Учебное время: 20 часов (лекции 2, практические занятия 12,самостоятельная работа под руководством преподавателя 6)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Экз. №_______ КАФЕДРА (ТЕРАПИИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ) «Утверждаю» Начальник 1 кафедры (терапии усовершенствования врачей) полковник медицинской службы С.Б. Шустов «___»____________200 г.
Ассистент, кандидат медицинских наук, Л.Г.Бобовская
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для проведения практического занятия №10 по циклу эндокринологии
на тему: НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ.
со слушателями клинической ординатуры I факультета
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры “______”_______________2005 г. Протокол № ______
Уточнено (дополнено): “____” _________________200 г.
Контингент обучаемых: слушатели клинические ординаторы I факультета 1. Цель занятия: научить слушателей распознавать патологию надпочечников – хроническую надпочечниковую недостаточность с помощью современных методов диагностики и применением современных принципов терапии и проведения диспансерного наблюдения, профилактики аддисонического криза, синдрома отмены, обучения самоконтроля заместительной терапии. 2. Частные цели занятия: Слушатель должен ознакомлен: · с перспективными методами исследования функции коры надпочечников · новейшими достижениями в лечении ХНН · с работой рентгенологического кабинета (оценка рентгенограмм грудной клетки и турецкого седла); · с работой отделения реанимации и интенсивной терапии в плане проведения необходимых мероприятий при развитии аддисонического криза); · с современными методами инструментальной и лабораторной диагностики (радиоиммунологическими, иммуноферментными); · с показаниями к проведению подсадки клеток коры надпочечников.
Слушатель должен знать: - основные сведения об истории изучения хронической надпочечниковой недостаточности; - определение хронической надпочечниковой недостаточности, ее распространенность среди населения; - этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение хронической надпочечниковой недостаточности; - особенности течения хронической надпочечниковой недостаточности; - основные методы функциональной диагностики болезни Аддисона; - организацию и проведение МСЭК у больных с хронической надпочечниковой недостаточностью; - правила ведения медицинской документации в отделении; - организацию санаторно-курортного лечения больных с хронической надпочечниковой недостаточностью; - организацию диспансерного наблюдения больных с данной формой патологии; - принципы лечения первичной хронической надпочечниковой недостаточности и аддисоноческого криза; - профилактика аддисонического криза. Слушатель должен уметь: - методически правильно осуществить опрос больного с целью выяснения жалоб и анамнестических сведений; - методически правильно проводить клиническое обследование больны с хронической надпочечниковой недостаточностью; - оценивать данные основных лабораторных и инструментальных методов исследования больных (содержание в крови кортизола АКТГ. альдостерона, пробу на толерантность к глюкозе, экскреции 17-ОКС с суточной мочой); - проводить функциональные пробы с синактеном и интерпретировать их; - анализировать данные рентгенограмм; - проводить дифференциальную диагностику и обосновать окончательный диагноз; - правильно оценить тяжесть состояния больного, ближайший и отдаленный прогноз; - проводить комплексное лечение с учетом современных достижений клинической фармакологии - оказывать неотложную помощь и проводить мероприятия по интенсивной терапии больным с аддисоническим кризом;
- подготовить представление на МСЭК; - разработать план диспансеризации; - решать вопросы санаторно-курортного лечения.
Слушатель должен получить опыт (навык): · ведения больных с ХНН · ведения медицинской документации · проводить функциональные пробы с синактеном и интерпретировать их; · выведения больных из аддисонического криза 3. Воспитательные цели занятия состоят в обучении работе с больным в соответствии с нормами врачебной этики и деонтологии, воспитании у слушателя самостоятельности и ответственности в профессиональной деятельности, обучении работе со средним и младшим медицинским персоналом. Учебное время: 20 часов (лекции 2, практические занятия 12,самостоятельная работа под руководством преподавателя 6)
Плановая таблица проведения занятий
Примечание: с 15.00 до 9.00 – дежурства по клинике, кардиоцентру и приемному отделению ОВГ 442 (2-3 дежурства в месяц по специальному графику) – лекции по специальному расписанию – 1-ый понедельник каждого месяца в 17 ч. посещение заседания СПб общества эндокринологов – посещение заседаний научных конференций, конгрессов и съездов, проводимых в СПб, вместе с преподавателем Учебно-материальное обеспечение. Клинической базой для проведения занятий являются эндокринные отделения клиники ТУВ ВМедА, Областной клинической больницы и 442 Окружного госпиталя им. З.П.Соловьева. В клинике и на базах оборудованы тематические классы для преподавания эндокринологии. В отделениях интенсивной терапии возможны наблюдения во время дежурства и курирование больных с острой надпочечниковой недостаточностью. Лечебно-диагностическая аппаратура. В клинике ТУВ и в Областной кли-нической больнице имеется много наглядных пособий по вопросам эндокринологии. На основной базе имеется радиоиммунологическая лаборатория, где возможно определение кортизола, АКТГ, альдостерона. В эндокринной лаборатории налажены методики определения 17-ОКС и 17-КС в суточной моче больных. В клинике и на базах имеются хорошо оснащенные рентгенологические кабинеты с большими архивами рентгенограмм. В Областной клинической больнице и в клинике ТУВ слушатели могут быть ознакомлены с компьютерной и магнитно-ядерной томографией. В отделениях интенсивной терапии имеется вся необходимая аппаратура для оказания неотложной помощи при аддисоническом кризе. Технические средства обучения: автоматизированный тестовый контроль по теме в классе, оборудованном персональными компьютерами. Материально-техническое обеспечение: - негатоскоп - аппарат "Overhead"
- мультимедийный проэктор - слайдоскоп Литература: 1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология, Москва «Медицина», 2007г. – с.84-104, с116-128. 2. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний (руководство), М., «Медицина», 2002г. с.50-71. 3. Нейроэндокринология. Клинические очерки. Под редакцией проф. Маровой Е.И., Ярославль, «Диа-пресс», 1999г., с. 7-53, с.201-241, с.353-380, с.485 4. Приказ МО РФ №200-2003г., с.95. 5. Медицинская реабилитация в Вооруженных Силах РФ. Пособие для врачей/ Под ред. Гуляева В.Л., М., Воениздат, 2004 – частьII, с.56-72. 6. Руководство по клинической эндокринологии /Под ред Н.Т.Старковой.- СПб.: Питер. 2002 7. Богданович В.Л. Интенсивная и неотложная терапия в эндокринологии. Руководство для врачей. – М., Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2000. 8. План проведения занятия и расчет учебного времени
Содержание и методика проведения занятий Введение Преподаватель сообщает слушателям цели и содержание занятий по данной теме, ставит задачи по изучению необходимой литературы. Подчеркивается актуальность темы занятий, связанная с проблемой поздней диагностики хронической надпочечниковой недостаточности Подчеркивается, что несмотря на сравнительную редкость данной формы патологии, хроническая надпочечниковая недостаточность представляет трудности при диагностике и лечении, часто приводит к стойкой утрате работоспособности и служит причиной инвалидизации и смертности больных. Делается акцент на важность распознавания заболевания на ранних стадиях развития, что снижает частоту осложнений и улучшает прогноз заболеания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|