Педагогический процесс как целостное явление
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения, воспитания и развития: учитель учит, а воспитатель воспитывает и развивает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения, воспитания и развития личности. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности и считал, что от комбинации основных элементов всякой школы более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Большой вклад в развитие понимания целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.
Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения, воспитания и развития как относительно самостоятельных процессов. Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями образовательной практики, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и другие). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и другие) едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода. Важный вклад в развитие целостности педагогического процесса в условиях высшей военной школы внесен А. В. Барабанщиковым, В. И. Вдовюком, В. П. Дывыдовым, Н. С. Кравчуном, И. Д. Ладановым, Н. Ф. Феденко, Л. Ф. Железняком и другими учеными. Ими была обоснована структура целостного педагогического процесса в военном вузе, включающая обучение, воспитание, развитие (умственное и физическое) и психологическую подготовку будущих офицеров. Рассмотрим сущность и особенности педагогического процесса как целостного явления. Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Целостный педагогический процесс в военном вузе предполагает такую организацию жизнедеятельности курсантов и слушателей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям, оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю и др. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Целостный педагогический процесс в военном вузе не сводим к единству процессов обучения, воспитания, личностного развития и психологической подготовки, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, физического и других видов воспитания как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями военных педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности курсанта (слушателя) и специально организуемыми влияниями на него педагогов. Основные аспекты целостности педагогического процесса. В содержательном плане целостность педагогического процесса в военном вузе обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования – не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса, а также функций психологической подготовки.
В организационном плане педагогический процесс в военном вузе приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов: – процесса освоения, проектирования и конструирования содержания образования и учебно-материальной базы; – процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по содержанию образования, усвоение которого обучающимися и является основной целью этого взаимодействия; – процесса взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личностных отношений (неформальное общение); – процесса освоения курсантами и слушателями содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание); – процесса психологической подготовки обучающихся с целью формирования у них положительного отношения к воинскому труду, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости. Все перечисленные аспекты охватывают педагогический процесс в его целостности. Теперь рассмотрим, как проявляется это качественное своеобразие педагогического процесса через его законы и закономерности. Наиболее общая устойчивая тенденция образования как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это главный закон реализации педагогического процесса, с которым тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Среди них целесообразно указать на зависимость эффективности педагогического процесса в военном вузе от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т. п.). Во многом эти условия определяются социально-экономическим положением в стране, а также действиями субъективного фактора – руководителей вуза, профессорско-преподавательского состава, офицеров командных и воспитательных структур. К важным следует отнести зависимость педагогического процесса в военном вузе от требований современной войны, уровня развития боевой техники и оружия, способов их применения, развития военной науки и практики. Объективной является зависимость результатов педагогического процесса от особенностей взаимодействия его участников. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям курсантов и слушателей и др.
Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются его содержанием и т. д. Педагогический процесс в военном вузе – это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс. На него оказывают влияние самые различные факторы – внутренние и внешние, объективные и субъективные, долговременные и ситуативные, – поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и порядка. Высший уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и др. И, конечно, ему присущи педагогические закономерности, комплексно выражающие наиболее существенные связи и отношения этого процесса. Остановимся только на специфических педагогических закономерностях. Ведущей из них является единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и личностного развития. Единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и развития не означает их тождество. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность. Эффективность педагогического процесса в большей степени зависит от учета специфики всех его сторон, глубокого понимания всеми субъектами их сущности и особенностей. Единство составных частей педагогического процесса в военном вузе не возникает стихийно, его достижение требует настойчивых, систематических усилий со стороны всех участников. Важно также, что только обеспечение указанного единства в практике учебной и воспитательной работы ведет к достижению общей цели педагогического процесса – всесторонней подготовке будущего офицера к успешному решению возложенных на него профессиональных задач.
Одной из специфических закономерностей педагогического процесса является соответствие организуемых воздействий преподавателей и всех субъектов педагогического процесса характеру деятельности обучающихся, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности курсантского коллектива. Эта закономерность выражает направленность действий всех субъектов педагогического процесса, стремление учесть внутренние силы курсантов и слушателей. Их деятельность, с одной стороны, должна максимально соответствовать задачам, решаемым учебной группой, а с другой стороны – индивидуальным и групповым особенностям ее членов, их индивидуальной и групповой деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Раскрывая взаимодействие субъектов и объектов педагогической деятельности в военном вузе, следует подчеркнуть, что главная особенность, своеобразие объектов состоит в том, что они одновременно являются субъектами учебной и воспитательной деятельности. Поэтому одна из основных задач военных преподавателей на всех этапах формирования личности курсанта (слушателя) – помочь ему найти себя, активно включиться во все сферы жизни и деятельности учебного коллектива, сформировать активную гражданскую позицию. Наряду с этим субъект воздействия – педагог – в ходе взаимодействия с обучающимися не только учит и воспитывает их, но и сам воспитывается, учится, приобретает новые качества, совершенствует свое педагогическое мастерство. Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс в военном вузе соответствовал ее особенностям и характеру. При моделировании будущей деятельности специалистов ФАПСИ (ФПС, МВД), как свидетельствует опыт, особое внимание целесообразно уделить созданию сложной, напряженной обстановки, преодолению условностей и упрощений на занятиях. Все закономерности педагогического процесса взаимосвязаны между собой, проявляются через массу случайностей, что существенно его усложняет. Вместе с тем, выступая в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления работы военных педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитываемых. Наряду с общими закономерностями, целостный педагогический процесс в военном вузе находит свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в своих принципах. Они отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления и в конечном итоге помогают военному преподавателю творчески подойти к построению целостного педагогического процесса. В данном случае необходимо указать, что речь идет только о тех принципах, которые выражают общие подходы, определяющие особенности организации процессов обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития в их единстве. Каждый из указанных далее принципов имеет свои особенности реализации в рамках названных компонентов целостного процесса. В контексте целостного педагогического процесса В.А. Сластенин выделяет две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучающихся [74].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|