Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каузальная атрибуция




Тезаурус основных понятий учебной дисциплины

«Культура общения»

 

Авторитарная личность

Автор. Т.Адорно.
Категория. Характеристика личности.
Специфика. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен в основу объяснения отношения к национальным меньшинствам.


Авторитарность

Словообразование. Происходит от лат. auctоritas - власть.
Категория. Стиль руководства.
Специфика. Характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов, касающихся совместной деятельности. В качестве средств выступают приказы и распоряжения. При этом исполнители получают обратную связь о выполнении своей деятельности в виде нареканий и наказания.

 

Аграмматизм

Словообразование. Происходит от греч. a - отрицательная частица + grammata - чтение, письмо.
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. Входит в структура различных форм афазии.
Обусловливание. Чаще всего наблюдается при органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария.
Виды:
- при экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи;
- при импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов).

 

Агрессия

Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение.
Категория. Форма поведения.
Специфика. Ориентирована на нанесение вреда живым существам или неодушевленным предметам.
Обусловливание. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

 

Активный словарь

Словообразование. Происходит от лат. actus - действие, движение.
Категория. Лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше, чем пассивный словарь.

 

Амбивалентность чувств

Словообразование. Происходит от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу.
Категория. Реакция личности.
Специфика. Характеризуются двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти.
Исследования. В соответствии с теорией З.Фрейда, амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка. При этом наиболее характерным является то, что одновременно возникают агрессивные и сексуальные желания.

 

Апперцепция

Словообразование. Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.
Автор. Г.Лейбниц.
Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.
Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.
После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.
В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Артикуляция

Словообразование. Происходит от лат. articulo - членораздельно произношу.
Категория. Форма двигательного навыка.
Специфика. Координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.
Обусловливание. Артикуляция осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.

 

Ассоциация

Словообразование. Происходит от лат. associatio - соединение.
Категория. Мнемический процесс.
Категория. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.
Виды. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:
- по сходству (красное - пурпурное),
- по контрасту (большое - маленькое),
- по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),
- причинно-следственные (сильный ветер - озноб).
Контекст. Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Буферная память

Словообразование. Происходит от англ. buff - смягчать толчки.
Категория. Форма кратковременной памяти.
Специфика. Хранение информации в ней обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).

Вербальная агрессия

Словообразование. Происходит от лат. verbalis - устный и aggressiо - нападение.
Категория. Форма агрессивного поведения.
Специфика. Для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и другие невербальные компоненты речи.

 

Вербальная парафазия

Словообразование. Происходит от лат. verbalis - устный, греч. para - возле + phasis - высказывание.
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул). Чаще всего встречается при акустико-мнестической афазии.

 

Виды речи

Категория. Механизмы речи.
Виды. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю.
При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

 

Внушаемость

Категория. Характеристика личности.
Специфика. Повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритичная готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы.
Обусловливание. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию.
При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего качества личности, которому, кроме внушаемости, свойственны черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе.
Повышенная внушаемость также характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, являющимся основой критичности.
Определенные условия, такие как утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени внушаемости индивида.

 

Восприятие устной речи

Категория. Познавательный процесс.
Микрогенез. Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознания на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего от гибкости мышления и направленности личности.

 

Восприятие человека человеком

Категория. Социально-психологический процесс.
Специфика. Процесс построения образа другого человека, разворачивающийся прежде всего при непосредственном общении с ним. Данный процесс осуществляется следующим образом.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, выразительные движения, прическа).
Далее формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Виды. Выделяется четыре основных стратегии в восприятии другого человека:
- аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков - ученый);
- эмоциональная, при которой непосредственно не воспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
- перцептивно-ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;
- социально-ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

 

Восприятие сложных звуков

Категория. Форма слухового восприятия.
Специфика. Построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Сложные звуки имеют различные источники, в соответствии с чем на первый план выходят те или иные их признаки.
Прежде всего особенности структуры акустического спектра квалифицируются как звуки разного качества (глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие).
Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные повторяющиеся импульсы, когда частота и регулярность этого повторения являются значимыми признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия.
Звуки речи анализируются не только по их значению, но и - на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа - по экспрессивному наполнению.
При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально-звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

 

Воспроизведение

Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
Диагностика. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.
Виды:
- непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи,
- произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.

 

Декодирование

Словообразование. Происходит от лат. de... - приставка, обозначающее отделение, отмену.
Категория. Когнитивный процесс.
Специфика. Процесс предметного опознания, совершаемый индивидом на основе анализа и синтеза воспринятой информации. Может осуществляться на основе использования перцептивных или речевых эталонов.

 

Деперсонализация

Словообразование. Происходит от лат. de... - отрицательная приставка + persona - личность.
Категория. Нарушение деятельности сознания.
Специфика. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной измененности, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках.

Детектор лжи

Словообразование. Происходит от лат. detector - обнаруживающий.
Категория. Аппаратурный комплекс.
Специфика. Служит для объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70 %.
Критика. Трудности применения детектора лжи связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога, депрессия и т.д.), которые невозможно отличить от "реактивных".
Литература. Friedler K. Lugendetektion aus alltagspsychologischer Sicht // Psychol. Rundsch. 1989, 40, N 3, S. 127-140

 

Житейское понятие

Категория. Форма обобщения.
Специфика. Формируется вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.

 

Жест

Категория. Форма пантомимики.
Специфика. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.
Виды:
- иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль,
- выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека.

 

Забывание

Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

 

Заикание

Категория. Нарушение устной речи.
Специфика. Речь становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми.
Патогенез. Заикание чаще всего начинается в дошкольном возрасте, прежде всего при переходе к развернутой фразовой речи, когда психическое перенапряжение или травма нервной системы могут привести к нарушению регуляторных механизмов речи. При этом способствующими формированию заикания факторами являются конституциональная нервность, вегетативная дисфункция, а также неправильная или перегруженная непонятными словами речь окружающих ребенка людей.

 

Запоминание

Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

 

Значение

Категория. Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта.
Специфика. Запечатлено в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности.

 

Идентификация

Словообразование. Происходит от лат. identificare - отождествлять.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

 

Изоляция

Словообразование. Происходит от фр. isolation - обособление.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником.

 

Иллюзии восприятия

Словообразование. Происходит от лат. illusere - обманывать.
Категория. Искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов.
Виды. Наиболее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:
- иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;
- длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;
- иллюзия контраста (иллюзия Г.Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;
- распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера - Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения;
- иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);
- иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Импрессивная речь

Словообразование. Происходит от лат impressio - впечатление.
Категория. Форма речи.
Специфика. Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.

 

Интерес

Словообразование. Происходит от лат. interest - важно.
Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.
Исследования. В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.
Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.

Каузальная атрибуция

Словообразование. Происходит от лат. causa - причина и attribuo - наделяю.
Автор. Ф.Хайдер.
Категория. Феномен социального взаимодействия.
Специфика. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи - внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

 

Каузально-динамический анализ

Словообразование. Происходит от лат. causa - причина, dynamikоs - сильный и греч. analysis - разложение, расчленение.
Автор. Л.С.Выготский.
Категория. Методологическая стратегия.
Специфика. Предназначен для выделения "единицы" психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально-динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средств овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось значение слов.

 

Когнитивный образ

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание.
Категория. Элемент процесса восприятия.
Специфика. Субъективная репрезентация предмета. Имеет в себе набор частных признаков, который обычно избыточен для построения конкретного действия.

 

Концепция внутренней речи Выготского

Автор. Л.С.Выготский (1934 г.).
Категория. Теоретическая модель генезиса внутренней речи.
Специфика. Выготский считал, что внутренняя речь происходит из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю.
Литература. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 2, М.: Педагогика, 1982

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...