Пути решения глобальных проблем человечества
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В начале ответа на этот вопрос нужно сказать, что весь комплекс глобальных проблем (и острейшая из них — экологическая) является уже сейчас и во все большей степени будет ведущим императивом для поведения человечества. Ряд крупных ученых пишут о необходимости воспитания нового человека — гомо глобалис, человека всемирного, ориентированного на решение глобальных проблем человечества. Можно привести поэтические строки А. Вознесенского, написанные около 30 лет назад: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятельностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде местностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества. Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична. Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран, В 1960 г. возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества. Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования перед ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядерного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.
Сегодня невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Невозможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных последствий. Пока антропогенная деятельность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. На этой основе возникает важнейшее понятие экологического императива, суть которого: нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным. Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества. Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества - это высшая нравственная ценность человечества. Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции. Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столетия французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного масштаба. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы.
В этой ситуации на повестку дня мирового сообщества выдвигается задача не только немедленного мира, но и союза всех сил: правых и левых, консерваторов и радикалов, науки и религии, христиан и мусульман, черных и белых и т. д. Все то, что ведет к обострению политических, национальных, религиозных, идейных и других противоречий и тем самым мешает решению глобальных проблем, должно быть решительно осуждено. Настает время для духовной революции в масштабах человечества, которая может обеспечить максимальную жизнестойкость нашей цивилизации. Речь идет ненасильственном достижении идеала простоты и умеренности в отношении потребления материальных благ при безграничности развития человеческих отношений, интеллектуальном и духовном росте. Разумеется, это возможно только при соответствующем отношении к ходу истории, к критериям исторического прогресса. Далее, надо отметить, что любой человек, как и любое сообщество людей, находится в точке пересечения трех «силовых линий» истории. Во-первых, мы все выходим из прошлого, сохраняя с ним связь, неся в себе его проблемы и противоречия. В этом смысле все мы «дети» своих предков, ушедших от нас поколений, и недаром патернализм, т. е. безусловное подчинение своей воли старшим, «отцам», составляет существенную часть крупнейших религий мира (христианство, ислам, конфуцианство). Глобальные проблемы настоящего вобрали в себя региональные и местные проблемы прошлого и достались нынешнему поколению в наследство от прошлых. Познание прошлого, свободное от конъюнктурных соображений, не только ценно само по себе, но и позволяет преодолеть тот порок человеческого мышления, о котором Гегель замечал, что единственный вывод, который можно сделать из истории народов, состоит в том, что сами народы никогда не делали выводов из своей истории. Как ни парадоксально, но люди, часто спотыкаясь на том же самом месте, на тех же исторических «ухабах» и уповая на сугубую индивидуальность каждого момента, не хотят или не могут применить исторический опыт. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоящее время значительно возросли.
Во-вторых, нынешнее поколение землян имеет уникальную возможность установления теснейших горизонтальных связей, межчеловеческого общения не только отдельных лиц, но и крупных групп людей и целых народов. Идея всечеловеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и национальная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое противопоставление «своих» и «чужих». С трудом она воспринимается и сейчас, поскольку мир продолжают раздирать острейшие противоречия и конфликты. Но тем более очевидно, что, не преодолевая этих коллизий, человечество не сможет решить глобальных проблем. По образному сравнению, нас ждут либо братские объятия, либо братские могилы. В-третьих, современное поколение не может не думать о будущих детях и внуках, которым предстоит дальше нести эстафету истории. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего наших потомков, исчерпывая невосполнимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и почву своими несовершенными технологиями, консервируя многие архаичные социальные структуры, сея семена национальной ненависти, которые будут давать всходы еще столетия. Сейчас мы проедаем будущее наших детей и в физическом, и в духовном смысле. Важно отметить, что существенный вклад в развитие этой ситуации вносит явление, которое было названо испанским философом X. Ортега-и-Гассетом «восстанием масс». Современное общество стало массовым, унифицированным, количественно большим, но качественно ущербным. Феномен отчуждения, о котором уже шла речь, привел к атомизации человека, его взаимозаменяемости, падению его ценности. Все это порождает в массах людей настроения неукорененности, нестабильности, что, в свою очередь, порождает явления тоталитаризма, исключающие нормальные пути разрешения глобальных проблем.
Становится очевидным, что для духовных революций нужны соответствующие формы демократического устройства большинства стран мира, преодоление «бегства от свободы». Перефразировав известные строки, Марина Цветаева хорошо выразила суть изменения духовной ситуации в XX в.: «Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высшие истины». Сейчас не может быть истинным то, что безнравственно, а оправдание насилия самыми благими целями и намерениями приводит в конечном итоге к торжеству насилия и зла, к самоуничтожению.
Словарь Природа - совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей (Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рассматриваемая в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы. Географическая среда - среда, включающая как естественную еду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую» природу, как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности. Социальная экология - наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его обитания. Экологический императив - это совокупность условий таких - уже недопустимых - нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человека невозможным (Моисеев Н. Н.). Коэволюция - совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы. Ноосфера - сфера разума. «С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа, планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу» (Вернадский В.И.). Ноосфера - целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.
Вопросы для контроля 1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство? 2. В чем проявляется единство природы и общества? 3. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу? 4. В чем актуальность проблемы природы и общества? 5. Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизации на жизнь людей? Позитивные и негативные моменты. 10. Что такое коэволюция? 11. Что такое ноосфера? 12. Как связан экологический императив с нравственным?
13. Как Вы понимаете знаменитые слова Галилея о том, что Бог оставил нам две книги: просто книгу (по-гречески Библию), написанную словами обычного языка, и книгу природы, написанную на языке математики? 14.Общество - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотелъ); «контроля над своими действиями» (Гоббс, Руссо). Сравните эти подходы. 15. Проследите в историко-философском аспекте, как меняется отношение людей (общества) к природе. 16. Прокомментируйте слова Ф. Бэкона «Знание - сила». Какой подход предлагается Бэконом и другими философами Нового времени по отношению к природе? 17. В чем проявляется глобальный характер проблемы взаимоотношения природы и общества? Тест
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|