Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыцари храма, тамплиеры, храмовники




Рыцарско-монашеские европейские ордена

(источник: http://users.livejournal.com/-sse7en-/4960.html)

Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный, духом смелый и прямой

Он имел одно виденье, непостижное уму,

И глубоко впечатленье в сердце врезалось ему.

А. С. Пушкин

 

Одиннадцатый век от Рождества Христова ощетинился копьями своих единиц и развернул их на Восток. Вера, в основе которой лежали принципы ненасилия, всепрощения и любви, некогда пришедшая из Святой земли, прочно обосновавшаяся в Европе за первое тысячелетие своего существования, вызвала к жизни не только необходимость ее защищать, но и вернуться туда, откуда исходил ее свет, – на Восток, где палестинские земли вокруг Иерусалима и сам Гроб Господень оказались под властью мусульман. 1071 г. стал поворотным в этой истории – турки сельджуки, разгромив в битве при Манцикерте в Армении армию императора Византии Романа IV Диогена, захватывают его в плен, занимают почти всю Малую Азию, а затем и Иерусалим. Сельджуки были не особенно терпимы к христианам, и уже через четверть века византийский император Алексей I Комнин обращается к папе Урбану II, прося помощи в борьбе с турками. Как и следовало ожидать, последовавшая помощь оказалась не только гуманитарной. Рыцарский религиозный пыл быстро вошел в резонанс с представлениями о сокровищах, которые таили в себе походы на Восток, и изнеженная рука клириков ударила по закованной в сталь руке воинов. Вперед.

Божья воля поделила всех людей средневековой Европы на три сословия: на «тех, кто молится», «тех, кто воюет» и «тех, кто трудится». В далекий путь к Палестинам отправились первые и вторые, иногда соединявшиеся в одно – молящихся и воюющих. Младшие сыновья из благородных семей, которым не доставался кусок отцовского феода, вынужденные либо добывать пропитание ученостью и уходить в монахи, либо влезать в доспехи, и были основной движущей силой как средневековой учености, так и воинственности. Оставался только шаг до того, чтобы рыцарь стал монахом, и чтобы прекрасная дама рыцарских видений соединилась с христианской верой. Из этого с виду взрывоопасного союза оружия, авантюрности, честолюбия и грамотности и рождаются, как железные розы из камней, рыцарские духовные ордена, монашеско-рыцарские союзы.

Орденоносцы

Совпадение слова «орден» в значении «награда» и «орден» в значении «монашеское или рыцарское объединение» совершенно не случайно. Папский престол награждал знаками отличия с так или иначе оформленным символом креста тех или иных своих выдающихся служителей, а они соответственно подбирались в объединения людей, награжденных одним и тем же орденом. Поэтому выражение «кавалер ордена такого-то» является, с учетом значения слова «кавалер»-«шевалье»-«конник» синонимом выражения «рыцарь некоего ордена». Первым таким орденом, о времени создания которого и точном назначении не помнит даже сам Ватикан, была «Золотая милиция Иисуса Христа», перевоплотившаяся через некоторое время во второй по значимости папский Орден Золотой шпоры, которым, кстати, многие годы спустя был награжден Моцарт. И все же, первыми признали верховную духовную власть Святого престола рыцари-крестоносцы, в начале XII в. объединившиеся в ордена тамплиеров и госпитальеров. Рыцарь, вступавший в орден, оставался воином, но приносил монашеские обеты: он не мог иметь семьи и клялся беспрекословно повиноваться главе ордена – гроссмейстеру, или великому магистру. Да и сами ордена подчинялись непосредственно папе, а не мирским правителям, на землях которых располагались их владения.

На месте прибытия

Крестовых походов было приблизительно девять. Приблизительно – это потому что огромная территориальная экспансия, как организованная, так и ползучая, довольно плохо считается на пальцах, даже если это персты указующие. Первая «крусада» была удачной для европейцев: с 1906 по 1099 гг. французы, фландрцы и итальянские норманны захватили Никею, Антиохию и сам Иерусалим, куда ввел их легендарный и непобедимый Готфрид Бульонский. Было убито огромное количество мусульман, а Святую Землю разделили на четыре христианских королевства – Иерусалим, Антиохию, Эдессу и Триполи, объединив их под одним названием «Иерусалимское королевство». Ордена воинствующих монахов не спешат покинуть завоеванные земли и остаются в Святой земле для защиты хлынувших туда по их следам пилигримов. В 1110 г. основан орден госпитальеров, а восемью годами позже – рыцарей Тампля. Ближний Восток поневоле делится с Европой предметами роскоши, шелками, пряностями, духовными учениями. Золотом. Все это надо охранять – как на месте, так и при транспортировке, но и мусульмане не дремлют, скоро, ох, скоро возглавит их великий Саладин, которому в 1171 году суждено будет стать султаном Египта, а в 1171 – отвоевать у крестоносцев Иерусалим. Все эти подробности военной истории нам сейчас не важны, нам важно другое: крестовые походы делают в европейскую культуру две основные инъекции: богатством и идеями, у окошка распределения которых, да и вдоль конвейера, передающего всю эту роскошь дальше, назад в Европу, встают представители духовно-рыцарских орденов. А там, где золото и сокровенная мудрость, там и тайны. Тс-ссс...

Рыцари храма, тамплиеры, храмовники

«...А тем временем, вы знаете, что рыцари в Палестине перестают сражаться? Обосновавшись в Храме, они вместо того, чтоб убивать мусульман, с ними подружились и вышли напрямую на мусульманских "посвященных". Святой Бернард учредил орден, непосредственно завязанный на тайные арабские и еврейские секты Святой Земли».

Умберто Эко, «Маятник Фуко»

 

Пожалуй, ни один из средневековых орденов не окружен такой плотной аурой легенд, домыслов и догадок, как тамплиеры, «бедные рыцари Христа и храма Соломона», в белых плащах, украшенных кроваво-красным крестом. Еще бы, само место их обоснования в Святой земле находилось поблизости от предполагаемого места, где стоял, по преданию, разрушенный Иерусалимский храм, с построением и существованием которого связано больше легенд, чем с любой тайной организацией, и от этих легенд и их символизма нам никуда не спрятаться, говоря о храмовниках.

 

...Когда Соломон, любимец Бога, строитель Вечного Дома, Великий Мастер Иерусалимской Ложи взошел на трон своего отца Давида, он посвятил жизнь возведению храма Богу и дворца царям Израилевым. Верный друг Давида Хирам, царь Тира, прослышав о том, что сын Давида сел на трон Израиля, предложил новому правителю свою помощь. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» утверждает, что видел копии писем двух царей – как в Тире, так и в Иерусалиме. Но нас интересует не царь-Хирам, а мастер Хирам, Хирам Абифф, Вдовий Сын, первый и величайший строитель в эзотерической традиции. Это он спроектировал и построил Храм для Соломона, исполненный символов и смыслов, наполненный сокровищами и выполненный из драгоценных материалов «без молотка спора, топора распри и обмана», это он, да, да, это он, Хирам Абифф, был первым масоном, разделившим своих рабочих на три группы – «входящих подмастерьев», «товарищей-ремесленников» и «мастеров каменщиков» (Мастеров-масонов), он раздал пароли и заветные слова, он же и пал от рук троих разбойников, задумавших получить у него пароль степени Мастера. Джубела, Джубело и Джубелум, по легенде, убили Хирама, нанеся ему три удара – линейкой в горло у южного входа в Храм, угольником в грудь у западных ворот и молотком между глаз у ворот восточных. Эти высоко символичные легенды, в которых Хирам ассоциируется то с Осирисом, то с Гермесом, а то и с Христом, вошли в идеологию масонства через посредство тамплиеров.

Но нет же, нет. Все было гораздо проще. Когда рыцарь отправлялся в поход, он закладывал свои земли и имущество под ссуду в европейских офисах ордена тамплиеров, где ему выдавали расписку, и по прибытии в Иерусалим, обналичивал ее в звонкой монете. Тамплиеры, дававшие денежки в рост и тем накопившие немалое богатство, постепенно делались не только ростовщиками, но и банкирами. Еще гадалка надвое сказала, доберется ли рыцарь смелый до Иерусалима, а заклад-то – вот он... В общем, чужое богатство не может не раздражать. В 1236 г. Папа вежливо предупреждает храмовников о возможности отлучения от церкви, обвиняя их в том, что они вошли в соглашение с мусульманской сектой хашишинов – ассасинов, подпитывавших свой боевой дух гашишем и способных убивать среди бела дня на глазах у толпы народа, безрассудно рискуя собственной жизнью. Распространились слухи о содомии среди тамплиеров, о поклонении козлу-Бафомету, о плевках на крест... Дальше все пошло по известному сценарию – в 1307–12 гг. ведется процесс тамплиеров, орден распускают, 19 марта 1314 г. последний гроссмейстер храмовников Жак де Молэ, владеющий знанием Хирама Абиффа, поднимается на костер и, воззвав к гонителю тамплиеров, Папе Клементу, предсказывает, что тот предстанет перед Высшим судом в течение сорока дней, а король Франции Филипп VI Красивый – в течение года. Оба предсказания сбываются. Никаких загадок.

«Таким образом исчезли члены ордена Храма вместе с их секретом – под покровом тайны жила их прекрасная надежда на некий земной град. Однако Абстракция, к которой были прикованы их усилия, продолжала в недостижимых краях свою недоступную жизнь... И не раз, в течение разных времен, она питала вдохновением те души, которые были способны восприять его».

Виктор Эмиль Мишле, «Тайна рыцарства», 1930.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...