Государственный таможенный комитет РФ
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) — федеральный орган исполнительной власти. Организационная структура ГТК включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории. ГТК — это прежде всего правоохранительный орган. Рассмотрим аспекты деятельности ГТК, относящиеся к его роли в мобилизации таможенных и других обязательных платежей в федеральный бюджет. Основными задачами ГТК в этой области являются: 1) обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ; 2) обеспечение единства таможенной территории; 3) организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности; 4) организация таможенного дела; 5) обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу. К функциям ГТК относятся: • разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики; • подготовка предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений РФ с международными организациями в области таможенного дела; • участие в разработке мер по экономической политике в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; • организация взимания таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу; • организация контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров; • обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; • обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
• выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведения реестров, утверждение размеров обязательных платежей; • организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; • развитие таможенной инфраструктуры; • обеспечение контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, осуществление мер по охране таможенной границы; • организация соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу; • участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей; • осуществление валютного контроля в статусе органа валютного контроля; • организация ведения борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела; • обеспечение выполнения функций органов дознания по преступлениям в таможенной сфере и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; • оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом; • ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ; • ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; • разработка проектов международных договоров РФ по вопросам таможенного дела; • обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов; • создание региональных таможенных управлений и таможни, таможенных лабораторий, вычислительных центров и т.п.; • реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможни, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий; • осуществление правомочий собственника по управлению имуществом таможенных органов РФ, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий; • создание, обеспечение функционирования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов РФ.
К правам ГТК относятся: • определение особенностей правового регулирования таможенных режимов; • ограничение или запрещение ввоза отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны, помещение их на свободные склады; • установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; • определение особенностей правового регулирования деятельности таможенного брокера и специалистов по таможенному оформлению. • руководство деятельностью таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, а также деятельностью таможенных атташе представительств РФ за границей. Финансирование ГТК осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников. Региональное таможенное управление входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на территории региона деятельности. Пределы подведомственного региона определяются ГТК. Основными функциями регионального управления являются: • обеспечение правильного и единообразного применения в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу; • выдача лицензий, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирование, отзыв либо приостановление действия лицензий, отзыв либо приостановление действия квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; • организация, координация и контроль производства нижестоящими таможенными органами таможенного оформления товаров и транспортных средств; применение нижестоящими таможенными органами таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; • организация, координация и контроль за начислением и взиманием нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление таможенных льгот в соответствии с правовыми актами; принятие в пределах своей компетенции решения о предоставлении таможенных льгот;
• обеспечение сбора, обобщения и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами; • осуществление контроля за правильностью отражения в документах и учета таможенных платежей, обеспечение взыскания неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке; • осуществление контроля за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; • контроль в подведомственном регионе деятельности таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и других лиц; • организация, координация и контроль за проведением в подведомственном регионе таможенными органами проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо других лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; • разработка и обеспечение реализации программ создания на территории подведомственного региона таможенных складов и складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы; • выполнение функций агента валютного контроля; • взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе; • участие в ведении товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; • открытие текущих счетов по федеральному бюджету, сумм по поручениям, других счетов в кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК; ведение учета счетов, открываемых нижестоящими таможенными органами и организациями системы ГТК, находящимися в оперативном подчинении регионального управления, в кредитных организациях; • контроль и анализ за поступлением денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и других предметов, обращенных в федеральную собственность. Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов. Решением ГТК отдельные таможни подчиняются непосредственно ГТК России.
В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты РФ, кроме таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам. Основные задачи таможни: 1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; 2) применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей. Основные функции таможни: • осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств и таможенного контроля; • осуществление контроля за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами РФ; • осуществление контроля за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств; за соблюдением ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств; • организация и осуществление таможенного сопровождения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем; • определение места и времени пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ; • начисление, осуществление проверки правильности исчисления лицами таможенных платежей, их взимание; • контроль за фактической уплатой лицами таможенных платежей, взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке; • принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и других таможенных льгот; • применение механизма обеспечения уплаты таможенных платежей; • обеспечение правильного отражения в документах и учет таможенных платежей, полноты взимания и своевременного перечисления денежных средств в федеральный бюджет; • осуществление сбора, обобщения и анализ сведений о таможенных платежах; • осуществление проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров и др.; • осуществление деятельности по валютному и экспортному контролю; выполнение функции агента валютного контроля; • взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств;
• открытие текущих счетов по федеральному бюджету, сумм по поручениям, других счетов в кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК. Основные права таможни: • выдача разрешений на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим; • проведение таможенного досмотра и таможенного контроля; • проведение инвентаризации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей; • проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо других лиц; • принятие решений о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, обеспечении уплаты таможенных платежей путем заключения договоров залога, приема гарантий третьих лиц или приема на депозит причитающихся сумм; • взыскание неуплаченных таможенных платежей в бесспорном порядке; • получение от кредитных организаций сведений и справок по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; • привлечение лиц к ответственности за нарушение таможенных правил; • обращение к исполнению постановления таможни о наложении взысканий за нарушения таможенных правил; • обращение в федеральную собственность товаров в соответствии с Таможенным кодексом РФ; • самостоятельное учреждение складов временного хранения, владельцем которого является таможня или нижестоящий таможенный пост. Основными задачами таможенного поста являются: • осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; • применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; • контроль за доставкой товаров, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами; • контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров, за соблюдением лицами ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров; • начисление и взимание таможенных платежей, осуществление проверки правильности исчисления лицами таможенных платежей; • участие в обеспечении полноты взимания денежных средств; • взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе; • участие в контроле за деятельностью в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, за созданием и функционированием таможенных складов; • выполнение функции агента валютного контроля, осуществление экспортного контроля и контроля за перемещением через таможенную границу РФ культурных ценностей; • проведение инвентаризации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей; • обращение в соответствии с Таможенным кодексом РФ в федеральную собственность товаров. Таможенный пост, имеющий статус юридического лица, открывает с разрешения вышестоящего таможенного органа текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК России; контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей; взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке; применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей; обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей; осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет; осуществляет планирование расходов на содержание и развитие таможенного поста. В 1998 г. были созданы специализированные таможенные посты по оформлению ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов, бриллиантов, аффинированного золота и серебра независимо от региона деятельности и заявляемого таможенного режима осуществляет специализированный таможенный пост Московского таможенного управления. Он взаимодействует с контролерами Минфина России, с Российской государственной пробирной палатой и другими органами государственного контроля. Особая роль отводится таможенной инспекции, являющейся структурным подразделением ГТК России, которая организует и осуществляет инспекционную деятельность в единой системе таможенных органов, а также взаимодействие с контролирующими органами РФ. В сфере взаимодействия с контролирующими органами таможенная инспекция обеспечивает: • анализ результатов взаимодействия таможенных органов с контролирующими органами; • организацию взаимодействия и проведение совместных проверок участников ВЭД по конкретным направлениям, выявление причин и условий, способствующих уклонению лиц от уплаты таможенных платежей и налогов. В 1996 г. создан Таможенный комитет Союза России и Беларуси. Таможенный комитет Союза является отраслевым органом управления Союза, осуществляющим совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзе. Таможенный комитет Союза: • вносит в Исполнительный Комитет предложения о ставках и механизме применения таможенных и других пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза; • организует взимание таможенных платежей; • обеспечивает распределение взимаемых таможенных пошлин и налогов между бюджетами государств Союза в порядке, определяемом Исполнительным Комитетом Союза, а также своевременное и полное внесение таможенных пошлин и налогов в бюджеты соответствующих государств; • организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров; • обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза и при ведении предпринимательской деятельности на территориях государств Союза; • организует осуществление таможенного оформления и таможенного контроля товаров, принимает меры к совершенствованию и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля. Деятельность ГТК и его подведомственных организаций во многом зависит от финансовой политики государства в части формирования структуры налоговых и неналоговых платежей предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности, в федеральный бюджет и возложения ответственности на ГТК по мобилизации соответствующих обязательных платежей и взносов в доход бюджета.
ГЛАВА 42
Министерство государственного имущества РФ и Российский фонд федерального имущества Важную роль в управлении государственным имуществом (госимуществом) и мобилизации финансовых ресурсов в процессе приватизации играют государственные органы по управлению госимуществом. Федеральный орган по управлению государственным имуществом — Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество РФ). В субъектах РФ оно создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Министерство государственного имущества РФ выполняет следующие функции: • координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью; • разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением этих правовых актов, вносит в них изменения и дополнения; • совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству РФ проект программы приватизации; • организует и контролирует реализацию программы приватизации; • осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением приватизации федерального имущества; • в соответствии со своей компетенцией принимает решение о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи федерального имущества; • осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества; • от имени Российской Федерации является учредителем от крытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет права акционера или участника хозяйственных обществ, акции или доли в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности; •создает комиссии по приватизации федерального имущества; • организует учет федерального имущества и ведение его реестра. Совместно с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Мингосимущество РФ готовит предложения о разграничении федеральной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Органы исполнительной власти субъектов РФ, в компетенции которых находятся полномочия на управление и распоряжение государственным имуществом субъектов РФ, определяются органами государственной власти субъектов РФ. Органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ могут наделяться полномочиями территориальных органов федерального органа по управлению государственным имуществом. По поручению федерального органа по управлению государственным имуществом они вправе осуществлять отдельные полномочия на приватизацию федерального имущества. Органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ могут направлять своих представителей в создаваемые Мингосимуществом РФ комиссии по приватизации объектов федеральной собственности, расположенных на территориях соответствующих субъектов РФ. В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления создаются органы по управлению муниципальным имуществом. Продажу федерального имущества осуществляют Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и назначенные им представители. Фонд — юридическое лицо и наделен обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Он создает в субъектах РФ свои отделения. Деятельность Фонда и его отделений по продаже объектов приватизации не облагается налогами. РФФИ в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: 1) от имени РФ владеет переданными ему Мингосимуществом РФ или органам по управлению государственным имуществом субъектов РФ, принадлежащими РФ, объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера в хозяйственных обществах; 2) от имени Российской Федерации осуществляет продажу объектов приватизации, переданных Мингосимуществом РФ или его территориальными органами; 3) выступает на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ; 4) ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате приватизации федерального имущества; 5) ведет учет подлежащих приватизации акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ, принадлежащих РФ, а также учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества; 6) аккумулирует и перечисляет денежные средства, полученные в результате приватизации федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой приватизации; 7) осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и других доходов по акциям или долям в уставном капитале хозяйственных обществ, в которых РФФИ от имени РФ осуществляет полномочия акционера; 8) производит от имени РФ выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет РФФИ, право голоса на общих собраниях акционеров могут иметь не более 25% акций плюс одна акция от общего числа акций открытого акционерного общества. Другие акции открытого акционерного общества, которыми владеет Фонд, независимо от их числа являются неголосующими и не учитываются при определении кворума и подсчете голосов на общих собраниях акционеров. Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым органы государственной власти субъектов РФ предоставили полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
ГЛАВА 43 Государственный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|