Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Общее ожидание конца мира




Митрополит Вениамин (Федченков)

О КОНЦЕ МИРА

Письмо 1......................................................................................................................................... 1

Письмо 2......................................................................................................................................... 3

I. Общее ожидание конца мира................................................................................................... 3

II. Когда же, однако, конец мира?.............................................................................................. 5

III. Теперь ли ждать конца?........................................................................................................ 5

IV. К чему же все это обязывает нас?....................................................................................... 7

Письмо 3......................................................................................................................................... 9

ПРИМЕЧАНИЯ........................................................................................................................... 12

Письмо 1

 

Глубокочтимый батюшка о. Александр! [1]

 

Благословен Бог наш, "Имже живем, и движемся, и есмы" (Деян. 17:28).

Вы спрашиваете меня по поводу занятий вопросом о близости и сроке конца мира. Я не буду отвечать на это прямо. А только напишу; как реагирует на это мое сердце и сознание религиозное?.. Господи, благослови!

 

1. Мне такими вопросами не хочется заниматься, ибо я считаю себя бессильным решить их окончательно в ту или иную сторону. А что касается вопроса о сроке, то я даже религиозно страшусь приступать к нему: помилуй меня Господь от этой дерзости!

 

2. Для меня очевидно до болезненной осязательности, что моя главнейшая задача – спасение, в частности выражающаяся в необходимости беспрерывной борьбы со грехами, молитвы, исполнения ближайшего долга и целого ряда других, важных для меня и ближних дел. Поэтому занятие подобными вопросами (о сроках в особенности) мне представлялось бы подобным тому, как если бы больной, забросивший заботу о своем лечении, стал бы изучать: когда он помрет? И что будет с ним после этого?

Может быть, те умеют сочетать и "изучение" и лечение? – Не знаю... Но сомневаюсь... Впрочем, я пишу о себе: мне – не до этого! Даже больно подумать сейчас, если бы я бросился в эти вопросы. О Боже! Будь милостив ко мне, окаянному, многогрешному, пустому ("Чертог Твой вижду, спасе Мой, украшенный, а одежды не имею – войти в него").

Люди же ныне, подобно Еве, отметая нужнейшее, вдаются в непосильное и ненужное: одни в спиритизм, другие (и это психологически "правые", "монархисты"? Не так ли у Вас в П.?) в "православное" о конце мира... И непременно с исчислениями. Болезнь одна, лишь 2 формы; оба течения отклоняются от главнейшего. "Не велико видеть Ангелов, – говорил св. Антоний Великий, – велико видеть собственные грехи".

3. Что касается существенного ответа на вопрос о конце мира, то у меня, убогого, сложилось следующее мнение:

а) Может быть, мы переживаем предпоследний этап мировой истории (Филадельфийской, Откр. 3 гл.[2]); б) а может быть – и нет; ибо могут обратиться еще японцы, китайцы, индусы (700 млн.); в) не знаю; г) однако мысль нередко беспокоит о приближающемся конце и побуждает острее напрягать слабые стремления ко спасению.

 

4. Что касается до "1000-летнего" царствования, то считаю это мечтой, происходящей от религиозного оскудения, а вследствие этого – от прилепления к чувственному пониманию вещей: религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием.

А это Царствие Божие с самого пришествия Господа Иисуса Христа "пришло в силе", то есть в полноте.

Что это такое? Снесите Мф. 16:28 и Мк. 9:1. У первого – "Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем"; у второго – "Царствие Божие, пришедшее в силе". Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И "по сих" взял трех учеников и т.д. – и преобразился... Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым..

Царство Божие – проявление Божества, обожение человека и даже прославление "твари" (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди?

Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть "больше" этого? Никак! Убогому они скучны[3]. А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге... "Праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).

А интеллигенция, заразившаяся материализмом, – в данном случае – половинчатого характера, все строит "Царствие Божие на земле", как и до революции... И косвенно поддерживает идеи социалистические...

Ох! даже и писать неохота... Скучно! Скучно! И безнадежно старо!.. Болезнь "прогрессивного паралича".

А если Царствие Божие есть Благодатное Царство или иначе: преображение человека и мира Духом Святым, то оно есть Его дело, а не наше. Мы не можем создать его; это же азбука.

А если так, то нам нужно готовиться к принятию его. Как? – Очищением, покаянием. И снова возвращаюсь к тому же, "своему" делу: борись со грехами, молись (Лк. 21:34-36), бодрствуй, а не занимайся бесплодной арифметикой.

 

5. Я знаю, против меня могут "они" возражать (отчасти и Вы писали)... Да я и не собираюсь спорить; ибо ведь я о себе пишу. А я думаю так: НЕ МНЕ, многогрешнейшему, заниматься этим!

Невольно вспоминаются два случая из древности: св. Антоний Великий размышлял о "глубине домостроительства Божия и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи; другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни – бедны, другие – богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?".

Долго был он занят этим размышлением и пришел к нему глас:

"АНТОНИЙ! ВНИМАЙ СЕБЕ И НЕ ПОДВЕРГАЙ ТВОЕМУ ИССЛЕДОВАНИЮ СУДЕБ БОЖИИХ; ПОТОМУ ЧТО ЭТО ДУШЕ ВРЕДНО" (Отечник Еп. Игнатия Брянчанинова).

Другой случай из жизни св. Пимена Великого, весьма известный.

Пришел к нему ученый "богослов" из Александрии Евагрий. Но св. Пимен не принял его. Он рассердился и хотел уйти, но сначала сказал келейнику:

– Скажи Авве, что я пришел не для чего иного, как беседовать о богословии.

Тот передал. Св. Пимен снова не принял. Раздраженный Евагрий пошел обратно; но уходя, сказал:

– Поди, спроси его: почему он со мной не желает говорить?

Св. Пимен сказал через келейника:

– Скажи ему: ты от высших, а я – от нижних; ты мудрствуешь о небесном, а я научился только разбираться в земном; ты хочешь говорить о Боге, а я познал лишь свои страсти. Вот если бы ты спросил меня: как изгонять плотскую или иную страсть, я бы тебе сказал!

Евагрий смирился; и они после беседовали о страстях... (Древний Патерик). Вот что делали отцы!

А мы еще и каяться-то не начинали по-настоящему; ибо когда человек начнет каяться, то ему очень тяжко будет "богословствовать". Св. Иоанн Лествичник так и говорит: "Кающийся не должен богословствовать". А что нужно сказать о том, кто еще и не кается?.. Увы, нам!

Еще: "Тонко-испытные беседы о Боге и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление" (Отечник).

Но уже довольно... Я сам впал в грех, который осуждаю: многоглаголание. Прости меня грешного. Помолитесь.

Недостойный Ваш благожелатель Епископ Вениамин. 1925/13/II н. с.

Р. S. Вон в России спасаются иначе: крестом, страданиями. Получены здесь два письма, одно мною: гонения... Старшая сестра Ц. сестричества в П. церкви в Севастополе была посажена в чрезвычайку, потом выслана в Вологду, а затем в Красноярск... Из Севастополя...

Вот это – спасение себя и России. А мы! о – словесники! (интеллигенты, умствующие... книжники...). Горе, горе нам!

...В Симферополе – храмы были полны. Служили и утреню и литургию ночью; ибо большевики приказали в 10 ч. у. быть на службе в учреждениях... "Я едва протискалась в Церковь" (пишет быв. либеральная барышня); "выходя из храма вспоминали о первых христианах, которые тоже молились по ночам в катакомбах"... А мы?.. Нам ли спасать Россию?

Е. В.

1925-25-26/II-10-11/III

Мол. св. о. П. Г. Г. X. Б. н. п. н. г.! [4]

 

 

Письмо 2

 

 

Глубокоуважаемый батюшка о. Александр!

Ваши письма невольно заставляют иногда думать о поднятом вопросе и отмечать соответствующий материал, который и сообщаю Вам – к сведению. Буду (может быть, и не один раз) писать без особой системы, а "случайно", что Бог пошлет.

I. Общее ожидание конца мира

 

1. Один из самых образованных людей, каких я видел на своем веку, – бывший ранее, однако, толстовцем, но раскаявшийся, – Сергей Николаевич Дурылин (Москвич) пред или уже при наступлении русской революции занимался вопросом о вере в приближающийся конец мира, – как среди русских, так и среди других народов. Я слышал от него это лично в Москве[5]. Он пришел к замечательным – и даже отчасти будто бы и неожиданным – выводам, особенно о России. Обычно существует воззрение, что ожидание конца мира совпадает с какими-либо историческими катастрофами (войнами в особенности). И это отчасти верно. И так в конце концов и должно быть по предсказанию Господа. Но не всегда совпадают эта явления.

С. Н. Дурылин[6] отмечает следующие исторические наблюдения.

 

а) Россия переживает татарское иго. Времена тяжкие. Однако ни у кого нет мысли ни о конце мира или даже России. Наоборот, великий светильник Руси, преп. Сергий, и сам строит, и птенцы, вылетевшие из его гнезда, тоже строят, не думая о конце... Татары погибли. Русь встала и духовно окрепла.

 

б) Смутное время. Во многом напоминает наши дни большевизма. И опять мы не читаем в литературе церковной о конце мира. Смута преодолена. Русь встала и стала расти государственно.

 

в) Но тут наступает неожиданность: вопреки увеличивающемуся могуществу ее и росту, появляются идеи об антихристе... Конечно, и наш раскол придал этому много поводов; и совпадение 1000 лет и +666 (год большого Моск. Собора), то есть чисто произвольное счисление о времени второго пришествия. Но еще более наших предков поразило падение православия на верхах и влияние "безбожного" Запада. В этом последнем была, несомненно, главная причина ожиданий антихриста; и таковым казался, как известно, многим (даже и не раскольникам) Петр I. "Испровержение благочестия"... "Мы стоим за новую веру", – говорили в воззваниях казаки и стрельцы... И это распространилось очень широко в народ... Но кончилось царствование Петра; конец мира не наступил.

Однако спугнутая мысль уже не успокаивается: с той поры почти нет ни одного выдающегося подвижника веры или богослова, который бы не касался вопроса о конце мира. Начиная со святителя Тихона Задонского – через Серафима Саровского – до старцев Оптинских и о. Иоанна Кронштадтского, – все говорят о приближающемся конце мира. А между тем Россия, наоборот, все растет и растет государственно и культурно. Вот это несовпадение и поражало С. Н. Дурылина.

И оно заслуживает внимания... А почему, увидим далее.

 

2. Кажется, он же обращал внимание и на аналогичный факт в других странах. Весьма примечательно, что ожидание конца мира распространилось по всему миру, и неправославному. Я сам читал об этом и у католических писателей. Но особенно знаменательно появление специальной секты "адвентистов", учащих о близком втором пришествии Иисуса Христа и назначающих тому сроки.

Пусть это (как и есть) "секта", иными словами, ложное учение, но самое появление ее характерно. Притом – местом рождения ее была Америка, то есть наиболее "благополучная" в мире страна: богатая, обеспеченная, удобная, наслаждающаяся "благами" культуры и всех плотских удовольствий, от миллиардеров до рабочих. Опять странность...

И, кроме того, религиозность там совсем уже не напряженная, чтобы можно было ждать идеи о конце мира.

 

з. О чем же говорят эти явления, явно не совпадающие при обычном воззрении?

Душа человеческая по всему миру почувствовала собственное умирание: нечем жить ей становится. Тело "обожествилось" – "бог чрево" (говорил ап. Павел); а душа – в загоне или же и совсем отрицается. "Культура" – только материальная; на дух – гонение. Это поняли европейцы. И наши предки почувствовали, – да еще и раньше их, ибо были более здоровы духом.

А теперь большевизм – как результат всей новейшей этой "культуры" – воочию убеждает всех, что предчувствия народа и мира были совершенно правы. И здесь – оправдание всяких ожиданий и исканий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...