IV. К чему же все это обязывает нас?
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
(Если хоть и не "сейчас", но "приближается" (близко) конец?) Этот вопрос уже имеет для каждого из нас реальное и огромное значение, – в личной жизни и практическом поведении. Укажу очень конспективно...
а) Да! Мы должны "выйти" из психологии прежнего "благополучного жития" в атмосферу ожиданий, святого "беспокойства", переоценок... "Бодрствуйте" – вот первое, что говорит Господь.
б) Особенно "бодрствовать" придется потому, что будет "разделение" – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире! О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет... "Мы – православные". "Нет – мы"... "И не вы, и не те, а мы – третьи". Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. В России это уже совершается (живая церковь, Украинская самосвятская и т.д.). Кажется, должно произойти и за границей... Помоги нам, Господи! Это и больно, и страшно, и потребуется мужество...
в) Еще страшнее: самому отпасть от истинной Церкви, – или: заблудиться. Пусть осудят неправильно, – лишь бы остаться в "малом стаде"... А если и сам запутаешься?.. А вопросов навертывается и за границей все более и более... И потому всемерно должно держать "Церковного" пути... Но совпадает ли он с линией поведения тех, которые из нас говорят о себе как о Церкви... Это не легко будет разобрать...
г) Где же учиться? В двух источниках: в святоотеческом и Евангельском учении, – но и этого еще мало: необходимо жить соответственно этому, чтобы сподобиться воспринимать свет истины; и этого еще, вероятно, мало: тогда нужно – "совет" между "братьями" иметь... А больше всего, кажется, нужно молиться и подвизаться в покаянии... Молитесь и не отягчайте себя невоздержанием...
А все это сводится к более общему: "Вы же (а Вы – в противоположность центробежной, внешней "деятельности", куда я включаю и само занятие этими вопросами, в деталях, а тем более исчисление дат) СМОТРИТЕ ЗА СОБОЮ (Лк. 21) (то есть устремляйте в себя, в душу свою, а не во внешние события). Может быть, и "довольно" для нас? Закончу словами двух людей, очень разных по происхождению и духу, но тут сходящихся... "Основной тон" предсказаний Христа можно свести к четырем словам: "Берегитесь!", "Смотрите!", "Терпите и молитесь!". Это говорит западный ученый христианин, хотя и англиканин по исповеданию... А вот что на днях написал мне молодой священник, прежде увлекавшийся революцией большевицкого направления: "Мы хотим, – очень, может быть, сильно хотим броситься навстречу Жениху, в полунощи грядущему; а все же масло-то наше еще в долг выпрашиваем. СВОЕГО-ТО ПЛАМЕНИ ЕЩЕ НЕ ОБРЕЛИ. Будто бы "внешний" человек "тлеет", но уже очень медленно. Впрочем, смущаться ли этим?" "Не лучшая ли это гарантия вечности... очищения?" Не знаю, что ответить на сей вопрос? А может быть, это знак "малоелейности" у нас, юродивости? Многогрешный епископ Вениамин
Р.S. Копию прошу послать опять О. В. О... Потрудитесь уже... Или еще проще: по прочтении отошлите письма эти ей совсем, так как Вам они не нужны уже. 1925 15/28 II 1 ч. ночи Канун недели об изгнании из рая... Билека [11] Письмо 3
Глубокоуважаемый батюшка, о. Александр!
С Великим Постом. Получил Ваше второе письмо. Постараюсь по силе "бессилия" моего ответить... И поверьте: не "смирение" мое заставляет так говорить о себе, а ясное сознание. Ведь я тоже пережил самомнение "учительное", а сейчас начинаю прозревать, что был в великом обольщении, воображая себя многознающим... А теперь нередко приходят мысли: уйти от учительства, замолчать. Причины две: одна (я уже писал про нее) – ясное сознание, что не в этом НАША задача, а в борьбе со грехом; другая – опознание своего малознания...
Вы можете возразить: тогда что же должны сказать про себя некоторые другие?! Но не все ли это равно для меня лично? Разве равное, или меньшее, или большее несовершенство и невежество других поднимет меня? Нисколько... Даже наоборот... И признаюсь: мне странными и легкомысленно-дерзкими кажутся люди, воображающие, что они не только знают необходимое и существенное, но еще и устремляются в запрещенное и для всех таинственно закрытое... Но вольному – воля! А мне – не по пути с ними! Да они и сами отвергают таких... Если же и пишу, то для Вас, а не для них.... Возражение Ваше (точнее – их) лишь одно... И весьма слабое, видится мне.
1. "Блажен читающий и слушающий"... Ну, подумайте: разве же это возражение против нас? Разве мы отрицаем чтение? Церковь даже установила читать Апокалипсис в монастырях – но не в храмах (это очень примечательно: значит, Церковь не желает у всех поднимать вопросы), а за трапезой, вместо обычных житий святых (кажется, Великим Постом). Всегда читал его русский народ. Усиленнее теперь читают в России. Очень полезно читать и эмиграции. Но именно "читать и слушать", а не сказано "высчитывать" сроки (вопреки ЯСНОМУ и РЕШИТЕЛЬНОМУ слову Божию! Что за дерзость стала у людей! Называются христианами, а Христа Господа не слушают!)... Даже не сказано: "растолковывать", а лишь "читать и слушать". Я – по легкомыслию молодости – тоже пытался – но никак не считать! – а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. Св. Андрея Крит. и нек. друг.)[12]. Раскрывать печати – дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр. 5:4-5, 6:1-3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр. 5:2-3) не под силу раскрывать заранее – закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам – в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн... Но и опять – не с лет, а лишь с событий. Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к "арифметическому богословию" новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы "считать" сроки, если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша: "Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию"... Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви – и ею ОТВЕРГНУТ. А основной Закон Церковных постановлений: НЕ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ И НЕ ПЕРЕРЕШАТЬ ПРОШЛОГО (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора.
2. Об этом (то есть о голосе Церкви) я хочу немного написать еще. Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное (Палий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью это учение прививалось к еретикам и сектантам: гностик Керниф, эбиониты, монтанисты, аполлинариане, в новое время – анабаптисты с социалистическим оттенком, теперь – адвентисты. Уж это одно должно заставить относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: "Скажи мне, с кем ты знаком (или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу, кто ты таков", – говорит пословица. Например, на I Вселенском Соборе союзниками Ария были языческие философы; уже это одно отталкивает... Теперь: "тысячелетники" – друзья социалистов по мечте о "земном рае"... Опасное содружество... Нет ли общности в вожделениях социалистов и антисоциалистов эмигрантов?! Несомненно есть: материалистическое представление земного "Царства Божия"[13]. А я уже выяснил Вам в предыдущем письме, что природа Царствия Божия – "а-материалистична" (здесь, на земле; а "там" будет "новое небо, новая земля", "новая тварь", "тело духовное"). И в этом – корень вопроса и ответов: Царство Божие – Благодать Св. Духа. И духоносные Святители Церкви были решительными противниками хилиазма: свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Епифаний Кипрский. Последний в своих книгах "О ересях" (или "Панарий") специально разоблачает и эту ересь (77-я ересь). После этого находятся дерзатели!
Наконец, II Вселенский Собор осудил учение Аполлинария вообще, а в частности и его мечты о хилиазме; потому внес в символ веры (в 7-й член) слова: "Егоже царствию не будет конца", а следовательно, и перерыва...
3. В заключение я снова возвращусь к настроению и поведению высчитывателей: ну, хорошо! допустим, они (занимаясь запрещенным делом) "дошли", что будет конец мира в... году... Ну, а дальше что же они будут делать? Или у Вас, в Париже, делают? Неужели опять пересчитывать?.. Ясно: нужно ГОТОВИТЬСЯ к приближающемуся концу, то есть каяться, бороться со грехом, приобретать БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ (а люди даже не замечают отсутствия ее у себя), одним словом: СПАСАТЬ ДУШУ. Поэтому скажите им: ну, скорее кончайте свою арифметику – да принимайтесь за дело! А иначе уподобитесь девам с пустыми лампадами. Где же вы были? – спросит неожиданно пришедший Жених. – Мы высчитывали час Твоего прихода. – Идите, не знаю вас: двери закрыты. – "Пробогословствовали"... Свт. Григорий Богослов говорит: богословствовать можно не всякому, не всегда и не перед всеми. А преп. Иоанн Лествичник: кающийся не должен богословствовать. А нынешние люди от спиритизма бросаются... в Апокалипсис... Все эта несчастная болезнь Евы: "Будете яко бози", "все узнаете" тайное... А нужно-то было: послушание Господу да обрабатывание рая... За любопытство же изгнаны были оттуда... Кстати: ныне пелось о рае (всенощная пред Прощеным воскресеньем). Просил бы я Вас (не для осуждения) присмотреться к душевному облику сих новых гадателей и написать мне, для проверки моих предположений: кто они? каковы по жизни? со средствами ли? их предыдущее духовное состояние? степень их политических исканий? предшествующее материальное и социальное положение? На этом можно бы и закончить. Но остается один еще смущающий пункт.
4. "Говорили старцы"... Прежде всего нужно проверить: кто именно? Что! говорили? Неужели о точных сроках (годах)? Неужели о тысячелетии?.. Не верю... А если говорили, то это старцы не от Бога – или же на этот раз Бог допустил им ошибиться... Иногда и отцы заблуждались. В частности: о конце мира, как Вы хорошо знаете из Послания к Солунянам[14], – ошибались первохристиане; ошибались и некоторые из отцов V в., например, бл. Августин (кажется) думал о близком конце; у святителя Тихона Задонского есть указания на близость конца и на осуществление пророчеств (но годов он не высчитывал и хилиазму не учил, конечно). И однако – еще мир продолжает быть... В последний XIX и XX век особенно стали напряженно ждать близости конца. Распространенная книга Нилуса дает достаточно материалу. Присоедините еще и о. Иоанна Кронштадтского. Может быть, с начала мира христианского не было у христиан такого предчувствия близости конца, как теперь... И даже по всему миру... И много оснований к тому...
Но окончательно утверждать, а тем более точно устанавливать год, положительно безрассудно. Пусть хоть опыты истории научат сему. Вон адвентисты тоже не раз со своими вычислениями попадали в заблуждение: то сначала указывали на 1924 г. Прошел только что – Слава Богу! А прежние на 1844... Уже 80 лет прошло... И число месяца (22 октября) указывали... Теперь отодвинули на 1932 год... А более "благоразумные", не желая рисковать своим авторитетом,– отчисляют миру жить еще 3/4 века (до 1995 г.). Но на то они и сектанты, чтобы заблуждаться и вводить в заблуждение. А как же "старцы"?... Ну что же? И они могут заблуждаться. То есть в каком смысле? – С одной стороны, они по существу правы, ибо схватывают чувством своим (чего не чуют более глухие) самые отдаленные грохоты грома все более приближающейся грозы... Но в расчетах могут ошибаться, тем более что их чуткий слух приближает к ним гул грозы более, чем это есть на самом деле. А кроме того, может быть гроза и местного характера, а не вселенского... Греция кончилась после Рима; а сама кончалась при расцвете Третьего Рима... Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!. Вероятно, что и Россия переживет еще блестящий и духовно, и политически, и морально целый век после этой очистительной грозы и мора? Оптинские старцы будто об этом говорили[15]... Может быть. А может и не быть. Но еще – НЕ конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать. Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство. И это совпадает с 3-й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме (Откр. 3:15-16) при материальном богатстве и удовлетворенности (Откр. 3:17), при внутренней слепоте, пустоте и тоске. А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не "у дверей" еще (Откр. 3:20), а лишь приближается... Время опасное, дни лукавы... Потому: будем же не считать, а каяться! Прошу молитв. Многогр. Епископ Вениамин.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Адресат писем – один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем. – Ред. [2] Ср. обращение ап. Иоанна Богослова к Филадельфийской церкви, рассматриваемое вл. Вениамином как свидетельство о состоянии мира в один из периодов, предшествующих приходу антихриста. – Ред. [3] Истинный христианин желает даже "страдать" за Христа, и считает это "даром" Божиим (Флп. 1:29, Мк. 10:39-40). Авт. [4] То есть Молитвами святого отца Порфирия Газского Господи Христе Боже наш, помилуй нас грешных! (Письмо написано в день памяти этого Святителя). – Ред. [5] И у него заготовлена была целая книга по этому вопросу; едва ли при большевизме ее удалось ему напечатать. – Авт. [6] После толстовских скитаний он воротился к самому чистому православию, был в послушании у оптинского о. Анатолия, был в Москве рукоположен в священника, пользовался любовью. Выслан сначала во Владимир, а оттуда в Туркестан... Жив ли... Здоровье его было очень слабое... Спаси его Христос! – Авт. [7] В репринтном переиздании (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М.-Ростов-на-Дону, 1992) - с. 339. - Ред. [8] Хотя его книга в целом мне не нравится и представляется поставленной неверно и в принципах, и в деталях. Авт. [9] См.: Смысл жизни. Антология. М., 1994, сс. 456-475. – Ред. [10] В русском обиходе книга О. Шпенглера называется "Закат Европы"; перевод вл. Вениамина точнее – в оригинале здесь Abendland, "страна Запада" – Ред. [11] Точнее – Билеча: город на Балканах на границе Боснии и Герцеговины и Черногории. – Ред. [12] Между прочим, есть очень содержательная брошюра Л. А. Тихомирова (ред. "Моск. вед."): " Апокалипсические судьбы мира" (приблизительно таково заглавие). – Авт. [13] Хоть бы прочитали книгу покойного пров. Новгородцева: "Об общественном идеале". Солидный труд... "Крушение веры в возможность земного рая" (с.З и вся книга). – Авт. [14] В русском синодальном переводе – к Фессалоникийцам. – Ред. [15] Может быть в этом смысле можно понимать "1000" лет, о котором говорили какие-то "старцы". – Ред.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|