Лекция 35. Сергей Леонидович рубинштейн и его школа в отечественной психологии.
Вопросы лекции: Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Концепция субъекта и деятельности. Единство деятельности, сознания и личности. Психический процесс и психическая деятельность. Человек и мир. Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн – выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологической науке. Среди крупнейших советских психологов он – единственный, кто добился выдающихся достижений одновременно в области психологии и философии. Он первым в советской психологии систематически и глубоко разработал категории бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл различия и взаимосвязь между бытием и объектом и показал неправомерность сведения бытия к материи. Он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса. Много нового и до сих пор ценного внес он в теорию эмоций, памяти, восприятия, речи и т.д. Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ психологической науки, выяснение ее основных принципов (1930 –1940е гг.). Второй период его творчества – обращение к проблемам онтологии и философии человека, попытка вернуть личность в психологию. Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу.
Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение “центров перестройки бытия”, в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту. Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает “внешность”, внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется. Единство деятельности, сознания и личности. Основой построения новой психологической науки стала разработка новых принципов. Первым из них стал принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности (как в онтогенезе, так и в историческом плане). В деятельности осуществляется связь гносеологического (познания) и онтологического (переживания). Сознание, высший уровень психики, определяется Рубинштейном как единство двух характеристик – предметной и субъектной (отношение личности к миру).
Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. То есть, функция деятельности по отношению к сознанию – развитие и детерминация. Но сознание, с другой стороны, выступает как регулятор деятельности. Оно обнаруживает эту способность, только будучи понято как высшее личностное образование. Но Рубинштейн критикует сведение личности лишь к одному ее сознанию. Личность является основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается. Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле: 1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы); 2. что может человек (способности, дарования); 3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере). Эти три модальности образуют целое, но это целое не задано изначально, не статично. Целостность личностной структуры определяется и скрепляется деятельностью. Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, смыкаются в реальном единстве личности. Психический облик личности определяется реальным бытием человека и формируется в конкретной деятельности. А сама деятельности человека формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и бучения овладевает духовной и материальной культурой. Сама личность включена в систему более широких отношений – жизненного пути – в которых осуществляется ее функционирование и ее деятельность, поведение и развитие. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:
1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов); 2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.); 3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.). Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая объективацию не только отдельных мотивов, но и всей личности, поэтому направленность – это самовыражение личности, ее тенденция самореализации. Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование. Психический процесс и психическая деятельность. Во второй половине 40-х гг. начинается новый этап в научном творчестве Рубинштейна. На этом этапе Рубинштейн вновь возвращается к вопросам взаимодействия человека с миром в форме деятельности. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Отражая эту изменчивость, психика сама является динамичной и пластичной, то есть, является процессом, регулирующим отношения человека с миром. Эта процессуальность как главная особенность психического начинает разрабатываться Рубинштейном как принципиальное положение в психологической науке. Рубинштейн рассматривал психическое как процесс и как продукт указанного процесса, причем именно процесс есть основная форма существования психического.
Изучать психические процессы означает также изучать формирование соответствующих образований, то есть результатов, продуктов. Безотносительно к образованию невозможно очертить и сам психический процесс, отделить его от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующих психических процессов. Каждое психическое образование – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Таким образом, психологическая наука изучает психическое как процесс в соотношении с его продуктами, но не эти продукты сами по себе. С точки зрения Рубинштейна, главная задача психологического исследования заключается в том, чтобы изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам. Психолог должен дифференцировать процесс и деятельность. Каждая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям. Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром. В своих исследованиях мышления, прежде всего у детей, Рубинштейн реализовывал новый принцип, конкретизирующий деятельностный подход. Рубинштейн считал необходимым в психологическом эксперименте вводить педагогическое воздействие. Этот педагогический принцип реализовывался Рубинштейном вместе с принципом индивидуализации психологического изучения людей и вместе с генетическим принципом. Рубинштейн подчеркивал непрерывную изменяемость, пластичность процесса мышления, его формирование в деятельности. Человек и мир. Само возникновение человеческого бытия является возникновением центра его преобразования, а потому и бытие является с появлением человека в новом качестве – мира для человека, объекта для субъекта. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью.
С возникновением человека бытие превращается в объект, остающийся независимым от познания в смысле своей объективности (мир может существовать и без человека) и становящийся зависимым от субъекта в смысле реальности практических преобразований (только при наличии субъекта мир становится объектом). Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю. Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни. Темы семинарских занятий. Тема 1: История психологии как наука. 1. Понятие предмета и объекта науки. 2. Теоретический и эмпирический уровни научного знания. 3. Предмет психологии и истории психологии. 4. Задачи психологии и истории психологии. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 1996. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 2: Древнегреческая философия и психология. 1. Представления о душе философов Милетской школы. 2. Естественнонаучные представления Алкмеона. 3. Учение о темпераменте Гиппократа. 4. Философско-психологическая концепция Левкиппа – Демокрита. 5. Философские и этические взгляды Сократа. 6. Учение о душе Платона. 7. Учение Аристотеля о душе. 8. Учение о душе Эпикура. 9. Психофизиология Галена.
Темы рефератов: 1. Представления о душе философов Милетской школы. 2. Понимание природы души Гераклитом. 3. Естественнонаучные представления Алкмеона. 4. Психологические воззрения Эмпедокла. 5. Учение о душе Анаксагора. 6. Стоики и их учение о душе. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 3: Психология в Средневековый период. 1. Психологические идеи в арабском мире. 2. Неоплатонизм. 3. Томизм. 4. Философские и психологические идеи Р. Бэкона. 5. Философские и психологические взгляды В. Оккама.
Темы рефератов: 1. Научные взгляды Авиценны. 2. Научные взгляды Альгазена. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 4: Психология периода Нового времени. 1. Особенности развития философии Нового времени. 2. Эмпиризм Ф. Бэкона. 3. Учение Р. Декарта о душе. 4. Концепция машинообразного акта Р. Декарта. 5. Учение Т. Гоббса. 6. Учение о психике Б.Спинозы. 7. Монадология Г. Лейбница. 8. Сенсуализм Дж. Локка.
Темы рефератов: 1. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях. 2. Р.Декарт о познании. 3. Р. Декарт о страстях души. 4. Учение Б. Спинозы о единой субстанции. 5. Учение Б. Спинозы об аффектах. 6. Психофизический параллелизм Г. Лейбница. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 5: Психология эпохи Просвещения. 1. Эпоха Просвещения. 2. Учение об ассоциациях Д. Гартли. 3. Философские взгляды Дж. Беркли. 4. Философские взгляды Д. Юма. 5. Взгляды на природу человека французских просветителей. 6. Концепция развития ребенка Ж.-Ж. Руссо
Темы рефератов: 1. Ассоцианизм в философии и психологии. 2. Солипсизм в философии. 3. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка. 4. Ж.-Ж. Руссо о воспитании. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 6: Возникновение психологии как науки. 1. “Личное уравнение” в астрономии. 2. Влияние дарвинизма на науки о человеке. 3. Достижения физиологии. 4. Развитие психиатрии. Темы рефератов: 1. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”. 2. Ч. Дарвин: психология эмоций. 3. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 7: Экспериментальная психология. 1. Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. 2. Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. 3. “Новая психология” В. Вундта. 4. Эксперименты Г. Эббингауза. Темы рефератов: 1. Учение о сознании В. Вундта. 2. Психологическая лаборатория В. Вундта. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 8: Зоопсихология. Дифференциальная психология. 1. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. 2. Закон экономии К. Ллойд-Могана. 3. Теория тропизмов Ж. Леба. 4. Ф.Гальтон: исследования наследуемости умственных способностей. 5. Развитие метода тестов. 6. А. Бине: диагностика умственного развития. Темы рефератов: 1. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян. 2. Зоопсихология и этология. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 9: Психология развития. 1. С. Холл: педология. 2. Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологии. 3. Э. Клапаред: идея саморазвития. 4. А. Гезелл: нормальное детство. 5. Дж. М. Болдуин: культурное развитие ребенка. 6. К. Бюлер: стадии психического развития. 7. М. Мид: этнопсихология детства. Темы рефератов: 1. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку. 2. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла. 3. М. Мид: типы культур в истории человечества. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 10:Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника. 1. Социальный эволюционизм Г. Спенсера. 2. Концепция коллективных представлений Э. Дюркгейма. 3. В. Дильтей: концепция ценностей. 4. Психология народов. 5. Теория инстинктов социального поведения. 6. Психотехника. Темы рефератов: 1. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства. 2. “Описательная психология” В. Дильтея. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 11: “Новая психология”. 1. Структурализм Э.Б. Титченера: предмет и задачи психологии. 2. Структурализм Э.Б. Титченера: изучение сознания. 3. Вюрцбургская школа в психологии: исследования мышления. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 5. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997. 7. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Тема 12: Функционализм. 1. “Новая психология” Ф. Брентано. 2. Концепция “психических функций” К. Штумпфа. 3. Психология сознания в работах В. Джемса. 4. Психология личности в работах В. Джемса. 5. “Чикагская школа” Дж. Дьюи. Темы рефератов: Психология религиозного опыта в работах В. Джемса. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998. 4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 5. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994. 6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 13: Российская психология во второй половине XIX– начале XX в. 1. Российская наука во второй половине XIX в. 2. П. Юркевич как основатель религиозной психологии в России. 3. Философия мистицизма В.С. Соловьева. 4. Интуитивизм Н.О. Лосского. 5. Философско-психологические взгляды С.Л. Франка. 6. Учение о рефлексах И.М. Сеченова. 7. Работы И.П. Павлова. 8. Рефлексология В.М. Бехтерева. 9. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Темы рефератов: 1. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева. 2. И.П. Павлов: рефлекс свободы. 3. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”. Литература: 1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001. 4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.
Тема 14: Основные понятия психоанализа. 1. Психика и психический аппарат. 2. Психическая деятельность: сознательное, бессознательное, предсознательное. 3. Первичные и вторичные психические процессы. 4. Энергия либидо. 5. Инстинкты и влечения.
Темы рефератов: Принцип удовольствия и принцип реальности.
Литература: 1. Ч. Райкрофт критический словарь психоанализа, - Спб, 1995. 2. Фрейд З. Я и Оно// Хрестоматия по истории психологии. – М., 1998. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|