Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.




1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

• контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

• контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

 

Принципы и роль государственных и

Муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

• единства законодательной и нормативной базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения полномочий и предметов ведения;

• целевой ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности и рациональности;

• управляемости финансовыми потоками на централизо­ванной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

• либерализацию цен;

• приватизацию;

• социальную трансформацию;

• интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

 

ГЛАВА 3

Этапы развития финансов

 

Финансы в централизованной

Экономике России

Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкрет­ном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.

1. В первые годы социалистического строительства финансо­вая система была основана на налоговых формах и методах мо­билизации ресурсов и воздействия на производство и реализа­цию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентра­цию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспо­собность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, со­гласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что

ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы. (Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. — М., 1924. — С. 7.)

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от ка­питалистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение сис­темы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и не­налоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала центра­лизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению перераспределительных процессов, ограничению хоз­расчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.

Реформа отменила принцип твердого процента. Размер от­числений в бюджет стал устанавливаться дифференцирование в зависимости от потребностей предприятий в финансовых ресур­сах, учтенных в централизованных планах. Определялась лишь граница платежей на минимальной отметке 10% и максималь­ной 81% от балансовой прибыли. С 1930 по 1936 гг. действовала децентрализованная система расчетов с бюджетом предприятий по отчислениям от прибыли.

С 1936 г. введена централизованная система, которая позво­лила главкам покрывать убытки одних предприятий за счет при­были других. С 1955 г. вновь осуществлен переход на децентра­лизованную систему расчетов, что обеспечило восстановление контроля со стороны местных финансовых органов за финансо­во-хозяйственной деятельностью предприятий и учреждений, активного воздействия финансовой системы на процесс произ­водства и реализации товаров. В этот период нарастали неоправ­данные встречные потоки в движении денежных ресурсов между бюджетом и предприятиями, что ослабило воздействие прибыли на эффективность хозяйствования и снизило стимулы предпри­ятий к ее увеличению.

Содержание финансовой науки постепенно расширялось. В курс «Финансы СССР» включаются: 1) учение о роли финансов в социалистическом воспроизводстве; 2) учение о государственных расходах, включая учение о государственном социальном страхо­вании и социальном обеспечении; 3) учение о государственных доходах; 4) учение о государственном кредите и государственной организации сберегательного дела; 5) учение о государственном имущественном и личном страховании; 6) учение о государствен­ном бюджете СССР; 7) учение о государственном финансовом управлении и финансовом контроле. (Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — М.: Наука, 1974. — С. 129.)

Значимость финансов связывалась с их природой и функ­циями и указывала на необходимость изучения и понимания процессов движения средств. В.П. Дьяченко дал определение финансов, которое было в тот исторический отрезок наиболее полным и конкретным, объединяющим важнейшие качествен­ные характеристики этой категории, имевшее многих последова­телей и ставшее классическим для социалистического общества:

Советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного со­циалистического воспроизводства и удовлетворения других общест­венных потребностей. Назначение советских финансов состоит в том, чтобы через своевременное и правильное образование, распре­деление, расходование денежных доходов и накоплений, а также посредством действенного контроля рублем способствовать наибо­лее рациональному, эффективному использованию всех ресурсов народного хозяйства и более полному удовлетворению материаль­ных и культурных потребностей советского народа. (Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — С. 111.)

Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого.

4. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли пред­приятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно акти­визировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Усиление воз­действия прибыли на производство обеспечивалось следующими финансовыми методами:

1) созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда матери­ального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;

2) использованием прибыли в качестве источника финан­сирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;

3) введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.

Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так на­зываемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования. Значение финансового планирования заключалось в

• определении пропорций распределения финансовых ре­сурсов между предприятиями и бюджетом;

• выполнении обязательств перед бюджетом в первооче­редном порядке;

• учете возможности использования в денежном обороте предприятий бюджетных ассигнований;

• дифференциации методов финансирования из бюджета в зависимости от целевого использования ассигнований: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств, на операционные расходы;

• обеспечении финансового контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджет.

Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.

В этот период ученые-экономисты активно исследовали ка­тегорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов:

• системы планирования и прогнозирования;

• организации общественного производства;

• системы экономического стимулирования;

• системы ценообразования;

• финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства. Поня­тие финансово-кредитного механизма означало взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих его элементов, которые опре­деляли возможность эффективного функционирования для дос­тижения поставленных целей. При этом большое внимание уде­лялось системности и комплексности финансового управления.

Действие финансово-кредитного механизма было направлено прежде всего на выявление дополнительных резервов развития и расширения производства. Финансово-кредитный механизм включал комплекс подсистем воздействия на принятие реше­ний, поведение работников и руководителей предприятий в части управления финансово-кредитными процессами. Но конеч­ная цель такого воздействия — обеспечение нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе, т. е. формирование бездефицитного бюджета, финансирование и кредитование плановых мероприятий, кон­троль за выполнением плана, соблюдением установленного по­рядка и пропорций образования и использования фондов де­нежных средств.

Действенность финансово-кредитного механизма зависела от согласованности принятия решений на разных уровнях управле­ния, а также требовала четкой субординации. Однако суборди­нация зачастую нарушалась по линии вертикальных связей. Фи­нансово-кредитные меры воздействия, использовавшиеся в про­цессе управления, были основаны на непрерывности и возоб­новляемости денежного оборота предприятий и его относитель­ной экономической обособленности от денежного оборота централизованных денежных средств.

Финансово-кредитный механизм отличался непрерывным совершенствованием без изменения экономического базиса общест­ва. Это проявлялось, в частности, в том, что объект централизо­ванного финансового управления постепенно укрупнялся. То есть закономерно шел процесс централизации в принятии стратегиче­ских финансовых решений, управлении фондами денежных средств. Однако последовавший за этим период рыночных преоб­разований, сопровождавшийся приватизацией и акционировани­ем, не усилил, а, напротив, ослабил принцип централизованного управления, причины которого будут раскрыты ниже.

Финансово-кредитный механизм — это форма организации от­ношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.

5. В 1975—1980 гг. совершенствование управления, планиро­вания и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания про­изводственных объединений как первичного звена общественного производства, а также всесоюзных и республиканских объедине­ний в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направле­ниям:

• совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;

• совершенствование системы платежей в бюджет, форми­рование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;

• совершенствование порядка финансирования затрат;

• стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, произво­дящих товары народного потребления.

Большинство ученых-финансистов указывали на то, что совершенствование финансово-кредитного механизма и обеспече­ние экономически обоснованных связей между централизован­ными и децентрализованными финансами на базе научно разра­ботанных параметров их функционирования в едином процессе служат критерием более широкого и действенного использова­ния финансово-кредитных рычагов в процессе планирования и управления.

Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль. Ряд экономистов подверг со­мнению правомерность постановки вопроса о хозрасчете мини­стерства. Министерство не занималось хозяйственной деятельно­стью и не могло нести материальной ответственности за результа­ты производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Другие экономисты, напротив, видели в нем значительные пре­имущества. К признакам хозрасчета отрасли можно отнести:

• расширение прав министерств в планировании и управ­лении;

• отказ от бюджетных ассигнований;

• образование резервов и централизованных фондов для оказания финансовой помощи, регулирование платежей в бюджет;

• покрытие убытков за счет централизованной прибыли.

Ведущей финансовой концепцией в этот период стала кон­цепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании. Полный хозрасчет имел следующие основные признаки:

• обеспечение полной окупаемости затрат;

• осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений;

• повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.

Эта финансовая концепция требовала законодательного оформления прав и обязанностей объектов и субъектов управле­ния. Значительным этапом в развитии управления предприятиями стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г. Основными принципами деятель­ности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. В практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном распределении прибыли и на нормативном распре­делении дохода. Нормативы обеспечили установление пропорций распределения прибыли (дохода) между предприятием и бюдже­том, хотя и имели тот недостаток, что могли ежегодно корректи­роваться и были дифференцированными. Решение о величине нормативов отчислений от прибыли (дохода) в бюджет принимал вышестоящий орган управления. Таким образом, полный хозрас­чет продолжал действовать на отраслевом уровне.

Нормативный метод распределения прибыли сыграл поло­жительную роль, которая выразилась в следующем. Заранее ус­танавливая нормативы, субъекты управления не только обеспе­чивали соответствие объема и структуры финансовых ресурсов реальной потребности в них, но и задавали минимальную гра­ницу эффективности их использования, гарантировали стабиль­ность в формировании доходов бюджета. Нормативы регулиро­вали следующие пропорции:

• платежи в бюджет;

• отчисления в фонд производственного и социального развития и фонд оплаты труда предприятия;

• отчисления в централизованные фонды производственного и социального развития и резервы органов управления;

• отчисления в фонды оплаты труда подразделений пред­приятий.

В то же время отсутствие стратегии развития, направленной на стимулирование воспроизводственных процессов в предпри­ятиях по сути не позволило реализовать принцип самофинанси­рования в полной мере. Нормативный метод распределения прибыли (доходов) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий к системе налогов.

Принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути создало новый тип отношений между государством и пред­приятием.

Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.

Налоговый принцип взаимоотношений предприятий с бюдже­том имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с нор­мативным. На размер ставок налога на прибыль и доходы не оказывают влияния планируемые показатели и результаты хо­зяйственной деятельности.

Этот исторический этап характеризовался жесткой финансо­во-кредитной политикой в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денеж­ной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов ра­боты и объема средств, направляемых на оплату труда, произ­водственное и социальное развитие. Налоговая система позво­лила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы — проблемы собственности. Имуще­ство предприятий по-прежнему принадлежало государству. От­носительная экономическая обособленность денежного оборота предприятий не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.

На этом завершился важный этап развития финансов, осно­ванный на общегосударственной собственности.

6. 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте — альтернативных формах собственности и рыноч­ных отношениях.

С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, ко­торые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социаль­ных слоев общества. Рыночная экономика в этот период отлича­ется целым рядом объективных особенностей, которые характери­зуют в целом неустойчивое равновесие как политических, эконо­мических, так и социальных методов регулирования. Но при этом неизбежны потери прежде всего для государства как собственни­ка, которые имеют негативные социальные последствия. Финан­совая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно но­вым условиям управления и хозяйствования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...