Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков введенных ранее)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Разминка (применение знаков «+», «Л», «?»). Игра «Третий лишний». Для объяснения условий игры лучше использовать картинки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь, лиса, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подходят друг к другу, и выявить одно лишнее. - Кто может назвать лишнее? Вероятны 2ответа: 1) Лишняя ворона, потому что она птица; 2) Лишний лев, потому что он живёт в Африке. Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учитель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непонятно, как ты рассуждаешь. Если ребёнок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+» (я согласен) и знак «-«(я думаю по – своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргументируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-«, «?»). Учитель приучает детей обращаться к несогласному с вопросом: «Коля, почему ты со мной не согласен?» Словарный материал: чай, кофе, торт; купальник, плате, река; панамка, сапоги, сандалии; бабочка, сачок, муравей. Усложнение игры: дети отвечают по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слушает, что он скажет. Если выясняется, что мнения разные, дети могут привести оба. Словарный материал: ложка, тарелка каша; тетрадь, карандаш, книга; машина, конь, самолет. Следующее усложнение: учитель называет 2 – 4 слова вместо трех, например: ученик – школьник, бабушка – мама, папа – сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или называет три слова, в том числе одно на иностранном языке. В последнем случае дети место ответа должны поднять знак «?».
Картинки – загадки. Дети объединяются в группы из четырех человек (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к пре сидящей за ними). Сначала каждый берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний»: чертит на доске игровое поле и задает сюжет этой игры – «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сначала команда должна договориться, кто, что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать.) Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лишний предмет – то, чего в лесу не бывает. Можно, я нарисую змею? Нет, змеи бывают в лесу. А можно я нарисую пылесос?» Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, положите его посредине, вооружиться карандашами и составить игру. Четвертый лишний в портфеле школьника. Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать, советует учитель. Готовые работы – учитель отгадывает сам, молча указывает группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Такие же картинки – загадки дети могут сделать и самостоятельно. Учитель может задать следующий сюжет игры общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такими: в аквариуме, в небе, на кухне, в спортивном магазине. Когда дети закончат игру, им предлагается новый, самый сложный вариант: группа должна сама придумать три подходящих и один е подходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг к другу. Следующий вариант игры надо разгадывать не на бумаге, а в пантомиме. Группы составляют живую игру – загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разгадывает на доске в 2 – 3 вариантах, обязательно вводит ловушку – нерешаемую, неверно составленную загадку (Все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй с доски. Но не попади в ловушку!»). Например, тема «В небе» может быть обыграна так, как на рисунке.
Рис. А свободная тема может быть решена так, как на рисунке. Рис. Ясно, что в загадке на этом рисунке (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать кого – то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки – «Дружеский обед». Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух других случаях волк съест зайца, и не останется трёх подходящих предметов. Ловушки отмечаются «Л». Всякий раз, когда ребенок выражает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак вопроса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы. Задача учителя: - организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьные правила - помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; -продолжить знакомство детей в группах и в классе. -предлагать детям с помощью жестов позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться, потом загадать свой жест, а остальным – отгадать его значение. -учить взаимодействию в группах; продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать у детей умение работать по условным знакам. -формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения. -дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; -формировать умение задавать вопросы по существу. -формировать умение задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами. Исправление ошибок: · Демонстрация нового стиля взаимодействия Учитель вместе с одним-двумя родителями или другими помощниками разыгрывают ситуацию, договариваются жестами: молча показывают рукой на того, кто будет отвечать.
– Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались? · Упражнение детей в применении нового жеста – Попробуйте договориться друг с другом с помощью жестов. Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось. – Встаньте те, кто будет отвечать в каждой группе. · Обобщение – Так нужны ли в школе жесты? Для чего? Выполняется упражнение на применение нового жеста для взаимодействия в группах. Организовать пробное взаимодействие детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитывать дружеские взаимоотношения, продолжить знакомство детей. · Взаимодействие детей в группах а) Выборы того, кто будет отвечать первым, вторым и т. д.;
Учитель может задавать вопросы: -Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? -Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? -Понравилось ли вам отвечать по-школьному? -Что делают школьники, когда хотят ответить?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|