконец, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Это разграничение власти по ее функциям служит основой для нормального функционирования политической системы. Государство как сложившийся механизм власти выполняет целый ряд функций, которые могут быть определены как: 1) обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы; 2) регулирование экономических и социальных отношений; 3) правовое регулирование; 4) взимание налогов и сборов; 5) представление интересов той или иной страны в системе международных интересов. Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавления групп, находящихся в оппозиции. Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть (рис. 5.15).
Рис. 5.15. Место государства в политической системе общества Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет собой мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности. В-третьих, это система права [89]. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса. В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила – целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности. И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны. Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство. Выделяют несколько исторических типов государства, которым соответствуют определенные его формы (см. табл. 5.6). Таблица 5.6
Читайте также: I. Современная миросистема: политическая экономия и Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|