Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Практический опыт организации наглядных форм работы библиотек




2.1 Инновации в организации наглядных форм работы библиотек

Изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания отразились на выставочной деятельности библиотек.

В последние годы при разработке дизайна выставки в библиотеках стали активно использовать всевозможные вспомогательные материалы (ассоциативный ряд) – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д., способствующие лучшему выражению идеи, акцентированию на чём-либо, позволяющие сделать выставку яркой и содержательной. Такой творческий подход к оформлению книжных выставок можно только приветствовать, но, к сожалению, довольно часто именно так понимается инновационный подход к этому виду библиотечной деятельности.

Инновационность же выставочной деятельности можно оценивать по следующим параметрам:

  • по характеру представленных документов, т. е. информация на выставке может быть представлена в любой форме, и носитель этой информации может быть любым – от традиционных бумажных (книги, журналы, газеты, ноты, карты) до современных электронных (CD-ROM, DVD-ROM). Именно документы на нетрадиционных носителях представляют инновационную часть библиотечного фонда;
  • по интеграции форм работы из других сфер. Например, формы выставок заимствованные:
    • из музейного дела, когда выставочные экспозиции, представляют собой синтез библиотечной и музейной выставок. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему выставки, пониманию и восприятию представленных на ней документальных источников;
    • из театрального дела. Например, выставка-бенефис читателя, по аналогии с проводимыми в театральной практике бенефисами – спектаклями в честь кого-либо. В библиотеках – бенефис посвящается конкретному читателю-бенефицианту;
    • из телевидения (хит-парады книг, книжные аукциона) и т. п.
  • по видам выставок. Библиотечные специалисты разделили выставки на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным выставкам относятся: выставки новых поступлений, тематические, персональные, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу и т. д.

У традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Одним из основных составляющих организации подобных выставок является творческое начало библиотекарей, позволяющее выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект.

Примеров нетрадиционных выставок довольно много. Например, выставка-инсталляция. Инсталляция (англ. «installation» – установка, размещение, монтаж) – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Книжная инсталляция – это пространственная композиция, созданная из книжных изданий, различных материалов и форм. Цель книжной инсталляции – создание объемной художественной композиции или трёхмерной среды в определённом пространстве. Книги в комбинации с другими предметами, освобождаются от своих традиционных функций и создают новые смысловые значения.

В рамках акции «Библиотечное лето – 2013» в ЦДБ г. Лесосибирска (Красноярский край) была организована инсталляция – выставка-серпантин, представляющая собой гигантскую полку, выполненную из стульев и вьющуюся, как серпантинная лента, берущая своё начало в читальном зале, проходящая через весь абонемент и завершающаяся в фойе библиотеки. Бесконечная полка привлекла внимание читателей не только своей композицией, но и размещёнными вдоль нее слоганами: «С книгой ты можешь посетить все страны, не засоряя при этом планету!» и «Книга поможет помечтать!». На гигантской книжной полке уместилось 58 томов, многие из них были не только красочно оформлены, но и имели звуковые и визуальные эффекты [2].

Еще одна форма нетрадиционной выставки – интерактивные выставки, призванные организовать живое общение между читателями, призвать их к обсуждению поставленной проблемы, а также обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем. Образовательный и воспитательный потенциал такой выставки существенно возрастает. В библиотечной практике используются разнообразные интерактивные выставки: игровые, диалоговые и т. п.

Игровые выставки используются преимущественно в детских, юношеских и школьных библиотеках, хотя возможна организация подобных выставок и для взрослых. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке документами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто встречаются: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.

Идейный замысел выставки-кроссворда в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия» «Хорошо бродить по свету» удачно раскрывала выбранная форма представления экспозиции. Виртуально путешествуя по свету, участникам летних школьных лагерей предлагалось активно познавать мир. Читатели подросткового возраста знакомились со справочной литературой, альбомами, атласами по биологии, географии, искусству, расширяя свои знания. Для интерактивного вовлечения в выставочный процесс вниманию читателей был предложен географический кроссворд «В жёлтой жаркой Африке», разгадывая который, ребята открывали для себя много нового: название самого солёного озера в мире, высочайшей горной вершины, мечети с самым высоким минаретом и многие другие интересные факты об африканском континенте. Читатели активно участвовали в познавательной игре «Географическая путаница», исправляя ошибки художника и правильно размещая по континентам обитателей животного мира [1].

Диалоговые выставки ставят задачу вызвать у читателей желание подискутировать, высказать своё мнение по какому-либо вопросу. Это могут быть: выставка-размышление, выставка-предостережение, выставка-«вопрос-ответ», выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика и т. д.

Выставка-дискуссия представляет издания, в которых отражены разные точки зрения, и «втягивает» читателя в дискуссию, привлекая внимание к проблемным, дискуссионным моментам темы. Читателям предлагается принять участие в обсуждении произведений, по которым высказываются диаметрально противоположные мнения. Например, назначение книжной выставки «Классики: любимые и не очень» в Нижегородской государственной областной детской библиотеки – пригласить читателей к дискуссии о классической литературе. Книжный ряд на ней, дополненный портретами писателей и поэтов, сопровождался цитатами из сочинений читателей-старшеклассников. В конце каждого фрагмента предлагался вопрос к размышлению или обсуждению. Например: «Анна Ахматова. Мне кажется, что самые лучшие строки о любви написаны именно ею. Что думаешь ты?» или: «Произведения Достоевского я не понимаю. Мне не понятны его мысли и чувства. Может быть, я пока не дорос до него? А как по-твоему?» [10].

Библиотекарям, занимающимся выставочной работой необходимо помнить основное назначение этого вида массового библиотечного обслуживания, а именно то, что выставка является «комплексом специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними» [9, с. 46]. И даже если библиотекой инициирована организация нетрадиционной выставки, нельзя забывать об обязательном присутствии на выставке документальных источников.

В Интернете есть интересные рекомендации по организации библиотечных выставок. Например:

  • консультация «Интересные формы выставочной деятельности библиотеки»;
  • методико-библиографический материал «Книжная выставка – это всегда интересно»;
  • методический материал «Выставочная деятельность библиотеки»;
  • консультация-обзор «Инновационные формы выставочной деятельности общедоступных библиотек»
  • сборник методических материалов «Библиотечная выставка: какой ей быть?»

В массовой работе очень важна роль библиотекаря, который непосредственно в неё вовлечён и от которого во многом зависит успех или неуспех мероприятия.

К сожалению, не о каждом библиотекаре можно сказать, что он – ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Г. К. Олзоева автор учебно-методического пособия «Массовая работа библиотек», утверждает, что не каждый специалист с высшим библиотечным образованием может вести массовую работу: «Большое значение имеют высокая эрудиция, артистичность, даже тщеславие, желание показать, проявить себя, что так свойственно артистическим натурам... Речь идет о коммуникативных, креативных, творческих способностях» [4, с. 9].

Библиотекарь, занимающийся организацией и проведением массовых мероприятий, должен владеть определенными личностными и профессиональными компетенциями:

  • артистические способности
  • владение культурой речи
  • коммуникативные навыки
  • умение создавать интересные методики
  • творческое начало
  • личная заинтересованность
  • умение убеждать и внушать
  • умение выбирать оптимальную модель поведения
  • владения основами PR
  • владение технологией самопрезентации
  • владение мультимедийными технологиями

Осознание практической значимости проблемы подготовки квалифицированных кадров для этого вида деятельности инициировало введение в учебный план подготовки библиотечных специалистов в Челябинской государственной академии культуры и искусств курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговой центр». Его цель – обеспечить профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профиля, способных выполнять функции организаторов интеллектуально-досуговой деятельности в муниципальных библиотеках.

Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на должном уровне способно профессиональное самообразование, которое, в частности, предполагает систематическое чтение специальной профессиональной литературы. Библиотеки всех уровней активно занимаются выпуском издательской продукции разнообразной библиотечной тематики, которую размещают на своих сайтах/блогах. Их анализ позволил выявить ряд изданий в помощь освоению инновационных форм массовой работы.

· В помощь организации массовой работы библиотек: дайджест интернет-ресурсов

· Виды и формы мероприятий в библиотеке

· Инновационные формы массовой работы с детьми: дайджест для руководителей детским чтением

· Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках

· Интересные формы массовой работы в библиотеке

· Массовая деятельность в библиотеке: формы и методы проведения мероприятий

· Словарь форм массовой работы

· Словарь форм массовой работы. Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей

· Формы массовой работы в библиотеке: некоторые определения

В современных условиях библиотекам необходимо занять свою нишу на рынке услуг в сфере культуры, отдыха. Массовая работа библиотек во многом может способствовать этому. Здесь будут уместны слова ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» С. Г. Матлиной: «Без читателей в библиотеке пустота, она не нужна. Мы можем приобретать новую мебель, оснащать библиотеку техникой, автоматизировать процессы. Но выживет та библиотека, которая умеет анализировать свою работу и делать выводы из этого анализа, которая умеет себя преподнести, показать. Выживет библиотека-театр, библиотека-фантазия, играющая библиотека. Необходимо не стоять на месте, всё время учиться, общаться, делиться опытом, чаще встречаться».

Поэтому, учитывая интересы и потребности пользователей, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но были зрелищными, яркими, эмоциональными.

2.2 Нетрадиционные наглядные формы в деятельности библиотек

Вывод: нетрадиционные формы остались в библиотеке и в наше время они модернезируются и переводят их в электронный вид

 


Список литературы.

 

 

1. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание [Текст] / В. А. Бородина. – Москва: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время; вып. 7).

2. Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, и разнообразие форм [Текст] / сост. Т. Е. Наместникова. – Москва: Либерия, 2011. – 159 с. – (Библиотекарь и время 21 век; вып. 134).

3. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н. В. Збаровская. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).

4. Исакова, О. Н. Практика выставочной работы: патенты и «царские привилегии» [Электронный ресурс] / О. Н. Исакова // Науч. тех. б-ки. – 2016. – № 4. – С. 24–29. – URL: goo.gl/ej7YRn. – Дата обращения: 19.11.2016.

5. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – 640 с.

6. Татаринова, Е. А. Выставки в библиотеке: зачем и как [Текст] / Е. А. Татаринова. – Москва: Литера, 2014. – 144 с.

7. Рябков В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России [Текст] / В. М. Рябков. – Челябинск: Полиграф-мастер, 2007. – 567 с.

8. Национальная библиотека республики Удмуртия [Электронный ресурс]: сайт. ­­– URL: goo.gl/SWAOKo.–Дата обращения: 10.02.2017.

9. Хакасская республиканская детская библиотека [Электронный ресурс]: сайт. ­­– URL: goo.gl/wqVsJC. – Дата обращения: 17.02.2017.

 

 

http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/ucheba/shkola_obuchenija_osnovam_bibliotechnojj_professii/zanjatie_8/

htthttps://docviewer.yandex.ru/?

 

url=http%3A%2F%2Fizobcbs.ucoz.ru%2FPDF%2Finnovacionnye_formy_raboty_bf_posobie.pdf&name=innovacionnye_formy_raboty_bf_posobie.pdf&lang=ru&c=58b403523c7b&page=4p://lektsii.org/8-52936.html

 

http://lib.1september.ru/2004/23/25.htm

 

http://festival.1september.ru/articles/522092/img7.JPG

 

 

http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=753

 

http://mei--blog.blogspot.ru/2011/10/blog-post.html

 

https://www.smore.com/vc0g8

 

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshuhovlibrary.kz%2Ffiles%2Fbookandread.pdf&name=bookandread.pdf&lang=ru&c=58b40614cfb0&page=10

 

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshuhovlibrary.kz%2Ffiles%2Fbookandread.pdf&name=bookandread.pdf&lang=ru&c=58b40614cfb0&page=13

 

http://www.chaltlib.ru/articles/library/spetsialistu/v_kopilku_spetsialista/vypusk_1_16/

 

http://www.studfiles.ru/preview/5429719/page:4/

 

http://www.bibliokashary.ru/index.php?do=static&page=reklamnaya_deyatelnost_bibliotek

 

 

мас раб новое

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshuhovlibrary.kz%2Ffiles%2Fbookandread.pdf&name=bookandread.pdf&lang=ru&c=58b407ffcd03&page=17

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...