Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса




 

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д. [15,c.19]

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786. Устав учебных заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 в. в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей» (1913-16, Од.), «Русский экскурсант» (1914-16, Ярославль).

В РСФСР в 20-х гг. экскурсия рассматривались как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Большое место отводилось экскурсии в учебных программах ГУСа 1923-25. Целями экскурсии назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ, жизни, истории революционного движения. Была разработана методика «исследовательских» экскурсий, в основе которых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль экскурсии в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах народного образования, Центр, музейно-экскурсионный институт, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению экскурсий. [14,c.34]

Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производственной экскурсии в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производственных экскурсий осуществляется учителем при планировании учебного материала.

Краеведческие экскурсии являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов экскурсии являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. Особая роль в учебно - воспитательной работе школы отводится учебным экспедициям; ведутся метеорологические и гидрологические наблюдения, составляются коллекции для школьных музеев и т. п.

В школьной практике распространены кино - и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» экскурсии и путешествия.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции. При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и экскурсий, в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследовательской деятельности. [14,c.34]

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:

идея экскурсии;

цели и задачи экскурсии;

содержание экскурсии;

маршрут и оформление экскурсии;

техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);

результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...