Основные характеристики эксперимента
Эмпирическое исследование представляет собой один из видов исследований, который использует опытные приемы познания. ЭКСПЕРИМЕНТ как метод психологического исследования предполагает активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов. ЭКСПЕРИМЕНТ как метод складывается в Новое время в связи с бурным развитием естественной науки. Новое время - это период формирования естественнонаучных парадигм. У истоков традиции проверки теоретических высказываний опытным (экспериментальным) путем стоит Г. Галилей. В работах Г. Галилея произошел поворот в науке: от идеи иерархии Галилей перешел к идее математизации. Идея иерархии утверждала «соподчиненность» вещей: каждая вещь, каждый объект имеет свое место во всеобщей иерархической упорядоченности. Вторая идея утверждала некоторую рядоположенность объектов, которые поэтому оказывались соизмеримыми и исчисляемыми. Эта мысль составляет предпосылку эксперимента, потому что эксперимент всегда требует измерительных процедур. Эксперимент, с одной стороны, рассматривают как эмпирический (опытный) метод, с другой, - как определенную логику рассуждений исследователя (ход его рассуждений в соответствии с правилами) [4]. В науке наряду с эмпирическим используется мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент действует с образцом, а не с реальным объектом и оценивает свойства объекта, не прибегая к реальному опытному взаимодействию. Р. Готтсданкером такой эксперимент обозначается как идеальный, полного соответствия. В отличие от него, эксперимент, проводимый в ходе опытного взаимодействия, допускает известную «ненадежность». Эмпирический (опытный) эксперимент включает мысленные образцы, оценку их, но это не единственное определяющее условие эксперимента.
Мысленный эксперимент выступает и как план размышления исследователя, задающий ход эксперимента. Таким образом мысленный и эмпирический эксперименты как противопоставляются, так и рассматриваются в связи друг с другом в реальном исследовании. [5] Эмпирический эксперимент (с использованием мысленных форм планирования) до начала собственно эмпирических процедур соответствует нормативам научного исследования. Для того чтобы эксперимент выполнял все свои задачи, он должен осуществляться в соответствии с нормативами. Термин «норматив» характеризует всю научную деятельность и культуру в целом, которые нормативны, поскольку включают использование сложившихся (принятых, отработанных, обоснованных) способов понятий и схем мышления, которых нет у человека, не имеющего научных знаний, не выполняющего соответствующую деятельность. Нормативы профессионального мышления ученого не совпадают с правилами обычного мышления и иногда кажутся достаточно искусственными. Это происходит потому, что такие нормативы надиндивидуальны, рождены и развиты в науке, а не в деятельности одного человека. Нормативы научного мышления - это отрефлексированная, упорядоченная система исследовательских методов, которая обусловливает структурирование предмета. Признаки экспериментальной парадигмы следующие: 1) аналитический подход, использование переменных, 2) сравнительный подход, рассмотрение экспериментальных эффектов как следствий причинных факторов, контролируемых исследователем, 3) контроль за выводом о влиянии изучаемого фактора на психику, оценка возможности отвергнуть или принять психологическую гипотезу.
Все это обусловливает формулирование нормативов психологического исследования как научного исследования. Наука, по словам М.К. Мамардашвили, это нечто, к чему человек относится как к более цельному, чем он сам, и что вырывает его из хаоса, распада и рассеяния обыденной, повседневной жизни, из стихийных отношений к миру и к себе подобным. Эксперимент проверяет гипотезу о закономерности, структуре, причинно-следственных отношениях (зависимости). Зависимость и воздействие - те слова, которые указывают на эксперимент. Эксперимент предполагает установление таких связей, которые выступают неслучайно, повторяются, а также включает воздействие одного элемента связи на другой. [7] Нормативом экспериментального исследования является также разделение понятия «экспериментирование» в широком и узком смысле. В широком смысле экспериментирование представляет создание условий определения, управляемых условий деятельности испытуемых. В узком смысле экспериментирование включает проверку каузальных гипотез - предположений о причинно-следственных связях. Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением. Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии. Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути. Существенный этап составили в этом отношении исследования Г. Эббингауза о памяти (см. главу о памяти). Вместо того чтобы изучать исключительно соотношение между физическими раздражителями, физиологическими процессами и сопутствующими им явлениями сознания, Эббингауз направил эксперимент на изучение протекания самого психологического процесса в определенных объективных условиях.
Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей. [10] С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии - в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика. Ряд глав современной психологии может уже опереться на точные экспериментальные данные. Особенно богата ими современная психология восприятия. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: ) на искусственность эксперимента, ) на аналитичность и абстрактность эксперимента ) на осложняющую роль воздействия экспериментатора. Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия. Так, эксперименты Г. Эббингауза с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловых связей, между тем как в большинстве случаев эти связи играют существенную роль в работе памяти. Если бы теория памяти Эббингауза по существу была правильной, т. е. если бы лишь механические повторения, чисто ассоциативные связи определяли воспроизведение, эксперименты Эббингауза не были бы искусственными. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода. [14]
Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Их доставляют главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего, абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач. Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его. При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте - это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации. [12]
Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним. Учитывая все это, необходимо: ) преобразовать эксперимент изнутри, чтобы преодолеть искусственность традиционного эксперимента; ) дополнить эксперимент другими методическими средствами. Для разрешения тех же задач: ) вводятся методические варианты, являющиеся промежуточными формами между экспериментом и наблюдением, и другие вспомогательные методы. Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенный А.Ф. Лазурским. Его основная тенденция сочетать экспериментальностъ исследования с естественностью условий - весьма ценна и значима. Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, самая же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. [8] Например, предварительным анализом обнаруживается значимость различных предметов школьного обучения, их влияние на проявление тех или иных психических процессов ребенка, которые затем изучаются в естественных условиях школьной работы по данному предмету. Или предварительно устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или иная черта характера; затем в целях изучения проявления этой черты у различных детей они вовлекаются в данную игру. В процессе этой игры исследователь наблюдает их деятельность в естественных условиях. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих соответственно подобранных условиях подлежащие изучению процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора. А.Ф. Лазурский избегал непосредственного воздействия на ребенка в интересах «естественности». Но в действительности ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т. е. определенным образом организованного воздействия на него. Соблюдение естественных условий развития поэтому никак не требует устранения всякого воздействия вообще. Воздействие, построенное по типу педагогического процесса, вполне естественно. Вводим его в эксперимент, реализуя таким образом новый вариант «естественного» эксперимента, который должен, по нашему мнению, занять центральное место в методике психолого-педагогического исследования ребенка. [7] Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющих разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки. Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический прием. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике - физических, в психологии - психологических. Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности - сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях. Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для ее изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|