Формирование обязательных элементов научного исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Научное исследование включает ряд обязательных элементов, выстроив которые можно считать, что выполнены требования к структуре научного исследования. К этим элементам относятся:
· Актуальность темы · Цель исследования · Объект и предмет исследования · Гипотеза исследования · Методика исследования · Научная новизна · Практическая значимость
Актуальность темы исследования
Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения некоторой проблемы, вопроса, задачи (в пределах страницы). Актуальность обосновывается: · Неизученностью выбранной темы: заполнение пробела в системе научных знаний · Возможностью решения определенной практической задачи, которая до сих пор не решалась или решалась неэффективно · Развитием определенных тенденций, которые требуют осмысления · Все вышеперечисленное в различных сочетаниях
Для ранее использованного примера «Качество образования» актуальность задачи исследования может быть обоснована следующим образом:
Существует множество подходов к оценке качества образовательных услуг, но имеющиеся методики не носят нормативного характера (т.е. нет «правильной» методики, обязательной к использованию). Поэтому вполне допустимо сформировать еще одну методику, которая будет более полно учитывать качество образовательных услуг и поэтому оценка будет более адекватной. Как показывает проведенный анализ, существующие методики оценки качества образовательных услуг не учитывают некоторые важные критерии и показатели. Исследование, которое предполагается выполнить, позволит решать задачу оценки качества образовательных услуг более эффективно.
Цель исследования Цель – образ будущего, что мы хотим получить при проведении научного исследования.
Для ранее использованного примера «Качество образования» цель исследования может быть сформулирована следующим образом:
Выявить критерии и показатели для адекватной оценки качества образовательной услуги ее получателями.
Объект и предмет исследования Объект исследования – некоторая совокупность, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Существуют варианты определения объекта и предмета: · Объект и предмет соотносятся как целое и часть. Объект – шире, предмет – уже, находится в границах объекта. Предмет определяет тему исследования · Объект – некоторая совокупность вещей, процессов, явлений, а предмет - то, что у них изучается.
Для ранее использованного примера «Качество образования» объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом:
Объект исследования: качество образовательных услуг в области экономики, менеджмента и юриспруденции Предмет исследования - критерии и показатели для адекватной оценки качества
Гипотеза исследования
Гипотеза – предполагаемое решение задачи. Требования к гипотезе: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяема при помощи имеющихся методов. В процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.
Схема формирования гипотезы:
Если …….., то …………
Для ранее использованного примера «Качество образования» гипотеза может быть сформулирована следующим образом:
Если в качестве критериев качества образовательной услуги использовать уровень оплаты труда выпускника вуза и динамику вертикальной карьеры, то такая оценка будет достаточно адекватной.
Методика исследования Методика характеризует методы, условия и объекты исследовательских действий. В качестве методов могут использоваться логический и системный анализ имеющейся информации, построение моделей: логической, графической, математической и др. (кабинетное исследование), опрос экспертов с помощью анкет, интервью, проведения мозговой атаки и др. методами (полевое исследование).
Для ранее использованного примера «Качество образования» методика исследования может быть сформулирована следующим образом:
Используются логический анализ имеющейся информации, логическое моделирование (соотношение понятий «качество», «качество образования», «качество образовательной услуги», «образование», «высшее профессиональное образование», «образовательная услуга»; «услуга», образовательная услуга»)
Научная новизна*** Новизна может быть субъективной (для самого исследователя) и объективной (новизна для общества). Познавательные ситуации, благоприятные для получения нового знания: · Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления или процесса научными методами и превращение его в научно установленный факт · Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале · Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике · Изучение известного явления или объекта более совершенными методами · Сопоставление, сравнительный анализ явлений, процессов. · Изменение условий протекания процессов и явлений.
Для ранее использованного примера «Качество образования» научная новизна может быть сформулирована следующим образом:
Исследование обладает объективной научной новизной. Научная новизна исследования заключается в выявлении новых критериев оценки качества образовательной услуги и разработке на их основе новых показателей.
Практическая значимость*** Может заключаться в возможности: · Решения практической задачи · Проведения дальнейших научных исследований · Использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов
· Повышении уровня методической оснащенности практических работников
Для ранее использованного примера «Качество образования» практическая значимость может быть сформулирована следующим образом:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|