Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. (Этика научных исследований. Псевдонаука)




знать: этические принципы научных исследований; различия между наукой и псевдонаукой; разновидности псевдонауки; понятия о биоэтике, евгенике, генной инженерии, клонировании, трансплантации, эвтаназии

Рекомендуемая литература

Стр. Стр. Стр.
от до от до от до
                 
                 
                 

Тезаурус

Этические принципы научных исследований:

- самоценность истины

- исходный критицизм

- свобода научного творчества

- новизна научного знания

- равенство ученых перед лицом истины

- общедоступность истины

Псевдонаука

Псевдонауки:

- астрология

- парапсихология

- уфология

- биоэнергетика

- девиантная наука

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- несоответствие фактам

- отсутствие законов

- нарушение этических норм

Биоэтика

Тесты

102. Этика научных исследований предполагает …

-: отказ от объективной истины

-: зависимость научных исследований от политических взглядов ученого

-: зависимость научных исследований от религиозной ситуации в обществе

-: ответственность ученого за использование результатов научных исследований

103. Одним из принципов этики научных исследований является:

-: отсутствие критики идей, уже принятых научным сообществом

-: самоценность истины

-: предпочтение именитым ученым в вопросах научных доказательств

-: полное совпадение интересов науки и общества

104. Одним из принципов этики научных исследований является:

-: невосприимчивость к критике

-: полное ограничение свободы научного творчества

-: новизна научного знания

-: глобальный эволюционизм

105. Одним из принципов этики научных исследований является:

-: отсутствие свободы выбора предмета исследования

-: критика как уже принятых, так и новых идей

-: отсутствие ответственности ученого за достоверность приводимых данных

-: полное совпадение интересов науки и общества

 

106. Средоточием наиболее острых этических проблем сегодня оказывается …

-: биофизика

-: биомедицина

-: химия высокомолекулярных соединений

-: физика плазмы

 

107. К псевдонаукам относятся…

-: астрология

-: урология

-: уфология

-: астрономия

 

108. К псевдонаукам относятся…

-: аналитическая химия

-: нанотехнология

-: парапсихология

-: девиантная наука

 

109. Отличить псевдонауки можно по следующим признакам:

-: соответствие всем фактам, а не отдельно взятым

-: невосприимчивость к критике

-: строгая доказательность

-: фрагментарность

 

110. К признакам псевдонауки относятся …

-: попытки обосновать религиозные верования с помощью наукообразной терминологии

-: отказ от популяризации своих идей и выводов

-: отсутствие ссылок на серьезные публикации в научных журналах

-: следование принципам верификации и фальсификации

111. Для псевдонауки, в отличие от науки, характерны такие признаки как …

-: систематичность и логическая выводимость одних знаний из других

-: фиксация и предъявление строгих требований к методам познания

-: фрагментарность и некритический подход к исходным данным

-: осознанный контроль над процессами получения нового знания

112. Важнейшими проблемами биоэтики являются:

-: эвтаназия, экология, эмансипация

-: генная инженерия, клонирование, эвтаназия

-: генная инженерия, биофизика, биохимия

-: самоорганизация, клонирование, этикет

 

113. Генная инженерия – это…

-: реконструкция жизнеспособных клеток из отдельных фрагментов разных клеток

-: направление в биотехнологии, основанное на извлечении генов из клеток одного организма соединении их с молекулами ДНК, способными проникать в клетки других организмов

-: разработка аппаратуры для выращивания новых генов

-: совокупность методов молекулярной биологии и генетики, предназначенная для создания не существующих в природе сочетаний генов

 

114. Отличительным признаком науки от псевдонауки является:

-: некритический подход к исходным данным

-: полное соблюдение этических норм

-: полное соответствие наблюдаемым фактам

-: системный характер

 

115. Отличительным признаком псевдонауки от науки является:

-: полное соответствие наблюдаемым фактам

-: системный характер

-: фрагментарность

-: восприимчивость к критике

 

116. Согласно программе рационального объяснения, …

-: мир можно познать только художественными средствами

-: в мире возможны беспричинные события

-: каждое событие имеет как естественную, так и сверхъестественную причину

-: мир познаваем человеческим разумом

 

117. Круг проблем биоэтики включает в себя...

-: отношения между обществом и природой

-: границу между жизнью и смертью

-: снижение безработицы

-: этику альтруизма – бескорыстной заботы о благе других людей

 

118. Укажите утверждение, относящееся к характеристикам вненаучного знания.

-: не имеет собственных источников и средств познания

-: имеет своим предметом только общество и человека

-: появилось раньше, чем научное

-: всегда противоречит научному знанию

 

119. Среди проблем, которыми занимается биоэтика, можно назвать:

-: неприкосновенность личной жизни человека

-: аспекты суррогатного материнства

-: загрязнение окружающей среды

-: допустимость клонирования человека

 

Тема 4. Развитие научных исследовательских программ и картин
мира (история естествознания, тенденции развития)
(Формирование научных программ)

Знать: понятие научной картины мира и ее отличия от научной теории и от художественного образа; названия и периодизацию основных естественнонаучных картин мира; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира;

уметь: сопоставлять основные элементы исторических и современной научных картин мира (синхронически и диахронически).

Рекомендуемая литература

Стр. Стр. Стр.
от до от до от до
                 
                 
                 
                 
                 

Тезаурус

Научная (исследовательская) программа

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира

Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию)

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Натурфилософская картина мира Аристотеля

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная

Тесты

120. Научные исследовательские программы …

-: отражают преемственность в развитии науки, проходящую через последовательные естественнонаучные картины мира

-: помогают формулировать научные проблемы, подлежащие разрешению на текущем этапе развития познания

-: позволяют предсказать последовательность будущих открытий в ходе познания человеком окружающего мира

-: отражают противоречия между научными школами и, тем самым, готовят общество к научным революциям

 

121. Пифагор является автором крылатой фразы: «Не геометр да не войдет». Согласно учениям пифагорейской школы, основой мироустройства является …

-: нравственный закон

-: слово

-: число

-: знание

 

122. Разработанные в рамках пифагорейско-платоновской исследовательской программы метод построения аксиоматически-дедуктивной системы знания были использованы при …

-: построении геометрии Евклида

-: открытии газовых законов Бойля – Мариотта, Гей – Люссака и Шарля

-: формулировке антропного принципа

-: создании классической механики

 

123. Математическая исследовательская программа в естественных науках эффективна, поскольку …

-: математика одинаково успешно описывает как логические умозаключения, так и образное, интуитивное мышление

-: как догадался еще Пифагор, первичной реальностью нашего мира являются числа и числовые гармонии

-: история познания многократно подтверждала сбываемость прогнозов, выводимых с помощью математических расчетов из законов природы

-: язык математики позволяет строить богатые и вместе с тем точные модели природных явлений

124. Развитием атомистическойисследовательской программы является …

-: обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии

-: создание химического учения о составе веществ

-: выяснение инвариантности физических законов относительно выбора системы отсчета

-: установлением фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения

 

125. Атомизм Левкиппа – Демокрита был основан на следующих идеях:

-: все состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц – атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте

-: все состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты

-: в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности

-: при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы

126. Укажите примеры, иллюстрирующие развитие атомистической исследовательской программы, основанной на античных представлениях о закономерном движении атомов в пустоте.

-: в классической электродинамике Максвелла электрическое и магнитное поля могут распространяться в пустоте даже в отсутствие заряженных частиц

-: по современным представлениям, вакуум не является абсолютной пустотой, но заполнен виртуальными частицами

-: химик Р. Бойль сравнивал корпускулы, из которых состоит вещество, с инструментами, которыми Бог приводит в движение весь мир, словно огромные часы

-: в классической механике Ньютон сформулировал законы, в соответствие с которыми материальная точка перемещается по своей траектории

 

127. Свое развитие континуальная исследовательская программа античности получила в …

-: представлении о квантах электромагнитного поля – фотонах

-: формулировании принципа близкодействия

-: гелиоцентрической модели Солнечной системы, предложенной Коперником

-: разработке понятия физического поля классической электродинамикой

128. Континуальная исследовательская программа исходит из представлений Аристотеля о том, что …

-: движущее тело действует на движимое, не испытывая встречного воздействия с его стороны

-: в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает все пространство

-: Вселенная имеет форму шара, в центре которого находится Земля

-: материя непрерывна и бесконечно делима

 

129. Континуальная программа Аристотеля основана на следующих идеях:

-: истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру

-: каждая вещь – соединение непрерывной бескачественной материи и некоторой формы

-: в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает все пространство

-: атомы и пустота – два начала мироздания, независимых друг от друга

130. Для исследовательской программы Аристотеля характерно:

-: признание континуальности мироздания

-: наличие экспериментального метода

-: гелиоцентрическое понимание устройства мира

-: признание дискретности мироздания

 

131. Одна из идей атомистической исследовательской программы состояла в том, что …

-: атомы состоят из ядер и электронов

-: все существующее состоит из дискретных частиц

-: материя непрерывно и бесконечно делима

-: материя заполняет все пространство, не оставляя места пустоте

 

132. Развитием атомистической исследовательской программы являются …

-: установление фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения

-: выяснение инвариантности физических законов относительно выбора систем отсчета

-: создание химического учения о составе веществ

-: обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии

133. Согласно представлениям атомистов Древней Греции, все тела …

-: образованы мельчайшими неделимыми частицами – молекулами

-: построены из молекул, которые в свою очередь, состоят из атомов

-: образованы различными комбинациями неделимых атомов

-: состоят из атомов, которые имеют сложное внутреннее строение

134. Укажите три основные научные программы античности:

 

А - теологизм БВД
Б - математическая программа Пифагора – Платона АБД
В - программа Аристотеля АБВ
Г - гелиоцентризм Коперника ВГД
Д - атомизм Левкиппа – Демокрита АБГ

135. Эпоха средних веков характеризовалась в Европе:

-: развитием техники

-: резким усилением влияния церкви на всю духовную жизнь

-: закатом классической греко-римской культуры

-: прогрессом науки

136. Гелиоцентрическую систему мира впервые предложил …

-: Аристотель

-: Аристарх Самосский

-: Галилей

-: Коперник

137. Особенностями естествознания античного периода были …

-: абстрактность и отвлеченность

-: механицизм

-: теологизм

-: метафизичность

 

 

138. Отличительной особенностью науки средних веков было:

-: гуманистическое мировоззрение

-: понимание природы как результата божественного творения

-: представление о материальной первооснове всех вещей

-: философское учение, сводящее все формы движения материи к механическому движению

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...