Финансы в реформируемой экономике
России (1992-1999 гг.) Переход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Поэтому важное значение имеет государственная концепция реформирования финансов на базе многообразия форм собственности и реализации бюджетного федерализма. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон государственных и муниципальных финансов и финансов предприятий. 1. Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Естественно, свободная цена как цена, зависящая от спроса и предложения, в период, когда рынок товаров, работ, услуг не оформился и не стабилен, имеет тенденцию к росту. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Механизм сдерживания роста цен отсутствовал, а платежные средства жестко регулировались государством. Сдерживание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Например, в 1992 г. кредитные вложения возросли в 6 раз, а оптовые цены — в 34 раза. Неадекватный рост кредита повысил на него спрос, вызвал развитие спекулятивных операций. Следствием этого стал непрерывный рост процентных ставок. Центральный банк РФ увеличил ставку рефинансирования за первое полугодие 1992 г. в 10 раз. В свою очередь коммерческие банки повысили цену за кредит и ограничили срок его предоставления. В практику вошло установление месячных процентных ставок и возможность их помесячного изменения.
Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности. Значительный урон экономике был нанесен и необоснованным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на денежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты. Предприятия, испытывающие дефицит оборотных средств, сворачивали производство. Нарушались хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Дефицит платежных средств коснулся как безналичного, так и наличного оборота. Это стало результатом неадекватного роста доходов отдельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда и падению уровня жизни населения. В целом за 1992 г. реальные денежные доходы населения составили менее половины от уровня предыдущего года. Сбережения равнялись 5,3% денежных доходов. В 1992 г. Центральный банк РФ (ЦБ) выделял коммерческим банкам кредитные ресурсы для предоставления по заявкам государственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств. Правительству РФ была открыта Центральным банком РФ специальная кредитная линия для нормализации платежей в народном хозяйстве и финансирования бюджетного дефицита. Банкам было разрешено открывать друг у друга корреспондентские счета и организовывать клиринговые учреждения. Однако расчеты с контрагентами, расположенными в странах СНГ, могли осуществляться только через корреспондентские счета в ЦБ. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, или ограниченно конвертируемых валют.
2.В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП. В октябре 1993 г. достигла беспрецедентного в мировой практике уровня банковская ставка рефинансирования, дойдя до отметки 210%. Она продержалась до конца апреля 1994 г., после чего появилась тенденция ее снижения. Однако в начале 1995 г. ставка вновь повысилась до 200%. С 1 мая 1995 г. ставка установлена в размере 195%, а с 16 июня 1995 г. — 180% годовых. В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для неэмиссионного покрытия дефицита бюджета. За полгода объем размещаемых на аукционе государственных краткосрочных облигаций возрос с 1 до 130 млрд. руб. На вторичных торгах на Московской межбанковской валютной бирже за торговую сессию осуществлялось операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) на сумму до 40 млрд. руб. Стоимостной объем заявок на аукционе, как правило, превышал объем выпуска ГКО, что стимулировало рост цен на вторичных торгах. Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской — 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%. С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. Так, доля централизованных источников, в том числе федерального и местных бюджетов, составила 33%, а собственных средств предприятий — 59%.
За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями. 3. Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями. Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики. 4. Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации. С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда — 30%. Темпы падения реальных инвестиций значительно сократились и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства. В 1995 г. возросла доля чистого экспорта в структуре ВВП, что отражает повышение роли экспортно ориентированных производств. Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Производительность труда составила 62% к уровню 1991 г. На ее динамику оказывали воздействие снижение эффективности использования оборудования и низкие темпы роста фондовооруженности. Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. — 20,5%, в 1994 г. ¾ 10%, в 1995 г. ¾ 7,2%. В 1995 г. был ограничен потенциал «инфляции спроса». В 1995 г. консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом 3,3% к ВВП против 10,3% в 1994 г. Недоимка по платежам в бюджет возросла в 3,6 раза по сравнению с 1994 г. Недоимка по платежам в федеральный бюджет составила 20% от общего объема поступлений в федеральный бюджет.
Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, отсутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем государственного финансирования. Объем производственного инвестирования в 1995 г. составил 26—27% к уровню 1991 г. В 1995 г. имела место дальнейшая децентрализация источников финансирования капитальных вложений. Удельный вес бюджетных средств, направленных на финансирование капитальных вложений, сократился с 26% в 1994 г. до 23% в 1995 г. На долю предприятий, организаций негосударственного сектора приходилось 67% от общего объема капитальных вложений. Несвоевременное и неполное выделение финансовых ресурсов, недостаток собственных средств у застройщиков привели к низкому уровню выполнения федеральной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных объектов. Из 206 пусковых производственных объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, принято в эксплуатацию только 38. Проведена переоценка основных фондов. Стоимость основных фондов по результатам переоценки возросла в 2,7 раза. В результате проводившихся ранее переоценок стоимость основных фондов возрастала: на 1 июля 1992 г. — в 18,7 раз, на 1 января 1994 г. — в 20,1 раза, на 1 января 1995 г. — в 4 раза. Таким образом, в результате четырех переоценок стоимость основных фондов увеличилась в среднем в 4,3 тысяч раз, в том числе стоимость фондов производственного назначения в 4 тыс. раз. По состоянию на 1 января 1996 г. функционировало 2578 коммерческих банков и 5800 филиалов. В 1995 г. были отозваны лицензии у 225 банков. В 1995 г. на биржевом фондовом рынке работало 56 бирж, в том числе 23 фондовые биржи, 33 биржи, имеющие фондовые отделы (товарные, валютные, универсальные и пр.). В 1995 г. объем продаж увеличился в 8,1 раза. Основное место в общем обороте всех фондовых ценностей занимали операции с ценными бумагами, а в структуре операций с ценными бумагами преобладали операции с облигациями органов государственной власти и управления. На их долю приходилось 99,1% оборота. О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетельствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. Изменение средневзвешенной ставки по однодневным межбанковским кредитам на московском рынке составило 754,1% (с 822,7% до 68,6%), средневзвешенной ставки доходности ГКО со сроком погашения до 90 дней ¾ 193,8% (с 355,8 до 162%), депозитной ставки Сбербанка РФ по срочному вкладу ¾ 55,6% (со 125,2% до 69,6%), средневзвешенной ставки по кредитам предприятиям сроком до 1 года на региональных рынках ¾ 161,4% (с 386,3 до 224,9%).
С середины 1994 г. была запрещена досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, товары, услуги, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были проведены аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии. В 1995 г. приватизировано более 10 тыс. предприятий, а с начала приватизации — более 122 тыс. По итогам проведенных в конце 1995 г. аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии были реализованы пакеты акций 18 акционерных обществ, включая «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «ЛУКойл», «Сиданко», «ЮКОС», «Сибнефть». В 1995 г. было создано 2770 акционерных обществ, из них 77% приходилось на предприятия, ранее находившиеся в федеральной и субфедеральной собственности. Из общего числа акционерных обществ в 25% случаев пакеты акций были закреплены в государственной собственности. Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов. В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях концентрации собственности в центральных компаниях. В этом же году был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», определивший отношения в области недропользования. и инвестиционной деятельности, установивший правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Таким образом, были законодательно оформлены отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определены основные правовые условия таких соглашений. 5. 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий. Удельный вес предприятий негосударственного сектора составил на конец 1996 г. 83%. Установилась перераспределительная основа структурных изменений, связанная с перетоком материальных, трудовых и финансовых ресурсов в наиболее прибыльные отрасли предпринимательской деятельности. Структурные изменения проходили в условиях низкой инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за 1991 — 1996 гг. сократился на 2/3. На предприятия негосударственного сектора экономики приходилось 76% всех освоенных инвестиций. Удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников, составил 19% в общем объеме инвестиций, в том числе из федерального бюджета — 9,2%. Изменилась отраслевая структура производственных инвестиций. Увеличилась доля средств, направляемых в электроэнергетику, топливную промышленность, транспорт. На реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий использовано 47% объема инвестиций производственного назначения, доля нового строительства составила 36%, расширения действующих производств — 12%. Доля затрат на непроизводственное строительство увеличилась с 31% в 1991 г. до 40% в 1996 г. Резко сокращались расходы на развитие социально-культурной сферы. Накопленный иностранный капитал в экономике России составил на 1 января 1997 г. 13,5 млрд. долл. США, из которых 50% составляют прямые инвестиции. За 1996 г. прирост иностранных инвестиций составил 6,5 млрд. долл. США. Из них прямые инвестиции, включая взносы в уставный капитал, займы, полученные от иностранных совладельцев предприятий, составили 2,1 млрд. долл. США, торговые кредиты и банковские вклады — 4,4 млрд. долл. США. Это было связано в основном с тем, что был введен механизм привлечения иностранных инвестиций на рынок государственных ценных бумаг. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций составила 73% и увеличилась в 5 раз, а доля прямых инвестиций сократилась до 26,5% и возросла лишь на 11%. Портфельные инвестиции возросли в 1,5 раза. Иностранный капитал направлялся в наиболее прибыльные секторы экономики. На долю промышленности приходилась 1/3 всех иностранных инвестиций, из них 87% — иностранные вложения в цветную, топливную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, пищевую промышленность, машиностроение. Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций — это торговые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США. В 1996 г. на территории РФ действовало 16,1 тыс. совместных и иностранных предприятий, годовой прирост составил 10,6%. 15% предприятий создано с участием инвесторов из государств — участников СНГ. Основная доля совместных предприятий создана с инвесторами из США, Германии, Китая, Украины, Великобритании, Финляндии. Сумма уставного капитала по совместным и иностранным предприятиям составила на 1 января 1997 г. 23,9 трлн. руб., а доля зарубежных партнеров — 75%. За 1996 г. совместные и иностранные предприятия экспортировали товаров на сумму 5,7 млрд. долл. США, что составляет 6,6% от общего объема экспорта России. Более 50% экспорта приходилось на Великобританию, Словакию, Германию, Белоруссию, США, Бельгию, Китай, Японию. В общем объеме экспорта преобладают топливно-энергетические ресурсы. Экспорт топлива и нефти составил 47,5% от общего объема экспорта. Совместные и иностранные предприятия импортировали товаров на сумму 5,1 млрд. долл. США, что составило 11,2% от общего объема импорта России. Наибольший объем импорта приходился на Германию, США, Великобританию, Францию, Финляндию, Австрию, Китай. В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Объем денежной массы по денежному агрегату М2 на 1 января 1997 г. составил 13,1% ВВП. Среднемесячный прирост денежной массы составил 2,4% при среднемесячном темпе инфляции 1,7%. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы. Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удельный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%. Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора». Официальный курс доллара увеличился на 19,8% и на 1 января 1997 г. составил 5560 руб. за 1 долл. США. До 16 мая 1996г. официальный курс доллара США устанавливался Банком России по результатам торгов на ММВБ два раза в неделю. В дальнейшем он стал объявляться ежедневно независимо от результатов торгов на ММВБ. Активно функционировал межбанковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продолжалась долларизация экономики. Средства предприятий, организаций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%. Крупнейшим сегментом российского денежного рынка продолжал оставаться рынок государственных ценных бумаг: ГКО и ОФЗ. За год объем эмиссии ГКО увеличился в 2,8 раза, ОФЗ — в 3,3 раза. Размещение на первичном рынке ГКО увеличилось в 2,8 раза, ОФЗ — в 4,1 раза. Выручка от размещения на первичном рынке ГКО увеличилась в 2,7 раза, ОФЗ — в 4,2 раза. Привлечение средств в бюджет от размещения на первичном рынке ГКО увеличилось на 15,7%, ОФЗ — в 2,4 раза. Активно производилось доразмещение государственных ценных бумаг на вторичном рынке. В 1996 г. наблюдалось снижение доходности государственных ценных бумаг и уменьшение стоимости заимствования. Аукционная доходность шестимесячных ГКО снизилась с 78,9 до 32,6%, ОФЗ — с 86,6 до 37,8%. Общий размер государственного внутреннего долга по ГКО-ОФЗ составил на 1 января 1997 г. 237,1 трлн. руб. и вырос за год в три раза. В 1996 г. финансовое положение основных отраслей экономики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы прибыли. Рентабельность производства, рассчитанная как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции, снизилась с 29% в 1992 г. до 5% в конце 1996 г. Значительно увеличилась доля убыточных предприятий. Если в 1992 г. она составляла 15%, то в конце 1996 г. — 43%. Рост неплатежеспособности вызвал проблемы формирования оборотных средств и привел к изменениям в структуре источников пополнения оборотных средств. Если в 1992 г. пополнение оборотных средств происходило за счет собственных источников на 15%, кредитов и займов — на 15%, кредиторской задолженности — на 69%, то к концу 1996 г. на долю кредиторской задолженности приходился 91% от общей суммы используемых на эти цели средств, собственных источников — 8%, кредитов и займов — 1%. Наряду с изменением структуры источников пополнения оборотных средств произошло сокращение ликвидных активов за счет роста дебиторской задолженности. Доля денежных средств снизилась с 14% в 1992 г. до 3% на конец 1996 г., дебиторская задолженность возросла с 45 до 52%. Произошло снижение взаимной задолженности предприятий и возросла задолженность предприятий во внебюджетные фонды. Удельный вес задолженности поставщикам составил 48%, во внебюджетные фонды — 18%, в бюджет — 21%. В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по отраслям. В 1995 г. в электроэнергетике и строительстве дебиторская задолженность была выше, чем кредиторская, а к концу 1996 г. все отрасли являлись потенциальными должниками. В течение 1996 г. дебиторская задолженность росла более медленными темпами, чем кредиторская, что и привело к превышению кредиторской задолженности над дебиторской. В сельском хозяйстве кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,6 раза, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — в 1,2 раза. В 1996 г. более активно применялся в денежном обороте вексель. На 1 января 1996 г. в обращении находилось векселей, обеспечивающих задолженность покупателей, на сумму 3 трлн. руб., а на конец года — в 2,7 раза больше. Однако отсутствие практики учета векселей коммерческими банками и их переучета в ЦБ РФ негативно влияли на их обращение. В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задолженности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ. В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности. Было отменено взимание пеней с задолженности предприятий по налогам перед федеральным бюджетом. Организациям, обладающим правом на выпуск облигационных займов и имеющим непогашенную задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставлялась возможность осуществить эмиссию облигаций, обеспеченных залогом их имущества или обязательствами третьих лиц. Было дано разрешение Минфину РФ принимать эти облигации в зачет части задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с их реализацией на фондовом рынке. В целях реструктуризации задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ была разрешена передача субъектам РФ находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. Правительство РФ по согласованию с субъектами РФ проводило зачет стоимости этих акций как поступлений средств от приватизации и расходов федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам в объеме, установленном в федеральном бюджете. В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены: • контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета; • контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты. В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы. Основные задачи Комиссии: контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей; разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей в полном объеме; обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых и таможенных органов, а также органов налоговой полиции; контроль за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. В связи с продолжавшимся спадом производства и неплатежами на протяжении всего 1996 г. принимались меры по повышению собираемости налогов и своевременности выплат заработной платы, пенсий, пособий. В 1996 г. в целях обеспечения национальных интересов РФ была разработана государственная стратегия экономической безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества. Государственная стратегия включает: 1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; 2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ; 3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности, на ликвидацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия; относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержки выплаты заработной платы, остановки предприятий. 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; рост государственного внутреннего и внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная следующими факторами: ростом безработицы; сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью; возможностью доступа криминальных структур к управлению производством и их проникновения в различные властные структуры; ослаблением системы государственного контроля. Основными причинами, вызывающими возникновение экономических угроз, являются неустойчивость государственных и муниципальных финансов и финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике. Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности требует адекватной реакции на факторы, подрывающие устойчивость социально-экономической системы государства. Важнейшими требованиями экономической безопасности являются: 1) сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, которые могут причинить ущерб национальным интересам России; 2) устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; 3) рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, минимизация уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта, обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья; 4) поддержание научного потенциала страны и сохранение стратегически важных направлений научно-технического прогресса; 5) сохранение единого экономического пространства и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; 6) создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. Для реализации государственной стратегии разрабатываются количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие: • динамику и структуру ВВП, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т.п.; • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; • качество жизни населения: валовой внутренний продукт на душу населения, уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды. 6. В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе. Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муниципализация, а также политика ликвидации «перекрестного субсидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий потребителей. Основное содержание государственного финансового регулирования в 1997 г. — ремонетизация экономики, подготовка и начало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономической сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства. В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложение. Удалось несколько ограничить масштабы внутренних заимствований и использовать как альтернативу внешние заимствования. Значительное отставание в исполнении бюджета привело к необходимости его фактического секвестирования, несмотря на то, что закон о секвестре бюджета принят не был. Продолжилась реструктуризация долгов предприятий. Были приняты нормативные акты, регулирующие управление государственными пакетами акций. Произошел значительный рост иностранных портфельных инвестиций и курсовой стоимости акций российских предприятий. Проводились денежная приватизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механизмы ценообразования, снижались масштабы перекрестного субсидирования. 7. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Однако решение этих задач осложняется имеющимися диспропорциями в денежно-кредитной и финансовой сферах, низким уровнем внутреннего спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и со стороны домашних хозяйств и частного сектора. Важнейшая задача на ближайшие годы — дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета. Эту проблему предполагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а следовательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджетной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также задача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. — 5,0%. Важным условием стабильного роста экономики является доступность кредитных ресурсов для участников рынка. Для этого необходимо снижение стоимости заимствований. Это может быть достигнуто за счет: сокращения бюджетного дефицита, оказывающего стабилизирующее воздействие на финансовые рынки; при
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|