Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Научный метод познания (Научный метод)




Предисловие

Данное учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки к государственному тестированию остаточных знаний студентов по курсу «концепции современного естествознания».

В пособие включены как тесты, разработанные авторами, так и тесты, ранее применявшиеся при государственном тестировании, а также часть тестов из некоторых учебников. Авторы решили внести их в пособие, учитывая тот факт, что банк тестов периодически обновляется и использование для тренинга уже отсутствующих тестов лишь расширит информационное поле тестирующихся студентов.

Пособие построено следующим образом.

Тематика разделов соответствует разделам Тезауруса наиболее нагруженной специальности (более 130 часов), взятого из www.fepo.ru. Из Кодификатора для каждой темы выбраны разделы «знать» и «уметь». В связи с прошедшим изменением структуры АПИМ (аттестационных педагогических измерительных материалов) поменялись названия некоторых тем, а часть из них исключена. Авторы решили, что полезнее их оставить для общего развития. Следующим пунктом авторы посчитали необходимым привести литературу, обязательную для усвоения данного раздела и успешного тестирования. Затем следует раздел тезауруса соответствующей темы. После этого следуют непосредственно тесты, ответы на которые даны в конце пособия.

В конце книги приведена необходимая литература.

Алгоритм работы с пособием:

1. Выбираем тему для ознакомления.

2. «Штудируем» указанные в рекомендуемой литературе источники.

3. Понятия, приведенные в тезаурусе, находим в литературе, изучаем и запоминаем.

4. Приступаем к тестированию, используя свои знания.

5. На листе бумаги фиксируем свои ответы на тесты данной темы (в некоторых тестах правильных ответов может быть больше одного).

6. Сверяем свои ответы с ответами в конце пособия.

7. В случае совпадения ответов переходим к освоению следующей темы.

8. В случае несовпадения ответов вновь переходим к п. 2 (т. е. работа над ошибками).

 

Данное пособие поможет не только закрепить знания, получаемые на занятиях, но и инициировать самостоятельную работу студентов, а также подготовиться к государственному тестированию.

 

Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА И
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
(Естествознание и его роль в культуре)*

Знать: предмет естествознания, математики и гуманитарных наук; процессы интеграции и дифференциации наук; отличия гуманитарно-художественной культуры от научно-технической.

Рекомендуемая литература**

Стр. Стр. Стр.
от до от до от до
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Примечания:

* В скобках приведен вариант старого названия.

** Позиция № соответствует номеру ссылки в списке литературы, приведенному в конце книги.

Тезаурус

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)

Дифференциация наук, интеграция наук

Гуманитарные науки

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Математика как язык естествознания

Биоэтика, её основные проблемы: генная инженерия, клонирование, эвтаназия

Псевдонаука как имитация научной деятельности

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных

Тесты

1. В общечеловеческой культуре современного периода естествознание и гуманитарные науки …

-: являются несовместимыми друг с другом способами освоения человеком реальности

-: чужды друг другу, каждая из составляющих обладает своей особой культурой

-: имеют массу «пограничных» проблем, решение которых приводит их к сотрудничеству друг с другом

-: не имеют общих методов познания, поэтому строго разделены.

2. Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение.

-: от искусства наука отличается своей рациональностью, использований теорий, а не образов

-: в науке, в отличие от религии, нет места предсказаниям и интуиции

-: и в научном познании, и в искусстве любое отражение предметов объективного мира одновременно выражает и ценностное отношение человека к ним

-: наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества

3. Наука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите неверное утверждение.

-: цель науки, в отличие от техники, не использование полученных знаний для преобразования мира, а его познание

-: в науке, в отличие от религии, нет места предсказаниям и интуиции

-: наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества

-: наука, в отличие от философии, стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы, требующие эмпирической проверки

4. Выберите верное высказывание о соотношении науки и других сфер культуры.

-: наука так же, как искусство, отражая объективную действительность, одновременно выражает и ценностное отношение человека к предмету

-: наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум

-: наука, в отличие от религии, исключительно рациональна, в ней нет места интуиции

-: от искусства наука отличается своей рациональностью, использованием понятий, теорий, а не образов

5. Как связаны наука и культура:

-: никак не связаны

-: культура является частью науки

-: наука является частью культуры

-: наука и культура являются элементами естествознания

6. Наука и религия – части единой культуры человечества. Выберите неверное утверждение.

-: в науке, как и в религии, предвидение, вера, опора на чувства, имеют большее значение, чем разум

-: с точки зрения науки, в явлениях природы не существует целей, намерений, мотивов, т.е. вложенного кем-то смысла

-: в науке, как и в религии, имеют место интуиция и предсказания

-: религиозное знание ниоткуда не может быть выведено, оно достигается в результате внезапного внутреннего озарения, как наитие свыше

7. Одно из данных положений в определении отношений между наукой и религией неверно.

-: наука и религия – параллельные области познания

-: научное знание и религиозная вера несовместимы, каждое новое учение уменьшает область веры

-: науку и религию нельзя резко разделить друг от друга, в настоящее время происходит их сближение и взаимодействие в формировании гуманистических ценностей

8. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой.

-: естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира

-: естественнонаучная и гуманитарная культуры противостоят друг другу

-: только естественнонаучная культура представляет истинную ценность в освоении окружающего мира

-: гуманитарная культура более значима для существования человека и общества

9. Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры.

-: культура – раздел науки

-: культура и наука не связаны друг с другом

-: культура и наука – понятия равнозначные

-: наука – раздел культуры

10. Достоянием культуры является:

-: камень на вершине скалы

-: любое природное тело, обработанное, переделанное людьми, и удовлетворяющее их потребности

-: тропический лес Южной Америки

-: содержание потребительской корзины

 

11. Особенностью классической науки являются …

 

А) механицизм 1) В, Г
Б) метафизичность 2) Б, В
В) гуманизм 3) А, Б
Г) теологизм 4) А, Г

12. Главная особенность науки – это ее …

-: регулирование со стороны идеологического руководства

-: подчиненное религиозным догмам положение

-: объективность

-: зависимость от личности исследователя

13. Наука – это …

-: способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности

-: способ познания мира

-: отрасль культуры

-: определенная система организованности

14. Современная наука направлена на решение …

-: частных узких проблем

-: проблем только из естественнонаучной области

-: проблем только из гуманитарной области

-: проблем комплексного характера, затрагивающих все человечество

15. История науки – это наука …

-: естественная

-: универсальная

-: прикладная

-: гуманитарная

16. Естествознание при изучении объектов исследования ориентировано на …

-: индивидуальное, неповторимое

-: повторяющееся, общее и универсальное

-: фрагментарное, эпизодическое

-: специальное, особое и уникальное

17. Объектом изучения в естественных науках являются(-ется):

-: духовные и культурные явления, так или иначе связанные с развитием общества

-: процессы управления в технических, живых и социальных системах, процессы связи и передачи информации

-: процессы изменения социальных объектов

-: природа с действующими независимо от человека законами, которые он пытается постичь

18. Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся из данных предшествующей. Укажите правильную последовательность:

-: биология, химия, физика

-: физика, химия, биология

-: физика, биология, химия

-: химия, биология, физика

19. В естественных науках, в отличие от гуманитарных …

-: изучаются только уникальные явления

-: изучаются, в основном, типичные, универсальные процессы

-: происходит истолкование явлений, часто далекое от рациональных знаний

-: явление изучается преимущественно с качественной, а не количественной стороны

20. Естественнонаучное знание направлено на выяснение общих закономерностей развития …

-: общества

-: культуры

-: природы

-: техники

 

21. Неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной изучают … науки.

-: гуманитарные

-: естественные

-: технические

-: социальные

22. По предметному своеобразию все научные дисциплины делятся на группы естественные, общественные, технические. Естествознание – это…

-: совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое

-: наука о телах, их движении, превращениях

-: знание о человеке как мыслящем существе

-: наука о строении и развитии нашей планеты

23. Современная физика исследует проблему …

-: происхождения мышления и сознания

-: возникновения жизни

-: сущности материи, взаимодействий и законов движения

-: целесообразности природы

24. Основой всех естественных наук является …

-: биология

-: физика

-: геология

-: химия

25. Учение, описывающее и анализирующее природные явления, появившееся в Древней Греции, стало прообразом современного естествознания, позже этим термином стали называть раздел философии в природе, называемый...

-: космология

-: космогония

-: физика

-: натурфилософия

26. Предметом исследования естественных наук являются …

-: все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности

-: общественные явления и системы, их структуры

-: возможности использования знаний о природных процессах в производственной деятельности человека

-: все доступные человеку природные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей

27. Предмет «концепции современного естествознания» представляет собой:

-: продукт историко-философского и культурологического подходов

-: знания по физике, химии, биологии и т.д.

-: продукт междисциплинарного синтеза на основе многосторонних подходов к естествознанию

28. Предметом естествознания являются:

-: процессы познания

-: факты и явления, объективно существующие в природе

-: общественные явления

-: технические комплексы

 

29. Что является предметом естествознания?

-: общественные явления, процессы и законы

-: человек, как духовное существо, как личность

-: природные процессы и законы

-: технические средства и способы преобразования природы

30. Естественные науки характеризуются …

-: упором на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов

-: совпадением объекта и субъекта познания

-: затрудненностью экспериментальных методов исследования

-: преобладанием качественных оценок

 

31. Одной из естественных наук является геология, которая представляет собой …

-: науку о горных породах, их составе, условиях их залегания, закономерностях распространения и происхождения

-: науку о внутреннем строении, физических свойствах и процессах, происходящих в геосферах

-: систему наук, изучающих природные и производственно – территориальные комплексы и их компоненты

-: комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли, об их развитии

 

32. Естествознание – это совокупность наук о …

-: наиболее простых свойствах материи

-: явлениях и законах развития природы

-: веществах, их строении, свойствах и превращениях

-: происхождении и эволюции небесных тел

 

33. Естествознание XX века характеризуется тем, что …

-: естествознание встало на математическую основу

-: формируется квантово-релятивистское представление физической реальности

-: наука встала на прочную экспериментальную основу

-: естествознание стало опираться больше на веру, чем на факты

 

34. Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку …

-: теоретической проверяемости

-: историчности

-: математичности

-: однозначности и строгости языка

 

35. Из перечисленных ниже наук не имеет отношения к естествознанию …

-: психология

-: биология

-: физика

-: астрономия

 

36. Гуманитарное знание при изучении объектов исследования ориентировано на …

-: эпизодическое, типичное

-: индивидуальное, неповторимое

-: повторяющееся, общее

-: универсальное, фрагментарное

 

37. При опросе студентов – «дистанционников» было установлено, что 80% из них считает необходимым сокращение программы курса КСЕ, опрос преподавателей показал, что 80% из них считает необходимым расширение программы курса КСЕ. Эти социологические данные …

-: дают возможность создать идеальную программу дисциплины «КСЕ»

-: не подлежит совместному анализу

-: дают возможность совместной деятельности по совершенствованию курсов КСЕ

-: дополняют друг друга

 

38. Основными функциями языка и речи являются …

-: формирование способности к пространственной ориентации

-: установление социальных связей

-: развитие памяти

-: передача информации

 

39. Особенностью гуманитарного знания, в отличие от естественнонаучного, является …

-: обязательная фальсификация и верификация данных

-: нестрогий образный язык

-: экспериментальное обоснование теоретических знаний

-: высокая степень объективности и достоверности

 

40. В гуманитарных науках, в отличие от естественных, …

-: ученый стремится к получению «чистого» знания о мире, без учета этических, эстетических и других ценностей

-: осуществляется преимущественно количественная оценка явлений

-: важно не только само знание, но и его индивидуальная оценка

-: изучаются только типичные, универсальные процессы

 

41. Для гуманитарного знания характерно (а) …

-: выражение законов в математических формулах и количественных отношениях

-: изучение исключительно типичных, универсальных процессов

-: строгая объективность

-: индивидуальная оценка явлений

 

42. Признаки и качества, не свойственные естественнонаучным знаниям, но характерные гуманитарным знаниям:

-: логичность

-: математичность

-: субъективность

-: историчность

43. В гуманитарных науках, в отличие от естественных …

-: предмет изучения всегда историчен

-: основу методологии составляют экспериментальные методы исследования

-: все законы выражаются в математических формулах и количественных отношениях

-: знание строго объективно

 

44. Верифицируемость, как основной критерий знания, характерна для … познания.

-: псевдонаучного

-: лженаучного

-: ненаучного

-: научного

 

45. Принцип, согласно которому любая теория претендует на звание научной должна быть эмпирически подтверждена – это принцип...

-: верификации

-: этический

-: антропный

-: фальсификации

 

46. Среди перечисленных к гуманитарным наукам относятся …

-: астрономия, химия

-: анатомия, физиология

-: история, филология

-: физика, биология

 

47. Примером интеграции естественных наук является …

-: эмбриология

-: биохимия

-: генетика

-: геология

 

48. Примером интеграции естественных наук является …

-: физика элементарных частиц

-: физика твердого тела

-: физика плазмы

-: биофизика

 

49. Особое место в структуре науки занимает математика, которая …

-: входит в комплекс наук о природе

-: изучает количественные отношения идеального мира

-: играет роль универсального языка науки

-: используется только естественными науками

 

 

50. Универсальная наука, методами которой пользуются физика, химия, биология, а также статистика и социология, называется …

-: философией

-: логикой

-: риторикой

-: математикой

51. Информатизация современного естествознания представляет собой …

-: объединение различных отраслей естествознания в единые научные дисциплины

-: проникновение математики в естественные науки

-: превращение компьютерной техники в одно из «творческих начал» развития естествознания

-: использование методов кибернетики в естественнонаучных исследованиях

 

52. Фундаментальные науки занимаются …

-: изучением законов развития общества

-: применением результатов фундаментальных исследований для решения практических задач

-: анализом социальной формы движения и общественного бытия

-: познания наиболее общих законов развития неорганической и органической природы

53. Прикладные науки занимаются …

-: проблемами общественно-исторической практики как основы теории познания

-: применением результатов фундаментальных исследований для решения практических задач

-: решением научно-теоретических вопросов

-: познанием основополагающих структур природы

 

54. Примером дифференциации естественных наук является …

-: физика твердого тела

-: экономическая география

-: биофизика

-: астрофизика

 

55. Ученый, имеющий узкую специализацию, очень тонко разбирающийся во всех аспектах собственной научной деятельности, но не проявляющий ни малейшего интереса к другим, и даже сопряженным наукам, представляет ценность в … научных направлениях.

-: математических

-: псевдонаучных

-: дифференцированных

-: интегрированных

 

56. Ученый, обладающий широким кругозором, разбирающийся в аспектах не только своей, но и сопряженной специализации, представляет наибольшую ценность в направлениях …

-: интегрированных

-: математических

-: дифференцированных

-: псевдонаучных

 

57. Научно-философская тематика, использующая принципы верификации и фальсификации, – связана с вопросами …

-: познаваемости мира

-: разграничения науки и псевдонауки

-: ограниченности человеческого познания

-: положения человека во Вселенной

Тема 2. Научный метод познания (Научный метод)

Знать: уровни научного познания: эмпирический, теоретический; свойства научного знания; определения (суть) методов научного познания; требования к научным гипотезам; принцип соответствия, область применимости теории.

Рекомендуемая литература

Стр. Стр. Стр.
от до от до от до
                 
                 
                 
                 

Тезаурус

Методология

Свойства научного знания: объективность, достоверность, точность,

системность

Эмпирическое и теоретическое познание

Методы научного познания: наблюдение, измерение, индукция, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, моделирование, эксперимент

Гипотеза

Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Научная теория

Область применимости теории

Принцип соответствия

 

Тесты

58. К характеристикам научного знания относится …

-: фрагментарность

-: фальсифицируемость

-: несоответствие фактам

-: бездоказательность

 

59. Свойство научного знания, связанное с постоянной проверкой полученных результатов, называется …

-: достоверностью

-: теоретичностью

-: точностью

-: системностью

 

60. Наука признаёт существование доступных разуму причинных связей, характеризует научное познание как …

-: систематическое

-: общезначимое

-: универсальное

-: рациональное

 

61. Укажите положение, которое отражает суть принципа соответствия в научном познании.

-: новые теории только тогда соответствуют объективной реальности, когда полностью отрицают старые

-: объективным закономерностям природы соответствуют только точные динамические теории

-: специальная теория относительности не отвергает механику Ньютона, а переходит в нее, когда отношение скорости тела к скорости света становится пренебрежимо малым

-: противоположные по характеру методы познания – дедукция и индукция, связаны друг с другом по принципу соответствия

62. Под объективностью научного знания понимается …

-: однозначность языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий

-: такое содержание знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта

-: невозможность получения абсолютной истины

-: возможность применения полученных знаний в производственно-практической жизни людей

63. Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания:

-: химические

-: медицинские

-: биологические

-: физические

 

64. Учение о способах и приемах определенного вида деятельности называют …

-: методологией

-: социологией

-: антропологией

-: культурологией

65. Установите соответствие между определениями метода научного познания и самим методом:

 

  определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технологических устройств А эксперимент
  активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект Б наблюдение
  чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира В измерение
    Г описание

 

66. Уровни научного познания:

-: производственный и прикладной

-: фундаментальный и практический

-: эмпирический и теоретический

-: рациональный и чувственный

 

67. Образ мышления, проявляющийся в стремлении упростить объяснение всех многообразных процессов и явлений, называется …

-: редукционизмом

-: метафизикой

-: витализмом

-: релятивизмом

 

68. Процесс научного познания начинается с …

-: выдвижения гипотезы

-: наблюдения и сбора фактов

-: постановки эксперимента

-: построения модели

 

69. Научная теория, занимающаяся проблемами поиска человеком истинных фактов бытия в целом и природы в частности, называется …

-: теорией хаоса

-: натуральной философией

-: космологией

-: теорией познания

 

70. Научным методом называется …

-: отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения

-: способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни

-: совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы

-: система приемов в любой деятельности

71. Направление в научной теории, основной тезис которой утверждает, что любое познание возможно только через разумное восприятие, называется …

-: рационализмом

-: эволюционизмом

-: эмпиризмом

-: феноменализмом

 

72. Научная теория отличается от гипотезы …

-: тем, что теория есть разновидность гипотезы

-: тем, что гипотеза есть разновидность теории

-: обоснованностью истинности

-: тем, что теория – это группа фактов, а гипотеза является правилом, по которому эти факты группируются

73. Применяя системный метод, естествознание …

-: выделяет типы материальных систем в природе, раскрывает их связи, законы их взаимодействия

-: объясняет развитие, движение всего мира как материальной системы

-: объясняет процессы случайного в природе

-: объясняет процессы закономерного в природе

 

74. К эмпирическим методам познания не относится …

-: наблюдение

-: абстрагирование

-: измерение

-: эксперимент

75. К теоретическим методам познания не относится …

-: абстрагирование

-: идеализация

-: наблюдение

-: формализация

76. Не является методом определения состоятельности или несостоятельности научных результатов …

-: дискуссия

-: рецензирование

-: экспертиза

-: оппонирование

77. Метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей, называется …

-: анализ

-: синтез

-: абстрагирование

-: формализация

78. Метод индукции состоит …

-: в расчленении единого целого на составные части

-: в ходе мыслей от простого (фактов) к сложному (теории)

-: в объединении частей в единое целое

-: в создании дедуктивно связанных между собой гипотез

 

79. Определение «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект», соответствует эмпирическому методу познания, название которого …

-: эксперимент

-: наблюдение

-: измерение

-: описание

 

80. Важнейшим элементом практики, выступающим в качестве объективного критерия истинности эмпирических и теоретических знаний, является …

-: анализ

-: наблюдение

-: синтез

-: эксперимент

81. Характерным признаком научной гипотезы является …

-: абсолютность

-: противоречие научным фактам

-: предположительность

-: непроверяемость

 

82. Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, безразлично молекулярно-кинетические свойства тел. При этом используется метод …

-: наблюдения

-: абстрагирования

-: моделирования

-: дедукции

 

83. Открытие закона всемирного тяготения на основании падения всех тел на Землю явилось примером метода …

-: дедукции

-: индукции

-: синтеза

-: анализа

 

84. Для объяснения вновь полученных фактов, которые не укладываются в рамки сложившихся законов, выдвигается …

-: гипотеза

-: метод

-: теорема

-: теория

 

85. Среди эмпирических методов познания наблюдению отводится основополагающая роль в …

-: генетике

-: экологии

-: биологии

-: астрономии

 

86. Наличие строгой последовательности действий, приводящей к определенному результату, характерно для …

-: теории

-: гипотезы

-: метода

-: концепции

 

87. Выберите верное суждение о наблюдении, как метода познания.

-: наблюдение предполагает создание особых условий, в которых изучаемый процесс максимально свободен от посторонних воздействий

-: при наблюдении природные процессы изучаются в естественных условиях с учетом воздействия факторов окружающей среды

-: в ходе наблюдения человек играет активную роль, он не случайный зритель, а сам что-то делает для получения результатов

-: наблюдение позволяет устранить побочные факторы, затрудняющие процесс исследования

 

88. В классической физике предполагалось, что измерение …

-: изменяет объект исследований

-: меняет состояние объекта, оказывая возмущающее воздействие

-: оставляет объект исследований неизменным

-: полностью разрушает исследуемый объект

 

89. Выберите верное суждение об эксперименте.

-: эксперимент предполагает создание особых условий, в которых изучаемый процесс максимально свободен от посторонних воздействий

-: в эксперименте человек играет пассивную роль, он ждет, когда природа обеспечит необходимую ситуацию

-: эксперимент – важнейший метод познания в космических исследованиях

-: в эксперименте объект не может быть поставлен в искусственные условия

 

90. Метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посылок, называется …

-: анализ

-: дедукция

-: синтез

-: индукция

 

91. В методологию натурфилософии входили …

-: использование физических и математических моделей

-: наблюдение и умозаключение

-: материализм и релятивизм

-: наблюдение и эксперимент

 

92. Метод индукции, как правило, используется при построении умозаключений путем …

-: перехода от совокупности частных знаний к общему знанию

-: распространения действия частных законов за установленные пределы областей их справедливости

-: построения аналогий с наблюдаемыми фактами

-: перехода от общего знания к частному факту

 

93. Укажите операцию, относящуюся к эмпирическому уровню научного познания.

-: абстрагирование

-: идеализация

-: систематизация фактов

-: логическое доказательство

 

94. Научному факту соответствует …

-: любой фрагмент действительности

-: любое явление природы

-: единичное событие

-: знание, достоверность которого доказана

 

95. Метод, позволяющий исследовать процессы, характерные для оригинала, в отсутствие самого оригинала, называется …

-: индукцией

-: дедукцией

-: моделированием

-: абстрагированием

 

 

96. На эмпирическом уровне познания …

-: происходит фиксация фактов

-: происходит объяснение фактов

-: происходит объяснение и обоснование внутренних признаков явлений

-: отсутствует непосредственно практическое взаимодействие с объектами познания

 

97. В научной методологии утверждение, нуждающееся в эмпирической проверке, называется …

-: теоремой

-: гипотезой

-: аксиомой

-: дилеммой

 

98. Сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам используется при …

-: описании

-: наблюдении

-: абстрагировании

-: измерении

99. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

 

  разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствие с каким-либо признаком А классификация
  активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект Б наблюдение
  процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение В эксперимент
    Г анализ

 

100. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

 

  метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик А анализ
  отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений Б синтез
  соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое В абстрагирование
    Г моделирование

 

101. Эксперимент, как метод естествознания, был развит в …

-: в XVIII веке в Европе

-: в XIX веке в Европе

-: в Древнем Египте

-: в Древней Греции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...