Концепция внутренней речи Блонского
Автор. П.П.Блонский.
Категория. Теоретическая модель генезиса внутренней речи.
Специфика. По мнению Блонского, внутренняя речь развивается параллельно с внешней и обусловлена стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучивается.
Косвенная агрессия
Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение.
Категория. Форма агрессивного поведения.
Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.
Креативность
Словообразование. Происходит от лат. creatio - созидание.
Категория. Творческие способности индивида.
Специфика. Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
Диагностика. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.
Формирование. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Лживость
Категория. Форма поведения.
Специфика. Направлена на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности. Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.
Личностный конструкт
Словообразование. Происходит от лат. constructio - построение.
Автор. Дж.Келли.
Категория. Оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.
Специфика. Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими объектами.
Личностный смысл
Категория. Субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов.
Специфика. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.
Мимико-жестовая речь
Словообразование. Происходит от греч. mimikos - подражательный.
Категория. Форма общения.
Специфика. Общение глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор - рубить). Конструкция предложения в мимико-жестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем - его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица высказывания.
Мнимая лживость
Категория. Форма детских представлений.
Специфика. Склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило, проходит.
Нейро-лингвистическое программирование
Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + лат. lingua - язык и греч. programma - предписание.
Авторы. Р.Бэндлер, Д.Гриндер.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. В его основе положено учение о структуре процесса общения, при отвлечении от содержательных аспектов. Постулируется, что основным компонентом общения является модальность сенсорного канала (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой информация воспринимается и хранится в памяти. Целью психотерапии выступает очистка доминирующего у индивида канала. Одним из основных психотерапевтических приемов является "установка якоря" - связывание некоторых состояний сознания индивида с определенными действиями психотерапевта, которое осуществляется по преимуществу в кинестетической модальности.
Литература. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса;
Гриндер Д., Бэндлер Р. Вводный курс НЛП тренинга
Обобщение
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.
Образ восприятия
Категория. Субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств.
Специфика. Обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.
Общение
Категория. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.
Специфика. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация
), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Обычно включает в себя четыре составляющие: предметное сообщение (о чем идет речь), самораскрытие (Я-сообщение), отношение к слушателю (мотив рассказа), призыв (что надо сделать). Нарушения общения вызывают изменения личности.
Пассивный словарь
Словообразование. Происходит от лат. passivus - страдательный.
Категория. Лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь.
Письменная речь
Категория. Вид речи.
Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
Прием информации
Словообразование. Происходит от лат. informatio - разъяснение, изложение.
Категория. Восприятие человеком сообщений внешнего мира.
Проекция
Словообразование. Происходит от лат. projectio - бросание вперед.
Автор. З.Фрейд.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных тестов.
Психофизиология речи и мышления
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + physis - природа + logos - учение.
Категория. Раздел психофизиологии.
Специфика. Изучает роль разных нейронных и физиологических механизмов, посредством которых осуществляются речевые процессы. Показано, что мыслительные процессы тесно связаны с деятельностью речедвигательного анализатора, выявлены паттерны нейронной активности подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербального материала. Речедвигательный компонент осуществляется посредством зачаточной артикуляции слов, которая сопровождается микродвижениями или повышением тонуса органов речи (языка, губ, гортани). При повторном осуществлении тех или иных умственных действий речедвигательная импульсация может существенно уменьшается или прекращается совсем и возобновляться при выполнении новых умственных действий. При внутренней речи в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами происходит максимальная ЭЭГ-активация, свидетельствующая о речедвигательной проприоцептивной активации мозга и о процессе образования речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую функциональную систему.
Рационализация
Словообразование. Происходит от лат. rationalis - разумный.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.
Регрессия
Словообразование. Происходит от лат. regressus - движение назад.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны более ранней стадии онтогенетического развития.
Речевые кинестезии
Словообразование. Происходит от греч. kinema - движение + aisthesis - чувство, ощущение.
Категория. Форма кинестезических ощущений.
Специфика. Афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из-за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается.
Диагностика. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка, гортани.
Речь
Категория. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Специфика. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека
Сдержанность
Категория. Торможение внутреннего побуждения.
Специфика. Обусловлена сверхжестким воспитанием в детстве. В традициях глубиной психологии трактуется как особое потребностное состояние, связанное с ожиданием негативных переживаний и стремлением их избежать. В основе этого состояния находится ряд отказов от достижения из-за опасения неуспеха и возникающее в ответ на это субъективно воспринимаемое бессилие. В дальнейшем реакция генерализируется. Индивид систематически упускает момент проявить собственную активность. Нереализованная в реальных действиях активность часто компенсируется в снах или фантазиях. В силу этого действительность выступает как что-то обедненное, так как проигрывает по сравнению с миром грез. Индивид теряет готовность соотносить свои требования и возможности.
Синоним. Выученная беспомощность.
Литература. Schultz-Hencke H. Der gehemte Mensch. Stuttgart: Thieme, 1947
Слово
Категория. Лексическая единица языка.
Специфика. Имеет определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая часть.
Слуховая адаптация
Словообразование. Происходит от лат. adapto - приспособляю.
Категория. Форма адаптации.
Специфика. Изменения чувствительности, прежде всего в виде ее снижения, по отношению к звукам во время и после их действия. Это происходит как за счет изменений в функциях внутреннего уха, выражающихся в уменьшении частоты разрядов рецепторных клеток, так за счет процессов в высших отделах центральной нервной системы.
Смысловой барьер
Категория. Характеристика общения.
Специфика. Непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.
Стенические чувства
Словообразование. Происходит от греч. sthenos - сила.
Категория. Положительные эмоциональные состояния.
Специфика. Связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
Контекст. Противоположны астеническим чувствам.
Суггестивная терапия
Словообразование. Происходит от лат. suggestio - внушение.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. В ней устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме - не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка - "курение безразлично", но не "курить больше не хочется"). Наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени.
Виды:
- гипноз,
- убеждение,
- аутотренинг.
Литература. Kretschmer A. Suggestion und Hypnose in der psychotherapeutischen Praxis. Jena, 1978
Тембр
Категория. Характеристика слуховой чувствительности.
Специфика. Субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот.
Теоретическое обобщение
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.
Категория. Форма обобщения.
Специфика. Основано на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте.
Теоретическое понятие
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.
Категория. Форма понятий.
Специфика. Символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генетической реинтерпретации, существенных свойств, являющихся общими для какого-либо класса предметов, связанных их общей историей развития.
Типология конфликтов
Словообразование. Происходит от греч. typos - образец и лат. conflictus - столкновение.
Автор. Н.Э.Миллер.
Категория. Классификация внутренних конфликтов на основе динамической модели К.Левина.
Специфика. В качестве основных побуждений деятельности здесь рассматривалось два стремления: достичь благоприятную цель (Appetenz - притяжение) и избежать неблагоприятной ситуации (Aversion - отвращение). В соответствии с этим субъективный конфликт возникает тогда, когда у индивида есть несколько противоречащих друг другу стремлений. Данная модель широко использовалась в тренинговых программах, прежде всего для отработки оптимальных коллективных решений.
Типы:
- "аппетентно-аппетентный" конфликт возникает при наличии двух положительно валентных целей, требующих несовместимых действий (ситуация "буриданова осла");
- "аппетентно-аверсивный" конфликт - когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе имеет негативные аспекты;
- "аверсивно-аверсивный" конфликт - когда предписан выбор между одинаково неблагоприятными целями;
- "двойной аппетентно-аверсивный" конфликт - когда предписан выбор между двумя целями, имеющими и позитивные, и негативные аспекты (самый распространенный случай).
Литература. Miller N.E. Experimental studies of conflict // Personality and the Behavior Disorders. N.Y., 1944;
Lewin K. A Dinamic Theory of Personality. N.Y., 1959
Умозаключение
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Установление связи между какими-либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля.
Устная речь
Категория. Форма речи.
Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.
Фонематический слух
Словообразование. Происходит от греч. phoneoma - голос, звук, речь.
Категория. Форма слуха.
Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.
Фон
Словообразование. Происходит от греч. phonе - звук.
Категория. Характеристика чувствительности.
Специфика. Единица субъективной громкости звуков.
Функции речи
Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение.
Категория. Использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникаций и мышления.
Центрация
Словообразование. Происходит от греч. kentron - средоточие.
Категория. Понятие генетической теории Ж.Пиаже.
Специфика. Затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство "эгоцентризма" в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов.
Чтение с губ
Категория. Форма общения.
Специфика. Распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов.
Эмпатия
Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.
Категория. Феномен общения.
Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.
Эмпирическое обобщение
Словообразование. Происходит от греч. empeiria - опыт.
Категория. Форма обобщения.
Специфика. Основано на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в перцептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст.
Эмпирическое понятие
Словообразование. Происходит от греч. empeiria - опыт.
Категория. Форма понятия.
Специфика. Символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего мира.
Язык
Категория. Система знаков.
Специфика. Служит коммуникативным целям и основан на универсальных правилах связывания знаков.
Я-концепция
Категория. Система представлений человека о самом себе.
Специфика. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:
1. Сравнение себя с другими;
2. Свидетельства восприятия другими;
3. Оценка результатов деятельности;
4. Переживание внутренних состояний;
5. Восприятие своего внешнего облика.
Выполняет функции:
- структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,
- мотивирования к повышению собственной значимости.
Структура. Выделяют следующие ее составляющие:
- Я-физическое, как схему собственного тела;
- Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);
- Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: