Глобальные проблемы современности — наибольшие угрозы человечеству
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Философия
Тема: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА План Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс Глобальные проблемы современности — наибольшие угрозы человечеству Глобальные проблемы «второго эшелона» Пути решения глобальных проблем человечества Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс Современная философия исходит из единства природы и общества. Как в природе, так и в обществе существуют объективные законы развития, которые и обусловливают фундаментальную основу их единства. Вопрос о взаимоотношении природы и общества возник уже в древности, в условиях античности. Однако в прошлые века в производственный процесс вовлекались лишь немногочисленные, непосредственно данные природой предметы и средства труда, что не нарушало, по крайней мере в планетарных масштабах, равновесного характера отношения «человек-биосфера». Вместе с расширением производственной деятельности общества появляется потребность в обработке и использовании профильтрованных предшествующим трудом естественных материалов, в совершенствовании способов утилизации природных ресурсов. Постепенно человек приобретает способность выполнения все более сложных технологических операций. В наибольшей степени активизация человека к природе проявилась в процессе замены ручного труда машинным, в процессе перехода от естественных источников энергии к более стабильной энергии пара. Для первобытного человека, почти полностью растворенного в природе, характерно ее одухотворение. Человек не противопоставляет себя природе, считает себя ее частью. Вместе с тем природа выступает как превосходящая человека сила и поэтому рассматривается как идеал гармонии, нерукотворного совершенства, как средоточие Логоса, как эталон организации. Жизнь в согласии с природой и ее законами расценивалась как самая благая.
Христианство рассматривает природу как воплощение материального начала, «низ», противоположный Духу. Природа преходяща и изменчива. Дух безусловно стоит над природой. Таким образом, основной идеей средневековья является не слияние с природой, а возвышение над ней. Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования природы и всего естественно-природного как воплощения гармонии и совершенства. Новое время порождает феномен науки. Природа становится объектом научного исследования, «испытания». Познавательное отношение к природе сменяется деятельностным. Выдвигается тезис покорения природы, власти, господства над ней, которых можно достичь посредством знаний, науки. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) - основная методологическая установка этого времени. Современность требует новой ценностной установки во взаимоотношении природы с обществом: природа - это уникальное и универсальное вместилище человека и всей его культуры, а это требует ответственного отношения к ней, гармонизации этого отношения именно потому, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависим от нее. Происходит переоценка ценностей - переход от идеи абсолютного господства над природой к идее гармонизации их отношений.
Глобальные проблемы современности — наибольшие угрозы человечеству Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, затрагивающие мир в целом и его регионы, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты. Выделяют три основные группы глобальных проблем:
1. Суперглобальные (общемировые) – связаны с пересмотром международных отношений для их разрешения: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление равноправия и взаимовыгодного сотрудничества (проблема развитых и развивающихся стран), развитие экономической интеграции и др. 2. Общепланетарные (ресурсные) – связаны с оптимизацией, гармонизацией, гуманизацией отношений общества к природе (проблемы «человек-природа»): экологические, демографические, энергетические, продовольственные, использования космоса. 3. Общечеловеческие - проблемы человека (ликвидация эксплуатации, нищеты, здравоохранение, образование, права человека, планирование и регулирование роста уровня качества жизни). В рамках ответа на этот вопрос уместно остановиться на двух самых больших опасностях самому существованию человечества. Угроза термоядерной катастрофы. Бесспорно, первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Взрывы первых атомных бомб летом 1945 г. поистине стали рубежом в истории человечества. Не сразу пришло осознание того факта, что если до сих пор человеческий дух смирялся с существованием индивидуальной смерти, а возможно, и бессмертия, и загробной жизни, то сейчас может погибнуть сразу или за короткий отрезок времени все человечество. Крупнейшие умы той эпохи (А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и др.) осознали это и призвали все человечество забыть о том, что разделяет людей, и объединиться во имя выживания всех. Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны, хотя еще в 50-е гг. многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70—80-е гг., показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Чернобыльская катастрофа 1986 г. окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Нужно подчеркнуть, что особая опасность состоит в том, что последствия облучения развиваются не сразу, а отражаются на будущих поколениях. Увеличивается количество больных со злокачественными опухолями и заболеваниями крови, резко снижается иммунитет к обычным болезням и они гораздо чаще приводят к инвалидности или смерти, нарушается способность женщин к вынашиванию и рождению здорового ребенка, растет число детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. В целом все это способно подорвать генофонд народов и наций, привести к вымиранию значительной части населения. Ядерная энергия — это тот джинн, который, будучи выпущен из бутылки, уже не может быть туда загнан. Человечеству придется очень долго сосуществовать с источниками ядерной энергии, исключив войну с применением оружия и поставив под жесткий международный контроль все ядерные электростанции и другие установки. Это требует огромных материальных затрат, ибо накоплено огромное количество ядерного оружия, взрыв которого способен многократно уничтожить все живое на Земле.
Экологическая проблема. Вторая проблема не менее грозная — это экологическая катастрофа, надвигающаяся на планету. Термин «экология» был введен в оборот в XIX в. немецким биологом Э. Геккелем для обозначения «всего внешнего» по отношению к человеческому телу. В настоящее время человечество производит отбросы органического происхождения в объеме, в 2 тыс. раз большем, чем отходы остальной биосферы. Очевидно, что нарушение этого равновесия породило целый комплекс сложнейших проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда «против» природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл экологической проблемы. Именно экологическая пластичность человека, его невероятная (по сравнению с животными) способность к адаптации привела к такому расширению масштаба деятельности, который привел в XX в. к экологическому кризису.
Решая эти проблемы, цивилизация порождает новые, гораздо более масштабные, что приводит к ситуации «дурной бесконечности» (Гегель). Так господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности «иметь» как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека — «быть», т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет. Следовательно, суть экологического кризиса лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет в определенной степени психологическую неготовность миллионов людей осознать эту опасность. Выход видится только в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе концепции коволюции природы и человечества. Суть экологического императива состоит в международном признании «запретной черты» для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Пример такой черты уже есть — это запрет ядерной войны и исключение насилия как способа решения международных конфликтов. Нарушители этого императива, независимо от того, какие цели они преследуют, должны рассматриваться как совершившие преступление перед человечеством. Целью внедрения экологического императива в сознание человечества является достижение коэволюции (т. е. совместной согласованной эволюции) Природы и Разума человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|