Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебное время: 20 часов (лекции 2, практические занятия 12,самостоятельная работа под руководством преподавателя 6)




ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Экз. №_______

КАФЕДРА (ТЕРАПИИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ)

«Утверждаю»

Начальник 1 кафедры (терапии

усовершенствования врачей)

полковник медицинской службы

С.Б. Шустов

«___»____________200 г.

 

 

 

Ассистент, кандидат медицинских наук, Л.Г.Бобовская

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения практического занятия №10

по циклу эндокринологии

 

на тему: НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ.

 

со слушателями клинической ординатуры I факультета

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

“______”_______________2005 г.

Протокол № ______

 

Уточнено (дополнено):

“____” _________________200 г.

 

Контингент обучаемых: слушатели клинические ординаторы I факультета

1. Цель занятия: научить слушателей распознавать патологию надпочечников – хроническую надпочечниковую недостаточность с помощью современных методов диагностики и применением современных принципов терапии и проведения диспансерного наблюдения, профилактики аддисонического криза, синдрома отмены, обучения самоконтроля заместительной терапии.

2. Частные цели занятия:

Слушатель должен ознакомлен:

· с перспективными методами исследования функции коры надпочечников

· новейшими достижениями в лечении ХНН

· с работой рентгенологического кабинета (оценка рентгеног­рамм грудной клетки и турецкого седла);

· с работой отделения реанимации и интенсивной терапии в плане проведения необходимых мероприятий при развитии аддисонического криза);

· с современными методами инструментальной и лабораторной диагностики (радиоиммунологическими, иммуноферментными);

· с показаниями к проведению подсадки клеток коры надпочечников.

Слушатель должен знать:

- основные сведения об истории изучения хронической надпочечниковой

недостаточности;

- определение хронической надпочечниковой недостаточности, ее распространен­ность среди населения;

- этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциаль­ную диагностику и лечение хронической надпочечниковой недостаточности;

- особенности течения хронической надпочечниковой недостаточности;

- основные методы функциональной диагностики болезни Аддисона;

- организацию и проведение МСЭК у больных с хронической надпочечниковой недостаточностью;

- правила ведения медицинской документации в отделении;

- организацию санаторно-курортного лечения больных с хронической надпочечниковой недостаточностью;

- организацию диспансерного наблюдения больных с данной фор­мой патологии;

- принципы лечения первичной хронической надпочечниковой недостаточности и аддисоноческого криза;

- профилактика аддисонического криза.

Слушатель должен уметь:

- методически правильно осуществить опрос больного с целью выяснения жалоб и анамнестических сведений;

- методически правильно проводить клиническое обследование больны с хронической надпочечниковой недостаточностью;

- оценивать данные основных лабораторных и инструментальных методов исследования больных (содержание в крови кортизола АКТГ. альдостерона, пробу на толерантность к глюкозе, экскреции 17-ОКС с суточной мочой);

- проводить функциональные пробы с синактеном и интерпретировать их;

- анализировать данные рентгенограмм;

- проводить дифференциальную диагностику и обосновать окончатель­ный диагноз;

- правильно оценить тяжесть состояния больного, ближайший и отдаленный прогноз;

- проводить комплексное лечение с учетом современных дости­жений клинической фармакологии

- оказывать неотложную помощь и проводить мероприятия по интенсивной терапии больным с аддисоническим кризом;

- подготовить представление на МСЭК;

- разработать план диспансеризации;

- решать вопросы санаторно-курортного лечения.

 

Слушатель должен получить опыт (навык):

· ведения больных с ХНН

· ведения медицинской документации

· проводить функциональные пробы с синактеном и интерпретировать их;

· выведения больных из аддисонического криза

3. Воспитательные цели занятия состоят в обучении работе с больным в соответствии с нормами врачебной этики и деонтологии, воспита­нии у слушателя самостоятельности и ответственности в профессио­нальной деятельности, обучении работе со средним и младшим меди­цинским персоналом.

Учебное время: 20 часов (лекции 2, практические занятия 12,самостоятельная работа под руководством преподавателя 6)

 

Плановая таблица проведения занятий

 

  Часы Дни занятий и основные учебные мероприятия
понедельник вторник среда четверг пятница суббота
  Утренняя конф. Курирование больных Утренняя конф. Курирование больных Утренняя конф. Курирование больных Утренняя конф. Курирование больных Утренняя конф. Курирование больных Утренняя конф. Курирование больных
    Курирование больных Обход больных с преподавателем, нач. кафедры или нач. отделения   Курирование больных   Курирование больных Обход больных с преподавателем, нач. кафедры или нач. отделения   Курирование больных
    Курирование больных Обход больных с преподавателем, нач. кафедры или нач. отделения   Курирование больных   Курирование больных Обход больных с преподавателем, нач. кафедры или нач. отделения   Курирование больных
  Работа в клинико-диаг­нос­тических кабинетах и лабораториях   Курирование больных   Курирование больных   Курирование больных   Курирование больных Работа в клинико-диаг­нос­тических кабинетах и лабораториях
  Работа в клинико-диаг­нос­тических кабинетах и лабораториях Клинический разбор больных начальником кафедры или отделения Семинар (заслушивание реферата или клинический разбор боль­ного) Участие в клинико-анатомической конференции Подготовка и представление на ВВК Работа в клинико-диаг­нос­тических кабинетах
  Работа в клинико-диаг­нос­тических кабинетах и лабораториях Подготовка и представление на ВВК Работа в клинико-диаг­нос­­тических кабинетах

 

Примечание: с 15.00 до 9.00 – дежурства по клинике, кардиоцентру и приемному отделению ОВГ 442 (2-3 дежурства в месяц по специальному графику)

– лекции по специальному расписанию

– 1-ый понедельник каждого месяца в 17 ч. посещение заседания СПб общества эндокринологов

– посещение заседаний научных конференций, конгрессов и съездов, проводимых в СПб, вместе с преподавателем

Учебно-материальное обеспечение. Клинической базой для проведения занятий являются эндокринные отделения клиники ТУВ ВМедА, Областной клинической больницы и 442 Окружного госпиталя им. З.П.Соловьева. В клинике и на базах оборудованы тематические классы для преподавания эндокринологии. В отделениях интенсивной терапии возможны наблюдения во время дежурства и ку­рирование больных с острой надпочечниковой недостаточностью.

Лечебно-диагностическая аппаратура. В клинике ТУВ и в Областной кли-нической больнице имеется много наглядных пособий по вопросам эндокринологии. На основной базе имеется радиоиммунологическая лаборатория, где возможно определение кортизола, АКТГ, альдостерона. В эндокринной лаборатории налажены методики определения 17-ОКС и 17-КС в суточной моче больных. В клинике и на базах имеются хорошо оснащенные рентгенологические кабинеты с большими архивами рентгенограмм. В Областной клинической больнице и в клинике ТУВ слушатели могут быть ознакомлены с компьютерной и магнитно-ядерной томографией. В отделениях ин­тенсивной терапии имеется вся необходимая аппаратура для оказа­ния неотложной помощи при аддисоническом кризе.

Технические средства обучения: автоматизированный тесто­вый контроль по теме в классе, оборудованном персональными компьютерами.

Материально-техническое обеспечение:

- негатоскоп

- аппарат "Overhead"

- мультимедийный проэктор

- слайдоскоп

Литература:

1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология, Москва «Медицина», 2007г. – с.84-104, с116-128.

2. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний (руководство), М., «Медицина», 2002г. с.50-71.

3. Нейроэндокринология. Клинические очерки. Под редакцией проф. Маровой Е.И., Ярославль, «Диа-пресс», 1999г., с. 7-53, с.201-241, с.353-380, с.485

4. Приказ МО РФ №200-2003г., с.95.

5. Медицинская реабилитация в Вооруженных Силах РФ. Пособие для врачей/ Под ред. Гуляева В.Л., М., Воениздат, 2004 – частьII, с.56-72.

6. Руководство по клинической эндокринологии /Под ред Н.Т.Старковой.- СПб.: Питер. 2002

7. Богданович В.Л. Интенсивная и неотложная терапия в эндокринологии. Руководство для врачей. – М., Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000.

8.

План проведения занятия и расчет учебного времени

 

№ п/п Учебные мероприятия и вопросы      
     
1. Самостоятельная работа по подготовке слушателей к занятию      
2. Вводная часть      
3. Утренняя конференция      
4. Контроль исходного уровня знаний обучаемых      
5. Работа слушателей с больными под руководством преподавателя в соответствии с учебными вопросами тематического плана изучения дисциплины 1.Этиопато- генез и классификация ХНН      
2.Клиника и диагностика ХНН      
3.Дифференциальная диагностика, лечение ХНН      
4.Организация и объем неотложной помощи больным с ХНН      
5.ВВЭ больных с ХНН      
6. Обход больных с нач. отд., преподавателем      
  Клинический разбор больных с нач. отд. (начальником кафедры)      
7. Подготовка и представление на ВВК      
8. Работа в лечебно-диагностических кабинетах      
9. Участие в клинико-анатомической конференции      
10. Лекция      
11. Заключительная часть      
Всего времени (в мин.)      

 

Содержание и методика проведения занятий

Введение

Преподаватель сообщает слушателям цели и содержание занятий по данной теме, ставит задачи по изучению необходимой литературы. Подчеркивается актуальность темы занятий, связанная с проблемой поздней диагностики хронической надпочечниковой недостаточности Подчеркивается, что несмотря на сравнительную редкость данной формы патологии, хроническая надпочечниковая недостаточность представляет трудности при диагностике и лечении, часто приводит к стойкой утрате работоспособности и служит причиной инвалидизации и смертности больных. Делается акцент на важность распознавания заболевания на ранних стадиях развития, что снижает частоту осложнений и улучшает прогноз заболеания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...