Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы организации и проведения экскурсии




 

До 90-х годов прошлого века экскурсии включались в учебную программу по физике в качестве обязательной составляющей, и в каждом классе отводилось на их проведение определённое число часов. Сегодня же в альтернативных вариантах программ, как правило, нет жёстких требований к проведению учебных экскурсий, и часто они даже не упоминаются.

Изменения в системе обучения физике в общеобразовательных учреждениях, естественно, коснулись и экскурсий по физике. Если раньше учебные экскурсии носили в основном политехнический и профориентационный характер, то сегодня их целевой спектр значительно расширился. В частности, экскурсии по физике в условиях современной школы могут носить культурологическую, эстетическую и нравственно-этическую направленность.

Организация и проведение экскурсии, как правило, включает четыре основных этапа: планирование экскурсии; непосредственная подготовка; проведение экскурсии; подведение итогов экскурсии.

Как любая другая форма учебной деятельности, экскурсии должны быть органично включены в канву учебного процесса, поэтому планировать их следует в начале учебного года. Следует продумать цель конкретной экскурсии и в соответствии с ней определить место и время проведения. Тематику целесообразно определять комплексно, сообразуясь как с содержанием текущего учебного материала, так и с перспективой: опираясь на учебную программу, желательно запланировать взаимосвязанную тематику экскурсий на весь период обучения физике - сначала в основной школе, а затем в старшей.

Второй этап содержит два основных вида деятельности учителя. Во-первых, учитель должен решить организационные вопросы - договориться в учреждении, где планируется экскурсия, о дне и времени её проведения, согласовать и решить вопросы финансирования, получить разрешение на проведение экскурсии у администрации школы и т.д. Во-вторых, на этапе подготовки следует поставить определённые учебные задачи перед учащимися, составить список вопросов, ответы на которые дети должны получить во время экскурсии и которые затем послужат тезисами для обсуждения её результатов. Учащиеся до экскурсии должны ясно представлять себе, на что им следует обратить внимание и в какой форме готовить отчёт.

Во время третьего этапа, когда основные содержательные вопросы уже разрешены, следует уделить особое внимание организационным вопросам. Во время экскурсии учитель несёт ответственность за здоровье и жизнь учащихся, так что должен внимательно наблюдать за их поведением, за соблюдением требований техники безопасности. Непосредственно перед началом экскурсии дети должны получить исчерпывающие инструкции.

Заключительный этап экскурсии является чрезвычайно важным с точки зрения решения образовательных задач. Именно подведение итогов с учащимися позволяет обобщить и систематизировать увиденное ими на экскурсии, расставить нужные акценты, выделить основное.

Особое значение имеют производственные экскурсии, т.к. они позволяют показать явления физики в их взаимной связи, в том виде, в каком они встречаются в жизни, на производстве. Это очень важно для профориентации учащихся.

Основным принципом организации экскурсий является их связь с материалом, изучаемым в классе. Поэтому экскурсии по физике проводятся чаще всего как заключительные, когда физические принципы работы тех или иных технических объектов уже изучены. В некоторых случаях, однако, оправданы и предварительные экскурсии, например, когда объект экскурсии достаточно прост или когда ознакомительная экскурсия на современное предприятие может возбудить интерес к определённой теме.

Экскурсии имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, формирования у них научного мировоззрения, установления взаимосвязи между различными физическими явлениями. К сожалению, в последние годы такие экскурсии проводят неоправданно редко и преимущественно как внеклассные мероприятия. Полагаю, что экскурсии надо восстановить в правах. [10,c.21]

В связи с тем, что экскурсии в школе проводятся и по другим предметам, необходимо позаботиться о том, чтобы учащиеся не были чрезмерно перегружены ими. Некоторые экскурсии проводятся совместно учителями физики, химии, биологии, географии, ведь в основу многих технологических процессов положен целый комплекс физико-химических и биологических явлений, и их взаимосвязь во время таких экскурсий обнаруживается очень ясно.

При планировании экскурсии прежде всего учитываются производства в районе школы и решаются организационные вопросы: получают разрешение на посещение объекта повышенной опасности; продумывают вид транспорта для доставки учащихся на объект экскурсии и обратно, организуют, сопровождение ГИБДД, проводят инструктаж по технике безопасности в пути следования и на объекте экскурсии, выясняют количество учащихся, которые могут посетить объект. Предварительно осматривают экскурсионные объекты и составляют примерный план для «гида». Как правило, в роли «гида» выступают ведущие специалисты предприятий.

Для подготовки учащихся на уроке перед экскурсией сообщаю цель, общие сведения об объекте, определяю задание: составить отчёт об экскурсии в произвольной форме (как правило, это доклад, реферат, сочинение, фотоотчёт, видеоролик).

В ходе экскурсии учащиеся ведут рабочие записи, зарисовки, делают фотографии. Материал используется в последующем учебном процессе как раздаточный для проведения лабораторных работ, решения задач, изготовления стендов, таблиц, схем, плакатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...