Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества




В целях недопущения ухудшения здоровья нации, падения спортивного престижа страны, а значит, и престижа России в целом, — государство осуществляет управление физической куль турой, спортом и туризмом через органы управления и через систему мер, прежде всего, через создание правовой базы.

Российская Федерация является президентской республикой. Высший законодательный орган власти — Федеральное собрание и Государственная Дума. В структуре Государственной Думы образован Комитет по делам физической культуры, спорта и туризма. В этом комитете определяется законодательно-правовая база отрасли «Физическая культура и спорт».

Государственное управление развитием физической культуры и спорта осуществляет Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Оно возглавляет систему государственных спортивных организаций, состоящую из краевых, областных, городских и районных комитетов по ФКС.

Современный спорт тесно взаимодействует с другими социальными институтами, органами власти, культурой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. Заметны тенденции значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей, существенно усилилась роль спорта в социализации и воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа, стиля жизни. Спорт занял серьезные позиции в структурах общего и профессионального образования, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внутренних дел, ФСБ, в погранвойсках).[7]

Рассмотрим функции министерств и ведомств, осуществляющих физическое воспитание.

Министерство образованияимеет в своей структуре управление физического воспитания учащихся и студентов, для которого основными являются следующие виды деятельности:

ü руководство физическим воспитанием в общеобразовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);

ü обеспечение развития массовости физической культуры, контроля за организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников, во внешкольных учреждениях, в детских спортивных школах (ДСШ);

ü обеспечение общеобразовательных и ДСШ кадрами учителей, тренеров, организаторов физической культуры;

ü обеспечение ответственности за состояние материальной базы, инвентаря, оборудования;

ü организация процесса физического воспитания в оздоровительных лагерях, по месту жительства;

ü проведение соревнований среди учащихся;

установление систематического контроля за состоянием учебной и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.).[7]

Отдел вузовского физического воспитания выполняет задачи по организации физического воспитания в вузах.

Кафедры физического воспитания проводят занятия, организуют проверку профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), прививают студентам организаторские навыки.

Министерство здравоохранения через свои учреждения здравоохранения осуществляет медицинский контроль за занимающимися ФКС (диспансеры, кабинеты врачебного контроля, здравпункты, поликлиники, медпункты, кабинеты ЛФК, массажа, санатории).

Для Министерства обороны России физическая подготовка является важным, неотъемлемым элементом воинского обучения, воспитания личного состава Вооруженных сил России. Основными формами физической подготовки являются: учебные занятия, утренние физические упражнения, физическая тренировка, спортивная тренировка, спортивная работа (Спортивный клуб армии — СКА).

Министерство внутренних дел, ФСБ, погранвойска. В их функциональные обязанности входит специально-прикладная физическая подготовка различных категорий военнослужащих, Всероссийское общество «Динамо» осуществляет спортивную работу среди военнослужащих, организует соревнования по видам спорта.

Министерство культуры обеспечивает организацию массовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной и пропагандистской работы в клубах, парках, дворцах и домах культуры.

В основном это платные клубы, культивирующие спортивные танцы, бадминтон, плавание, фигурное катание, культурно-спортивные клубы, фитнесс-клубы, теннисные клубы.

К общественным органам управления относится Олимпийский комитет России (ОКР). Высшим органом управления этого комитета является Олимпийское собрание.

Федерации по видам спорта осуществляют управление развитием различных видов спорта.

В задачи деятельности ОКР входит:

1. Всемерное развитие олимпийского движения в стране, повышение его активности в международном спортивном движении.

2. Формирование позитивного отношения общества к физической культуре и спорту, пропаганда спорта.

3. Участие в развитии массового спорта, развитие спорта среди инвалидов.

4. Повышение престижа российского спорта на международной арене.

5. Пропаганда в спортивном движении общечеловеческих гума­нистических идеалов, чести и благородства, принципов олимпизма, борьбы с насилием, допингом, нарушением спортивной этики, другими негативными явлениями в спорте.

6. Защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов ФКС.

7. Пропаганда среди всех слоев населения спорта высших достижений как значимого социально-культурного феномена.[7]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура возникла как социальное по своей сути явление, как и культура в целом, и как следствие является продуктом социального развития.

Физическая культура как социальное явление – это часть социальной жизнь, результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.

Физическая культура как социальный институт представляют собой определенную систему, включающую в себя все организации в обществе, которые направляют и контролируют деятельность человека в этой сфере. Элементами системы являются такие организации, как спортивные клубы, спортивные команды, государственные руководящие органы в области физической культуры и спорта, а также фитнесклубы, фирмы по производству спортивного оборудования, спортивной формы и одежды, издательства спортивных журналов и т.д.

В своей работе мы определили следующие функции физической культуры:

ü общекультурные социальные функции: воспитательная, образовательная, оздоровительная.

ü специфические социальные функции: эстетические, нормативные, информационные.

Кроме того социологи выделяют специфические функции физической культуры, к ним относятся:

ü специфические образовательные функции

ü специфические прикладные функции

ü «спортивные» функции

ü специфические рекреативные

ü оздоровительно-реабилитационные функции.

К наиболее распространенным формам физической культуры относят:

ü базовую физическую культуру;

ü спорт (в той части, в которой он относится к физической культуре);

ü профессионально-прикладная физическая культура;

ü оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

ü «фоновая» физическая культура.

Таким образом, можно сделать вывод, что к началу XXI столетия физическая культура приобретает черты социального института, оформляясь в государственную структуру она выполняет определенные социальные функции, имеет развитую инфраструктуру, материальную базу, производит собственные профессиональные кадры. А самое главное — она востребована многими миллионами людей. Современная физическая культура тесно взаимодействует с другими социальными институтами, органами власти, культурой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. Заметны тенденции влияния на сознание и общественную жизнь людей, а самое главное существенно усилилась роль физической культуры в социализации и воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа и стиля жизни


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Философский энциклопедический словарь – М.,2000.

2. Энциклопедический словарь - М.,2000.

3. Словарь Ожегова – М.,2000.

4. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры [Текст]: Матвеев. Л.П – 1 е изд., –– М.: «Физкультура и спорт», 2010. – 128с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Л.П. Матвеев. – М.: «Физкультура и спорт», 2000 – 543 с.

6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]: Бальсевич В.К. – 1 е изд., –– М.: «Физкультура и спорт», 2010. – 272с.

7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студ.высших учеб заведений./ Лубышева Л.И. – 3 е изд., –– М.: ИЦ «Академия», 2010. – 272с.

8. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст]: Л.И.Лубышева. – М.: 1992. – 1196с.

9. Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник для студ.высших учеб заведений./ под ред. Шияна, Б.М – 3 е изд., –– М.: ИЦ «Академия», 2011. – 242с.

10. Морозов, В.И. Спорт, общество, человек. [Текст]: В.И. Морозов. – М.: 2000. – 112 с.

11. Барчунов, И.С.Физическая культура. [Текст]: И.С. Барчунов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 255с.

12. Городилин, С.К.Основы общей теории физической культуры. [Текст]: С.К. Городилин. – Гродно, 2000. – 716с.

13. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. [Текст]: Ю.И. Евсеев. – Ростов Н/д: Феникс, 2002. – 384с.

14. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний. [Текст]: Учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224с.

15. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии [Текст]: учебник для учрежд. СПО/ Н.М. Демидов.- 11-е изд., стер. –– М.: ИЦ «Академия», 2012. – 208 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...