Тема 3. (Этика научных исследований. Псевдонаука)
знать: этические принципы научных исследований; различия между наукой и псевдонаукой; разновидности псевдонауки; понятия о биоэтике, евгенике, генной инженерии, клонировании, трансплантации, эвтаназии Рекомендуемая литература
Тезаурус Этические принципы научных исследований: - самоценность истины - исходный критицизм - свобода научного творчества - новизна научного знания - равенство ученых перед лицом истины - общедоступность истины Псевдонаука Псевдонауки: - астрология - парапсихология - уфология - биоэнергетика - девиантная наука Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - несоответствие фактам - отсутствие законов - нарушение этических норм Биоэтика Тесты 102. Этика научных исследований предполагает … -: отказ от объективной истины -: зависимость научных исследований от политических взглядов ученого -: зависимость научных исследований от религиозной ситуации в обществе -: ответственность ученого за использование результатов научных исследований 103. Одним из принципов этики научных исследований является: -: отсутствие критики идей, уже принятых научным сообществом -: самоценность истины -: предпочтение именитым ученым в вопросах научных доказательств -: полное совпадение интересов науки и общества 104. Одним из принципов этики научных исследований является: -: невосприимчивость к критике -: полное ограничение свободы научного творчества
-: новизна научного знания -: глобальный эволюционизм 105. Одним из принципов этики научных исследований является: -: отсутствие свободы выбора предмета исследования -: критика как уже принятых, так и новых идей -: отсутствие ответственности ученого за достоверность приводимых данных -: полное совпадение интересов науки и общества
106. Средоточием наиболее острых этических проблем сегодня оказывается … -: биофизика -: биомедицина -: химия высокомолекулярных соединений -: физика плазмы
107. К псевдонаукам относятся… -: астрология -: урология -: уфология -: астрономия
108. К псевдонаукам относятся… -: аналитическая химия -: нанотехнология -: парапсихология -: девиантная наука
109. Отличить псевдонауки можно по следующим признакам: -: соответствие всем фактам, а не отдельно взятым -: невосприимчивость к критике -: строгая доказательность -: фрагментарность
110. К признакам псевдонауки относятся … -: попытки обосновать религиозные верования с помощью наукообразной терминологии -: отказ от популяризации своих идей и выводов -: отсутствие ссылок на серьезные публикации в научных журналах -: следование принципам верификации и фальсификации 111. Для псевдонауки, в отличие от науки, характерны такие признаки как … -: систематичность и логическая выводимость одних знаний из других -: фиксация и предъявление строгих требований к методам познания -: фрагментарность и некритический подход к исходным данным -: осознанный контроль над процессами получения нового знания 112. Важнейшими проблемами биоэтики являются: -: эвтаназия, экология, эмансипация -: генная инженерия, клонирование, эвтаназия -: генная инженерия, биофизика, биохимия -: самоорганизация, клонирование, этикет
113. Генная инженерия – это… -: реконструкция жизнеспособных клеток из отдельных фрагментов разных клеток
-: направление в биотехнологии, основанное на извлечении генов из клеток одного организма соединении их с молекулами ДНК, способными проникать в клетки других организмов -: разработка аппаратуры для выращивания новых генов -: совокупность методов молекулярной биологии и генетики, предназначенная для создания не существующих в природе сочетаний генов
114. Отличительным признаком науки от псевдонауки является: -: некритический подход к исходным данным -: полное соблюдение этических норм -: полное соответствие наблюдаемым фактам -: системный характер
115. Отличительным признаком псевдонауки от науки является: -: полное соответствие наблюдаемым фактам -: системный характер -: фрагментарность -: восприимчивость к критике
116. Согласно программе рационального объяснения, … -: мир можно познать только художественными средствами -: в мире возможны беспричинные события -: каждое событие имеет как естественную, так и сверхъестественную причину -: мир познаваем человеческим разумом
117. Круг проблем биоэтики включает в себя... -: отношения между обществом и природой -: границу между жизнью и смертью -: снижение безработицы -: этику альтруизма – бескорыстной заботы о благе других людей
118. Укажите утверждение, относящееся к характеристикам вненаучного знания. -: не имеет собственных источников и средств познания -: имеет своим предметом только общество и человека -: появилось раньше, чем научное -: всегда противоречит научному знанию
119. Среди проблем, которыми занимается биоэтика, можно назвать: -: неприкосновенность личной жизни человека -: аспекты суррогатного материнства -: загрязнение окружающей среды -: допустимость клонирования человека
Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин Знать: понятие научной картины мира и ее отличия от научной теории и от художественного образа; названия и периодизацию основных естественнонаучных картин мира; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира; уметь: сопоставлять основные элементы исторических и современной научных картин мира (синхронически и диахронически).
Рекомендуемая литература
Тезаурус Научная (исследовательская) программа Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная Тесты 120. Научные исследовательские программы … -: отражают преемственность в развитии науки, проходящую через последовательные естественнонаучные картины мира -: помогают формулировать научные проблемы, подлежащие разрешению на текущем этапе развития познания -: позволяют предсказать последовательность будущих открытий в ходе познания человеком окружающего мира -: отражают противоречия между научными школами и, тем самым, готовят общество к научным революциям
121. Пифагор является автором крылатой фразы: «Не геометр да не войдет». Согласно учениям пифагорейской школы, основой мироустройства является … -: нравственный закон -: слово -: число -: знание
122. Разработанные в рамках пифагорейско-платоновской исследовательской программы метод построения аксиоматически-дедуктивной системы знания были использованы при … -: построении геометрии Евклида -: открытии газовых законов Бойля – Мариотта, Гей – Люссака и Шарля -: формулировке антропного принципа -: создании классической механики
123. Математическая исследовательская программа в естественных науках эффективна, поскольку … -: математика одинаково успешно описывает как логические умозаключения, так и образное, интуитивное мышление -: как догадался еще Пифагор, первичной реальностью нашего мира являются числа и числовые гармонии -: история познания многократно подтверждала сбываемость прогнозов, выводимых с помощью математических расчетов из законов природы -: язык математики позволяет строить богатые и вместе с тем точные модели природных явлений 124. Развитием атомистическойисследовательской программы является … -: обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии -: создание химического учения о составе веществ -: выяснение инвариантности физических законов относительно выбора системы отсчета -: установлением фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения
125. Атомизм Левкиппа – Демокрита был основан на следующих идеях: -: все состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц – атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте -: все состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты -: в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности -: при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы 126. Укажите примеры, иллюстрирующие развитие атомистической исследовательской программы, основанной на античных представлениях о закономерном движении атомов в пустоте. -: в классической электродинамике Максвелла электрическое и магнитное поля могут распространяться в пустоте даже в отсутствие заряженных частиц -: по современным представлениям, вакуум не является абсолютной пустотой, но заполнен виртуальными частицами -: химик Р. Бойль сравнивал корпускулы, из которых состоит вещество, с инструментами, которыми Бог приводит в движение весь мир, словно огромные часы
-: в классической механике Ньютон сформулировал законы, в соответствие с которыми материальная точка перемещается по своей траектории
127. Свое развитие континуальная исследовательская программа античности получила в … -: представлении о квантах электромагнитного поля – фотонах -: формулировании принципа близкодействия -: гелиоцентрической модели Солнечной системы, предложенной Коперником -: разработке понятия физического поля классической электродинамикой 128. Континуальная исследовательская программа исходит из представлений Аристотеля о том, что … -: движущее тело действует на движимое, не испытывая встречного воздействия с его стороны -: в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает все пространство -: Вселенная имеет форму шара, в центре которого находится Земля -: материя непрерывна и бесконечно делима
129. Континуальная программа Аристотеля основана на следующих идеях: -: истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру -: каждая вещь – соединение непрерывной бескачественной материи и некоторой формы -: в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает все пространство -: атомы и пустота – два начала мироздания, независимых друг от друга 130. Для исследовательской программы Аристотеля характерно: -: признание континуальности мироздания -: наличие экспериментального метода -: гелиоцентрическое понимание устройства мира -: признание дискретности мироздания
131. Одна из идей атомистической исследовательской программы состояла в том, что … -: атомы состоят из ядер и электронов -: все существующее состоит из дискретных частиц -: материя непрерывно и бесконечно делима -: материя заполняет все пространство, не оставляя места пустоте
132. Развитием атомистической исследовательской программы являются … -: установление фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения -: выяснение инвариантности физических законов относительно выбора систем отсчета -: создание химического учения о составе веществ -: обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии 133. Согласно представлениям атомистов Древней Греции, все тела … -: образованы мельчайшими неделимыми частицами – молекулами -: построены из молекул, которые в свою очередь, состоят из атомов -: образованы различными комбинациями неделимых атомов -: состоят из атомов, которые имеют сложное внутреннее строение 134. Укажите три основные научные программы античности:
135. Эпоха средних веков характеризовалась в Европе: -: развитием техники -: резким усилением влияния церкви на всю духовную жизнь -: закатом классической греко-римской культуры -: прогрессом науки 136. Гелиоцентрическую систему мира впервые предложил … -: Аристотель -: Аристарх Самосский -: Галилей -: Коперник 137. Особенностями естествознания античного периода были … -: абстрактность и отвлеченность -: механицизм -: теологизм -: метафизичность
138. Отличительной особенностью науки средних веков было: -: гуманистическое мировоззрение -: понимание природы как результата божественного творения -: представление о материальной первооснове всех вещей -: философское учение, сводящее все формы движения материи к механическому движению
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|