Синтез реактивных двухполюсников
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Задача высшего специального образования – научить студента разби-раться в большом объеме разнообразной технической информации. Одной из основных общеинженерных дисциплин для инженеров-электриков любой специализации является «Теория линейных электрических цепей» (ТЛЭЦ). Курс ТЛЭЦ дает знания, необходимые для изучения специальных курсов. Линейные электрические цепи – это электрические системы, которые входят в состав любых устройств автоматики и электросвязи. Некоторые устройства, содержащие, например, электронные приборы, нельзя считать линейными электрическими цепями, но в определенном режиме работы такие устройства имеют свойства электрических цепей, и анализ их работы производится на основе ТЛЭЦ. В курсе ТЛЭЦ изучаются методы расчета электрических устройств, которые являются общими для линейных цепей и любых электрических систем. Без знания ТЛЭЦ невозможно совершенствовать и разрабатывать новые системы электросвязи и автоматики, микропроцессорной техники, нельзя обеспечить грамотное техническое обслуживание эксплуатационного обо-рудования. Выполнение курсовой работы по ТЛЭЦ способствует закреплению теоретических знаний по основным разделам курса – «Двухполюсники» и «Четырехполюсники» – и получению практических навыков, необходимых при эксплуатации, проектировании, разработке и усовершенствовании устройств автоматики, телемеханики и связи.
Общие положения При проектировании современных устройств автоматики, телемеханики и связи решаются многочисленные задачи, связанные с использованием электрических явлений для передачи и обработки информации. В общем случае электрическая цепь состоит из источников электрической энергии, приемников и промежуточных звеньев, связывающих источники с приемниками. При выполнении курсовой работы необходимо произвести анализ и синтез основных промежуточных элементов: двух- (ДП) и четырехполюсников (ЧП).
Задача анализа электрической цепи – определение реакции цепи y (t), y (ω) на заданное внешнее воздействие х (t), х (ω). Задача синтеза – нахождение цепи по заданной ее реакции y (t), y (ω) на заданное внешнее воздействие х (t), х (ω). Исходными данными в задаче анализа являются эквивалентная схема ДП (ЧП) и значения параметров всех входящих в нее элементов; описание внешнего воздействия. В результате анализа определяется отклик (реакция) цепи в виде совокупности токов и напряжений. В зависимости от того, какая величина – частота или время – является аргументом в выражениях, описывающих соотношения между откликом и внешним воздействием, различают частотные и временные характеристики цепи. Исходные данные в задаче синтеза: описание внешнего воздействия х (ω) и его отклика y (ω). В задаче синтеза необходимо определить эквивалентную схему цепи и значения параметров всех входящих в нее элементов. Анализ и синтез электрических цепей взаимосвязаны. Методы синтеза базируются на использовании общих свойств характеристик различных классов цепей, которые изучаются в процессе анализа. В задании к курсовой работе приводится схема синтезируемого ЧП, составными частями которого являются ДП с известной частотной зависимостью сопротивления в символической или операторной форме. В электрической цепи с сосредоточенными параметрами типа R, L, C (рис. 1.1) уравнение равновесия напряжения с подключенным внешним источником имеет вид: (1.1) При изображении установившихся гармонических напряжения и тока функцией еjωt интегродифференциальное уравнение равновесия напряжения
(тока) (1.1) превращается в алгебраическое. То же самое упрощение получается, когда зависимости u (t) и i (t) от времени отображаются функцией еpt, где р – любое комплексное число. Тогда (1.2) Отсюда или , где – операторное сопротивление; – опе-раторная проводимость ДП. Для реактивных ДП комплексное число р может быть заменено на jω (р = jω) и операторные характеристики совпадают с частотными. Таким образом, при решении задач курсовой работы можно воспользоваться символическим или операторным методом.
Синтез реактивных двухполюсников Функция Z (p) или Y (p), по которой можно построить соответствующую электрическую цепь, называется физически реализуемой. Удобнее всего представить исследуемый ДП в виде одной из четырех канонических схем. Реализуемая функция сопротивления (проводимости) должна иметь вид рациональной дроби: (2.1) Многочлены в числителе и знаменателе рациональной дроби удобнее всего представить в виде произведения множителей вида (p – p i), где p i – корни многочленов А (р) и В (р): . (2.2) Значения переменного р, соответствующие корням многочлена А (р), обращают функцию Z (p) в нуль и называются нулями функции Z (p). При значениях р, соответствующих корням многочлена В (р), функция Z (p) становится неограниченно большой. Корни многочлена В (р) являются полюсами функции операторного сопротивления Z (p). Нули и полюсы физически реализуемой функции Z (p) всегда чередуются. Определим нули и полюсы функции Z (p) ДП и построим полюсно-нулевое изображение на плоскости комплексного переменного. При построении схемы ДП по заданному (ым) значению (ям) оператор-ного сопротивления Z (p) требуется выполнить следующие этапы синтеза: 1) выявить необходимые и достаточные условия, которым должна удов-летворять функция Z (p) для того, чтобы существовала хотя бы одна реали-зуемая цепь; 2) если функция Z (p) задана графиком (таблицей), то необходимо по-добрать рациональную функцию, наиболее точно воспроизводящую все свойства ДП, заданные графиком; 3) рассчитать все канонические схемы ДП, удовлетворяющие заданному выражению; 4) выбрать оптимальную из рассчитанных цепей для практического использования, имея в виду, что большие значения индуктивности элементов схем ДП нежелательны при реализации. Для этого все заданные формулы функции Z (p) проверяют на следующие необходимые и достаточные условия:
функция Z (p) реализуема, если она положительна и действительна, все коэффициенты при операторе р – только вещественные и положительные числа; высшие и низшие степени многочленов числителя и знаменателя функции Z (p) отличаются не более чем на единицу; нули и полюсы функции Z (p) пассивных ДП расположены в левой полуплоскости комплексного переменного. При этом мнимые корни бывают комплексно-сопряженными, нули и полюсы чередуются, отсутствуют кратные (одинаковые) корни; если корни (нули и полюсы) функции Z (p) расположены на мнимой оси, то такая функция соответствует реактивному ДП. При этом в числителе (знаменателе) функции оператор р имеет только четные степени, а в знаменателе (числителе) – только нечетные. Разница между высшими и низшими степенями оператора р у числителя и знаменателя равна единице. Высшая степень оператора р равна числу реактивных элементов в канонической схеме. Синтез пассивных ДП осуществляется двумя методами разложения: на простые дроби, в результате чего при условии физической реализуемости получают канонические схемы Фостера первого или второго рода; в непрерывные (цепные) дроби, при этом получаются канонические схемы Кауэра первого или второго рода (лестничные схемы). Наиболее распространен первый метод разложения. При выделении простых слагаемых из функции Z (p) получают последовательное соединение двухэлементных резонансных контуров (схему Фостера первого рода). При разложении функции Y (p) на простые слагаемые реализуется схема Фостера второго рода (параллельное соединение простых LC -элементов). Для самого общего случая реактивного ДП класса «∞ – ∞» (рис. 2.1) функция сопротивления имеет вид: , (2.3)
Рис. 2.1. Схема двухполюсника класса «∞ – ∞» (общий случай)
Значения коэффициентов А∞, А 0, А i в функции (2.3) определяются методом разложения: (2.4)
(2.5)
(2.6) Учитывая, что , и , а также , можно определить элементы , , , схемы. В качестве примера определим элементы схемы, сопротивление которой задано рациональной дробью в операторной форме: . (2.7) Выявляем необходимые и достаточные условия физической реализации схемы ДП. Строим полюсно-нулевое изображение (рис. 2.2, а) и характеристи-ческую строку (рис. 2.2, б). По ним определяем класс ДП, количество резо-нансов, элементов и вид схемы. Допустим, выбрали схему Фостера первого рода, состоящую их трех элементов (высшая степень оператора р – третья). Так как класс ДП «0 – ∞» (это видно из полюсно-нулевого изображения функции Z (p)), то схема примет вид, изображенный на рис. 2.2, в. Тогда из уравнений (2.4) – (2.6) функция (2.8) где ; ; . Используя уравнения (2.4) – (2.6), получим: ; (2.9) ; ; (2.10) (2.11)
Рис. 2.2. Синтез реактивных двухполюсников: а – полюсно-нулевое изображение функции Z (p); б – характеристическая строка; в – схема Фостера первого рода; г – схема Фостера второго рода; д – схема Кауэра первого рода; е – схема Кауэра второго рода ; (2.12)
Если использовать функцию , то в результате разложения на простые дроби получим схему Фостера второго рода (рис. 2.2, г) того же класса («0 – ∞»). При разложении в непрерывную дробь функции Z (p) по нисходящим степеням оператора р получим значения элементов схемы Кауэра первого рода (рис. 2.2, д): ; (2.13)
При разложении в непрерывную дробь функции Y (p) по восходящей степени оператора р получим значения элементов схемы Кауэра второго рода (рис. 2.2, е): (2.15) Для трехэлементных ДП схемы Фостера и Кауэра одинаковы, однако для более сложных ДП они будут различными. При сравнении схем, приведенных на рис. 2.2, видно, что в схеме рис. 2.2, г значения индуктивности больше, чем в схеме рис. 2.2, в, хотя количество катушек индуктивности одинаковое. Для физической реализации более целесообразно использовать схему ДП, изобра-женную на рис. 2.2, в. Таким образом, при выполнении курсовой работы на первом этапе требуется 1) выявить необходимые и достаточные условия физической реализуемос-ти всех ДП, заданных функцией Z (p) или Y (p) в исходных данных; 2) определить все возможные схемы ДП, используя методы разложения на простые дроби и в непрерывные цепные дроби; 3) выбрать оптимальную схему ДП и использовать ее в дальнейшем при расчетах; 4) построить графики частотной зависимости сопротивления ДП.
При построении графика необходимо задаваться двумя – тремя значениями частоты в диапазонах между конечными и резонансными частотами ДП. Например, для ДП (см. рис. 2.2, в) резонансные частоты с–1 и с–1. Результаты расчета сопротивления Z (p) сведены в табл. 2.1, а график функции Z (p) приведен на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Частотная зависимость сопротивления двухполюсника Таблица 2.1 Расчет сопротивления Z (p)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|