Усилители рулевого привода
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Если на управляемые колеса приходится большая нагрузка (грузовые автомобили большой и средней грузоподъемности и автобусы), то управление затрудняется необходимостью приложения к рулевому колесу значительного усилия, достигающего 400 Н. В тех случаях, когда работа водителя не может быть облегчена увеличением передаточного числа рулевого механизма, конструкция привода предусматривает применение усилителей. Они повышают безопасность движения, так как позволяют сохранять управляемость автомобилем даже в случае разрыва шины на одном из передних колес, уменьшают усилия, затрачиваемые водителем при повороте управляемых колес, и смягчают толчки, передающиеся на рулевое управление при движении автомобиля по неровной дороге. Усилители могут быть двух типов — гидравлические и пневматические. По месту расположения гидроусилитель может быть встроенным или отдельным (вынесенным). Автомобили ЗИЛ- 431410 и КамАЗ-5320 имеют встроенные гидроусилители, а автомобиль МАЗ-5335, ГАЗ – 66 и другие — отдельный. Встроенный гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-431410. На промежуточной крышке 12 (см. рис. 5) картера рулевого механизма укреплен корпус 17 клапана управления гидроусилителя. Золотник 16 клапана управления помещен между упорными шарикоподшипниками 13 винта 7, большие кольца которых обращены в сторону золотника. Упорные шарикоподшипники стянуты гайкой 19 с подложенной под нее конической пружинной шайбой 18, обращенной вогнутой стороной к шарикоподшипнику. Длина золотника больше длины отверстия для него в корпусе клапана управления, вследствие чего золотник и винт могут перемещаться в осевом направлении на 1 мм в каждую сторону от среднего положения.
Шесть реактивных пружин 25 реактивными плунжерами 26 с каждой стороны пружины стремятся удержать золотник 16 в среднем положении. В верхней крышке 20 картера рулевого механизма установлен игольчатый подшипник 21, служащий опорой для винта 7. Если возникающая при вращении винта осевая сила больше силы предварительного сжатия пружин 25, то винт и золотник 16 смещаются вверх или вниз в зависимости от направления вращения винта, сообщая одну из полостей картера рулевого механизма с линией высокого давления, а другую — со сливным каналом (рис. 6). Давление масла на торцы поршня-рейки неодинаково, поэтому создается дополнительная сила, способствующая повороту управляемых колес. Положение деталей гидроусилителя на рис. 6, а соответствует прямолинейному движению автомобиля, когда масло свободно перекачивается насосом 6 в бачок, поскольку нагнетательный и сливной каналы соединены между собой (нейтральное положение золотника 14).
Рис. 6.Схемы работы гидроусилителя рулевого привода автомобиля ЗИЛ - 431410: а — нейтральное положение; б — перемещение золотника вправо; в — перемещение золотника влево; I и 7 — перепускные клапаны; 2 — сапун; 3 и 4 — сетчатые фильтры; 5 — коллектор; 6 — насос; 8 — предохранительный клапан; 9 и 10 — демпфирующие отверстия; 11 — калиброванное отверстие; 12 — шариковый клапан; 13 — реактивный плунжер; 14 — золотник; 15 — винт рулевого механизма; 16 — вал сошки; 17 — картер рулевого механизма. При повороте колес автомобиля вправо золотник перемещается также вправо (рис. 6, б), поскольку сила, действующая на поршень-рейку со стороны сектора и пропорциональная усилию, прикладываемому водителем к рулевому колесу, больше силы пружин реактивных плунжеров 13. При этом линия высокого давления соединяется с полостью справа от поршня, а полость слева от поршня соединяется со сливным каналом. Поворот колес автомобиля облегчается благодаря дополнительной силе, создаваемой давлением масла на поршень.
В случае поворота колес автомобиля влево золотник перемещается также влево (рис. 6, в) вследствие соединения полости слева от поршня с линией высокого давления, а полости справа от поршня со сливным каналом. Увеличение сопротивления повороту колес, оказываемое дорогой, вызываетповышение давления в рабочей полости картера и под реактивными плунжерами. Чем больше сопротивление повороту колес, тем с большей силой золотник стремится вернуться в среднее положение. Одновременно с этим возрастает и усилие на рулевом колесе, благодаря чему водитель «чувствует» дорогу. Максимальное усилие на рулевом колесе не превышает 100 Н; гидроусилитель вступает в работу при усилии 20 Н. Если водитель перестает поворачивать рулевое колесо, то прекращается и поворот управляемых колес, так как поступающее в картер рулевого механизма масло перемещает поршень-рейку с винтом и устанавливает золотник в среднее положение, при котором прекращается перемещение поршня-рейки. Если насос не включен, то рулевой механизм работает без гидроусилителя, так как шариковый клапан 75 (см. рис.3) соединяет линию высокого давления и сливной канал.
Контрольные вопросы. 1. Для чего предназначено рулевое управление? 2. Из каких частей состоит рулевое управление? 3. Для чего предназначен рулевой механизм? 4. Какие типы рулевых механизмов Вы знаете? 5. Как устроен рулевой механизм червячно – роликового типа? 6. Как устроен рулевой механизм винто – реечного типа? 7. Как устроен рулевой механизм реечного типа? 8. Для чего служит рулевой привод? 9. Какие типы рулевых приводов Вы знаете? 10. Для чего служат усилители рулевого привода и каких типов они бывают? 11. Что входит в усилитель рулевого привода?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|