Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Аттестация, обучение и повышение квалификации аудитора





Глава 1 Аттестация и лицензирование аудиторских фирм

 

Анализ отечественного законодательства об аудите позволяет утверждать, что система аттестации аудиторов в России организована с учетом зарубежного опыта и развития российского рынка аудиторских услуг.

В России аттестация аудиторов была введена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвердившим Временные правила, в соответствии с которыми все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности. Выполнение требования об аттестации является своеобразным "пропуском" в профессию аудитора.

Аттестация аудиторов в России проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Установленной формой аттестации является квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора, по итогам которого выдается квалификационный аттестат соответствующего типа из четырех установленных:

- в области общего аудита;

- аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

- аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

- в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Аттестат действует без ограничения срока.

Закон об аудите устанавливает высокие требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. К экзаменам допускаются лица:

- имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом или юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом или юридическом образовании;



- имеющие стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Минфин России через учебно-методические центры подготовки и переподготовки аудиторов следующие документы:

- заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации;

- заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

- заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется ее копия, заверенная по месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);

- свидетельство Минобразования России о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического или юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

- копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

На основе полного комплекта документов учебно-методический центр формирует списки групп претендентов на сдачу экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются в Минфин России не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и рассматриваются Минфином России в срок, не превышающий 10 дней. Учебно-методические центры получают в Минфине России списки допущенных к экзаменам претендентов не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена.

В настоящее время порядок проведения аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов регламентируется Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н.

Согласно данному документу действуют строгие правила организации и проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата соответствующего типа, которые направлены на соблюдение объективности и непредвзятого отношения к претендентам.

Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров, который ведется Минфином России.

База экзаменационных билетов и тестов формируется в соответствии с программами проведения таких экзаменов по направлениям аудита: это не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов-тестов, не менее 150 практических задач. При этом предусмотрено правило о регулярном обновлении данной базы с учетом изменений норм законодательства. Минфин России использует данную базу при формировании индивидуальных комплектов билетов и тестов для каждого учебно-методического центра.

Экзаменационная база формируется Минфином России. В ее состав помимо председателя и технического секретаря должны входить специалисты в области гражданского права, бухгалтерского учета, налогообложения юридических и физических лиц, финансов организаций, аудита. При этом в целях соблюдения объективности оценки знаний претендентов не допускается включение в ее состав представителей учебно-методического центра, в котором проводится экзамен, участников предэкзаменационной подготовки претендентов.

Квалификационный экзамен по направлениям аудита проводится один раз в месяц и состоит из двух этапов: тестирования и письменно-устной работы по экзаменационным билетам, включающим вопросы по следующим разделам программы: "Основы правового регулирования имущественных отношений", "Налогообложение юридических и физических лиц", "Финансы организаций", "Бухгалтерский учет и отчетность" и "Аудит", а также практическую задачу.

При проведении квалификационного экзамена претенденты не могут пользоваться законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи.

Результаты квалификационных экзаменов оцениваются по установленной системе баллов.

За каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов; за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 10 баллов, соответственно "хорошо" - 8 баллов, "удовлетворительно" - 6 баллов, "неудовлетворительно" - 0 баллов. За решение практической задачи дается либо 50, либо 25, либо 0 баллов. Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменно-устной работе по экзаменационным билетам не допускается.

Экзаменационная комиссия после проведения квалификационного экзамена выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами квалификационных экзаменов. при этом успешно сдавшими такой экзамен считаются претенденты, набравшие на втором экзаменационном этапе от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационных билетов не менее 42 баллов.

Итоговые протоколы экзаменационной комиссии и документы претендентов передаются в Минфин России, который в случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки, вправе назначить претенденту переэкзаменовку.

Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи экзаменов вынесено отрицательное решение, имеет право апеллировать в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Для рассмотрения апелляции указанным Советом по согласованию с Минфином России создается комиссия, которая обязана в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию рассмотреть ее в присутствии претендента.

При выявлении фактов представления в Минфин России недостоверных сведений и (или) подложных документов претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном предоставлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.

Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора".

Закон об аудите закрепил за аудиторами обязанность повышать свой профессиональный уровень. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России (п. 3 ст. 15).

Аудиторы, имеющие квалификационный аттестат одного типа, при повышении квалификации обязаны прослушать курс продолжительностью не менее 40 академических часов, а аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты двух и более типов, обязаны прослушать курс, в котором не менее 10 академических часов в год отводится каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме. По итогам проведения курсов повышения квалификации аудиторы получают документы о прохождении таких курсов.

Минфин России организует регулярные проверки правильного проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств, а также проведения повышения квалификации аудиторов, и по результатам проверки выносятся соответствующие решения. Минфин России вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

Аудитор в срок не позднее четырех лет с момента выдачи вновь оформленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата и в срок не позднее трех лет с момента выдачи квалификационного аттестата по результатам предыдущего подтверждения Минфином России прохождения аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации представляет в Минфин России оригинал такого аттестата с заявлением о подтверждении прохождения им обязательного ежегодного повышения квалификации. Он также представляет копии документов о прохождении обязательного ежегодного повышения квалификации в учебно-методический центр.

Минфин России один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора: на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата делается соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Применяемые процедуры квалификационных экзаменов аудиторов и повышения их профессионального уровня тщательно регламентированы, определены права и обязанности всех возможных участников: от претендентов на квалификационный аттестат до уполномоченного федерального органа, в функции которого входят организация системы аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности.

До момента введения в действие Закона об аудите порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регулировался Временными правилами (они не содержали требований о повышении квалификации), постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности".

В настоящее время рынок аудиторских услуг не испытывает недостатка в профессиональных субъектах. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России, за восемь лет работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тысячи аудиторов.

На данном этапе развития рыночных отношений важным представляется вопрос перехода количественного наполнения профессиональными субъектами рынка аудиторских услуг на более высокий качественный уровень аудита. Решение этого вопроса было связано не только с четкой организацией и эффективной работой системы аттестации аудиторов, но также с установлением требования об обязательном обучении и повышении квалификации аудиторов, принятием мер по организации системы повышения профессионального уровня аудиторов. Необходимость в образовательной системе аудитора элемента повышения квалификации не может вызывать сомнений: развитие рыночных отношений, появление новых видов предпринимательства, установление их правовой регламентации, изменчивость законодательства - все это может создавать для аудиторов значительные трудности при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

В этой связи представляется чрезвычайно важным закрепление правила об обязательном повышении квалификации аудиторов на уровне закона. Необходимо также определить органы, которые выполняли бы соответствующие функции по организации системы обучения и повышения квалификации аудиторов, объем их полномочий (разработка учебных программ, формы обучения, порядок проведения обучения и повышения квалификации, сроки и т.п.). Едва ли данные полномочия должны быть прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти регулирования аудиторской деятельности, призванного решать стратегические вопросы регулирования аудиторской деятельности.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.