Тема №4. Устройство автомобилей.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ План - конспект проведения занятия по «Спецтехнологии».
Тема №4. Устройство автомобилей. Тема урока № 53 – 54. Рулевое управление.
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие об общем устройстве и взаимодействии деталей рулевого управления. Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.
Тип занятия: урок изложения нового материала.
Основная часть занятия – 70 мин. Учебные вопросы: 1. Назначение и общее устройстворулевых управлений автомобилей. 2. Назначение и общее устройстворулевых механизмов, рулевых приводов и гидроусилителей рулевых управлений автомобилей.
1. Рулевое управление — это совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение в заданном направлении. Рулевое управление (рис.1) состоит из рулевого колеса, соединенного валом с рулевым механизмом, и рулевого привода. Иногда в рулевое управление включен усилитель. Рулевым механизмом называют замедляющую передачу, преобразующую вращение вала рулевого колеса во вращение вала сошки. Этот механизм увеличивает прикладываемое к рулевому колесу усилие водителя и облегчает его работу. Рулевым приводом называют систему тяг и рычагов, осуществляющую в совокупности с рулевым механизмом поворот автомобиля. В результате работы рулевого механизма продольная тяга перемещается сошкой вперед или назад, вызывая этим поворот одного колеса влево или вправо, а рулевая трапеция передает поворачивающий момент на другое колесо. Рулевая трапеция представляет собой шарнирный четырехзвенник, образуемый балкой переднего моста (или картером переднего ведущего моста), поперечной рулевой тягой 1, левым 2 и правым 10 рычагами рулевой трапеции. Последние соединены с поворотными кулаками, на которых насажены управляемые колеса.
Благодаря наличию рулевой трапеции управляемые колеса поворачиваются на разные углы: внутреннее (ближайшее к центру поворота) колесо на больший угол, чем внешнее, что обеспечивает качение колес при повороте без существенного скольжения. Разница в углах поворота определяется величиной угла наклона левого и правого рычагов рулевой трапеции.
Рис. 1. Рулевое управление автомобилей. 1 – поперечная тяга; 2 – левый рычаг рулевой трапеции; 3 – поворотный кулак (цапфа); 4 – поворотный рычаг; 5 – продольная тяга; 6 – сошка; 7 – рулевой механизм; 8 - вал рулевого колеса; 9 рулевое колесо; 10 – правый рычаг рулевой трапеции.
2. Рулевой механизм Рулевой механизм представляет собой или червячную, или винтовую, или кривошипную, или зубчатую передачи, или комбинацию таких передач. Большее распространение получил рулевой механизм в виде червячной передачи с червяком глобоидальной формы. К этому типу относят рулевые механизмы легковых и многих грузовых автомобилей семейства ГАЗ. Рулевые механизмы с двухгребневым роликом на шарикоподшипниках имеют автомобили УАЗ-469. Рулевым механизмом с трехгребневым роликом снабжены грузовые автомобили ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 и ГАЗ-66. В рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А (рис. 188) рулевое колесо закреплено на верхнем конце вала 10. На противоположном конце вала на шлицы напрессован глобоидальный червяк 13, опирающийся на конические роликоподшипники 12 и 21. Рис. 2. Рулевой механизм червячно – роликового типа автомобиля ГАЗ 53 А 1 – стопорная шайба; 2 – хвостовик вала сошки; 3 – винт; 4 и 9 – гайки; 5 – штифт; 6 и 22 – сальники; 7 – вал сошки; 8 – сошка; 10 – вал; 11 – трубка; 12, 15, 20 и 21 – подшипники; 13 – глобоидальный червяк; 14 – ось ролика; 16 – ролик; 17 – распорная втулка; 18 – кривошип; 19 – картер; 23 – пружина; 24 – прокладка.
В зацеплении с червяком находится трехгребневой ролик 16, посаженный на двух шарикоподшипниках 15 и 20, между которыми помещена распорная втулка 17. Ось 14 ролика закреплена в вильчатом кривошипе 18 вала 7 сошки 8. Картер 19 рулевого механизма прикреплен болтами к левому лонжерону рамы. На верхнем конце рулевого вала расположена кнопка сигнала, провод от которой проходит внутри рулевого вала в трубке 11. Между трубкой и валом установлен сальник 22, поджимаемый пружиной 23. Вал 7 сошки уплотнен сальником 6. Сошка на конических шлицах вала укреплена гайкой 9. Вал имеет сдвоенные шлицы, обеспечивающие правильность установки сошки под необходимым углом. На картере рулевого механизма сделаны выступы, служащие упорами для ролика при поворотах сошки из среднего положения в крайние на угол 45°. Осевой зазор подшипников 12 и 21 регулируют изменением числа прокладок 24 под крышкой картера. Зацепление червяка и ролика регулируют, не разбирая рулевой механизм, винтом 3, в паз которого входит хвостовик 2 вала сошки. Оси ролика и червяка лежат в разных плоскостях, поэтому для уменьшения зазора в зацеплении достаточно переместить вал сошки в сторону червяка, ввертывая винт 3. Для фиксирования регулировочного винта служат стопорная шайба 1, штифт 5 и навернутая на винт гайка 4. Аналогичное устройство имеет рулевой механизм автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Другим распространенным типом рулевого механизма является винтовая передача с циркулирующими шариками и зубчатым зацеплением. Комбинированный рулевой механизм установлен на автомобиле МАЗ-5335. Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130 включает рулевой механизм с гидроусилителем рулевого привода, масло к которому подается насосом. Движение от рулевого колеса к рулевому механизму передается через карданный вал и вал рулевого колеса, проходящего внутри рулевой колонки. У рулевого механизма автомобиля ЗИЛ- 431410 (рис.3) поршень-рейка 5 одновременно является поршнем гидроусилителя и рейкой рулевого механизма, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором 29 вала 37 рулевой сошки. Водитель с помощью рулевого колеса через вал и карданную передачу вращает винт 7, по которому на циркулирующих шариках 10 перемещается шариковая гайка 8. Вместе с гайкой вдоль винта перемещается поршень-рейка 5, поворачивающая зубчатый сектор 29 вала сошки. Зазор в зацеплении зубьев рейки и сектора можно регулировать, смещая в осевом направлении вал сошки, так как зубья имеют переменную по длине толщину. В картер 4 рулевого механизма и в отверстие его боковой крышки 30 запрессованы бронзовые втулки 39, в которых вращается вал сошки.
При сборке рулевого механизма вначале в винтовые канавки шариковой гайки 8 и винта 7, в желоба 9 закладывают шарики 10, а затем гайку закрепляют установочными винтами 28, которые раскернивают. Шарики, выкатывающиеся при повороте винта с одного конца гайки, возвращаются к другому ее концу по двум штампованным желобам 9, вставленным в отверстия паза винтовой канавки шариковой гайки 8. Картер рулевого механизма снизу закрыт крышкой 1. Неподвижные соединения рулевого механизма уплотнены резиновыми кольцами 2, 14, 27 и 31. Резиновый сальник 40, защищенный упорным кольцом 41, уплотняет вал сошки. Винт 7 уплотнен в промежуточной крышке 12 и в поршне-рейке 5, а последний в картере 4 чугунными разрезными кольцами 11. Для уплотнения винта в верхней крышке установлен резиновый сальник 24 с упорным 22 и замочным 23 кольцами. Металлические частицы, попадающие в масло, залитое в картер рулевого механизма, улавливаются магнитом пробки 38. Рис.3. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-431410: 1 – нижняя крышка; 2 – 2, 14, 27, 31 и 35 – уплотнительные резиновые кольца; 3 – заглушка; 4 – картер рулевого механизма; 5 – поршень – рейка; 6 – разрезное кольцо; 7 – винт рулевого механизма; 8 – шариковая гайка; 9 – желоб; 10 – шарик; 11 – уплотнительное чугунное разрезное кольцо поршня; 12 – промежуточная крышка; 13 – упорный шарикоподшипник; 15 – шариковый клапан; 16 – золотник; 17 – корпус клапана управления; 18 – пружинная шайба; 19 – регулировочная гайка; 20 – верхняя крышка; 21- игольчатый подшипник; 22 и 41 – упорные кольца сальника; 23 и 42 – замочные кольца; 24 и 40 – сальники; 25 – реактивная пружина; 26 – реактивный плунжер; 28 – установочный винт; 29 – сектор; 30 – боковая крышка; 32 – упорная шайба; 33 – регулировочная шайба; 34 – стопорное кольцо; 36 – регулировочный винт; 37 – вал сошки; 38 – сливная пробка с магнитом; 39 – втулка вала сошки; 43 – сошка.
На переднеприводных легковых автомобилях ВАЗ, ЗАЗ и Москвич устанавливают рулевые механизмы реечного типа. На рисунке 4 показан рулевой механизм реечного типа автомобиля ЗАЗ – 1102 «Таврия».
Рис. 4. Механизм рулевого управления автомобиля ЗАЗ – 1102. 1 — чехол левый; 2 — рейка рулевого управления; 3 — хомут; 4 — картер; 5 — чехол правый; 6 — втулка рейки; 7 — пробка картера; 8 — гайка стопорная;. 9 — пружина; 10 — упор рейки; 11 — прокладка регулировочная; 12 — шестерня; 13 — уплотнитель; 14 — крышка; 15 — втулка распорная; 16 — подшипник наружный; 17 — подшипник внутренний; 18 — подпятник; Д —положение рейки, соответствующее прямолинейному движению автомобиля; Б — величина для подбора компенсационных прокладок; В — полость для смазки.
Рулевой привод Рулевой привод (рис. 5) включает сошку 2, продольную тягу 3, поворотный рычаг 7, левый и правый поворотные кулаки 6 и детали рулевой трапеции. Рулевая трапеция может быть задней или передней, т. е. с поперечной рулевой тягой, расположенной сзади переднего моста или перед ним. Различают цельную (единую, см. рис. 5, а) трапецию, применяемую при зависимой подвеске колес, и расчлененную (см. рис. 5, б), используемую при независимой подвеске. Сошка может качаться по дуге окружности, расположенной в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля, или в плоскости, параллельной переднему мосту. В последнем случае продольная тяга отсутствует, а сила от сошки передается через поперечные рулевые тяги поворотным кулакам. Типичным во всех случаях является крепление сошки на валу при помощи конуса, треугольных шлицев и гайки. При движении автомобиля по неровной дороге на детали рулевого привода (сошку, продольную и поперечную рулевые тяги, рулевые рычаги) действуют большие нагрузки. В связи с этим в рулевой привод вводят пружины для смягчения толчков и устройства для автоматического устранения зазоров, возникающих при изнашивании деталей. Поперечная рулевая тяга представляет собой трубку с левой резьбой на одном конце и правой на другом для навинчивания наконечников крепления шаровых шарниров. Вследствие этого можно изменять расстояние между шарнирами при регулировании схождения колес.
Рис. 5. Рулевой привод а – задняя цельная трапеция; б – передняя расчлененная трапеция.
1 — рулевой механизм; 2 — сошка; 3 — продольная тяга; 4 — рычаг рулевой трапеции; 5 — поперечная тяга; 6 — поворотный кулак; 7 — поворотный рычаг; 8 – стойка; 9 и 11 – боковые тяги; 11 – маятниковый рычаг; 12 – средняя тяга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|