Педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Особенности освоения детьми программы СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯХ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Младшая группа Животные 1. Узнают и называют ли дети по картинкам 2-3 вида домашних и диких животных, 1-2 птицы, бабочку, рыбку, лягушку? 2. Знают ли части тела животных? 3. Знают ли, где они живут? 4. Знают ли, чем питаются? 5. Какие признаки животного выделяют? Методика диагностики Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением животных разных классов: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных (лягушка)): 1. Кто это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.п.)? 2. Где живет? 3. Что это (показать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это (показать картинку с изображением животного)? 5. Как догадался, что живое? Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных, и разные виды пищи (натуральные или их изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их. Растения 1. Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре 2-3 вида растений (комнатных, цветника, огорода), 1 - 2 дерева? 2. Знают ли их части (лист, стебель, цветок)? 3. Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам? Методика диагностики Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев): 1. Что это (или как называется растение)? 1. Что будет, если растение не поливать? 3. Живое ли растение? 4. Как догадался, что живое? Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изображением частей растения).
Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей.) Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения). Средняя группа Животные 1. Узнают и называют ли дети 3-4 вида домашних и диких животных и их детенышей, 3-4 вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, муху, пчелу, лягушку), животных уголка природы? 2. Знают ли части тела и их особенности? 3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм? 4. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам? 5. Умеют ли устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных? Методика диагностики Беседа по картинкам: 1. Назови, кто это? 2. Найди детеныша и скажи, как его называют? 3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)? 4. Где живет? 5. Что ест? 6. Кто кормит это животное (или где находит пищу)! 7.Как передвигается? 8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т. д.)? 9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)? 10. Как догадался? 11. Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать? б) почему улетают скворцы, ласточки? 12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)? 13. Почему они так зимуют? Растения 1. Знают ли дети 3-4 вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)? 2. Знают ли их основные части (включая корень)? Их особенности (цвет, величину, форму и др. признаки)? 3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления? 4. Связывают ли способы ухода с потребностью во влаге, свете, тепле, почвенном питании? 5. Относят ли растения к живым организмам? 6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растения и необходимостью ухода, между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений?
Методика диагностики Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений: 1. Как называют это растение (или найди в уголке природы герань, бальзамин и т. д.)? 2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 3. Почему так нужно делать? 4. Живые ли растения? 5. Почему так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью)! 7.Как догадался? 8. Почему зимой нет листьев на деревьях? 9. Почему летом все растения зеленые, цветут? Организовать игру «Путаница». Выявить знания детьми частей растений, их расположения. В ходе игры задать вопросы: 1. Назови, что это (части растения). 2. Можно ли расположить их так (перепутать)? 3. Почему нельзя расположить так части растения? 4. Сделай правильно. 5. Объясни, почему именно так нужно расположить части растения. Старшая и подготовительная к школе группы Животные 1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)? 2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов? 3. Знают ли, как обеспечить уход за животными? 4. Могут ли определить стадии роста и развития животных? 5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам? 6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни? 7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной группы - «животные»). Методика диагностики Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные». Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы). 3. Найди модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?
Растения 1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 2. Знают ли органы растений и их функции? 3. Знают ли стадии развития и роста растений? 4. Знают ли их потребности? 5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями? 6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям? 7. Относят ли растения к живым существам? 8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы). Методика диагностики Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа». Беседа по картинкам: 1. Назови растение. 2. Где растет? 3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль? 4. Что нужно делать, чтобы растение росло? 5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги. 6. Почему они любят много света, влаги? 7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом? 8. Почему это происходит? Организовать игру «Путаница». Задания: а) расположи части растения правильно; б) почему части растения нужно расположить именно так? в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки? Задание «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|