Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема междисциплинарных связей модуля




 

Тема 1. Предмет, задачи и общие основы

педагогики

Цели изучения темы:

1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний об основных направлениях и отраслях развития современной педагогики в контексте мировой и отечественной культуры воспитания и образования.

2. Помочь обучающимся уяснить сущность основных категорий и понятий общей и военной педагогики.

3. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии их профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: объект, предмет, функции и задачи общей педагогики; основные отрасли общей педагогики; основные категории и понятия педагогики как науки; предмет и задачи военной педагогики как отрасли общей педагогики.

Уметь: самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые в данной теме; обосновать сущность военной педагогики как отрасли общей педагогики, ее функции и основные задачи.

Иметь представление: о месте педагогики в системе наук о человеке; педагогическом идеале и его конкретно-историческом воплощении; об основных этапах развития педагогической науки в Российской Федерации и за рубежом; о педагогической деятельности и педагогическом процессе, их структуре и особенностях.

Таблица 2

Матрица межтемных связей

Учебные вопросы темы Последующие темы Требуемый уровень обученности
тема 2  
Вопрос 1.1. Объект, предмет и основные понятия педагогики как науки    
Вопрос 1.2. Военная педагогика как отрасль общей педагогики, ее основные категории и задачи    

Граф изучения темы

 

Таблица 3

Спецификация графа темы

Учебные вопросы Номер осно-вания графа Учебные элементы. Наименование Требуемый уровень обученности
Вопрос 1.1 Объект, предмет и основные понятия педагогики как науки 1.1.1 Отличие педагогической науки от народной педагогики  
1.1.2 Объект, предмет и функции общей педагогики  
1.1.3 Основные отрасли педагогики  
1.1.4 Основные категории и понятия педагогики как науки  
1.1.4.1 Педагогический процесс  
1.1.4.2 Педагогическое взаимодействие  
1.1.4.3 Цели образования  
1.1.4.4 Содержание образования  
Вопрос 1.2. Военная педаго-гика как отрасль общей педагоги-ки, ее основные категории и зада-чи 1.2.1 Исторические корни военной педагогики  
1.2.2 Сущность военной педагогики как отрасли общей педагогики  
1.2.3 Предмет и основные функции военной педагогики  
1.2.4 Основные категории и понятия общей педагогики  
1.2.5 Задачи военной педагогики  

Лекционный этап обучения

Метод обучения: проблемная лекция.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориенти-ровку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучения вопросов темы и реализации в профес-сиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматри-вается в рамках изучения темы: педагогика как наука, ее объект, предмет, функции; отрасли педагогики; образование, его цели и содержание; обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка; педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, самообразование.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная.

Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.

Вопросы лекции:

1. Объект, предмет и основные понятия педагогики как науки.

2. Военная педагогика как отрасль общей педагогики, ее основ-ные категории и задачи.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лек-ционный этап обучения:

1. Какое место занимает педагогика в системе наук о человеке?

2. В чем заключается основное отличие народной педагогики от педагогики как науки?

3. Можно ли рассматривать военную педагогику как самостоя-тельную науку?

4. Взаимосвязь педагогики и психологии: самостоятельные науки, педагогика является производной от психологии?

Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии

Цели изучения темы:

1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний о педагогических системах и педагогических технологиях.

2. Помочь обучающимся уяснить сущность понятия военно-педагогический процесс как система.

3. Обосновать сущность, структуру и назначение педагогических технологий в реализации профессиональной деятельности будущим специалистом.

4. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: структуру и компонентный состав целостных педагогических систем; сущность военно-педагогического процесса как системы; сущность, назначение, функции, содержательную характеристику и структуру педагогической технологии.

Уметь: самостоятельно раскрыть сущность военно-педагогического процесса как системы, ее субъектов и объектов; обосновывать состав, структуру и основные функции педагогической технологии; осуществлять выбор педагогических технологий с учетом специфики жизнедеятельности подразделения; организовывать образовательный процесс и прогнозировать его результат;

Иметь представление: о сущности и содержании системного подхода к социально-педагогическим явлениям; педагогической системе профессионального образования сотрудников ФАПСИ (ФПС, МВД).

Таблица 4

Спецификация графа темы

Учебные вопросы Номер осно-вания графа Учебные элементы. Наименование Требуемый уровень обученности
Вопрос 2.1 Понятие о педагогических системах. Военно-педагогический процесс как система 2.1.1 Сущность понятия “педагогическая система”  
2.1.2 Качественное своеобразие педагогических систем  
2.1.3 Военно-педагогический процесс как система  
2.1.4 Общие цели военно-педагогического процесса  
2.1.5 Структурные компоненты военно-педагогического процесса  
2.1.5.1 Задачи военно-педагогического процесса  
2.1.5.2 Организационная структура военно-педагогического процесса  
2.1.5.3 Субъекты и объекты военно-педагогического процесса  
  Содержание образования  
Учебные вопросы Номер осно-вания графа Учебные элементы. Наименование Требуемый уровень обученности
Вопрос 2.2 Педагогическая технология: сущность, содержательная характеристика и структура 2.2.1 Сущность понятия “педаго-гическая технология”  
2.2.2 Существенные признаки педагогической технологии  
2.2.3 Основные функции педагогической технологии  

Лекционный этап обучения

Метод обучения: проблемная лекция.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориенти-ровку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучение вопросов темы и реализацию в профес-сиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: педагогическая система; военно-педаго-гический процесс как система, его основные задачи и структурные компоненты; педагогическая технология; признаки и функции педагогической технологии.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная.

Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.

Вопросы лекции:

1. Понятие о педагогических системах. Военно-педагогический процесс как система.

2. Педагогическая технология: сущность, содержательная харак-теристика и структура.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. В чем разница между педагогической и технической системами?

2. Как Вы считаете, в чем заключается качественное своеобразие педагогических систем?

3. Исходя из сущностных признаков педагогической технологии обоснуйте возможность существования технологий обучения, технологий воспитания и технологий образования?

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:

1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место педагогики в жизненном самоопределении человека, понять особенности предмета и объекта педагогики как науки.

2. Уяснить содержание понятий: педагогика, предмет и объект педагогики как науки, педагогическая деятельность, педагогический процесс и его закономерности, обучение, воспитание, образование, самовоспитание.

3. Подготовить сообщения на темы “Развитие военно-педагоги-ческой мысли в России (начало XVIII– конец XIX века) ” и “Педаго-гическая система А. С. Макаренко”.

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. В педагогической литературе встречается такая точка зрения, что все великие полководцы сначала были великими педагогами. Продумайте и обоснуйте смысл связи военной деятельности с педагогикой. В чем проявляются элементы педагогики в деятельности военного руководителя?

2. Изучив темы № 1, 2, попытайтесь самостоятельно выразить сущность и содержание системы военно-профессионального обучения и воспитания военнослужащих в современных условиях.

3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру педагогической системы воинской части. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания подчиненных.

Рекомендуемая литература

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. – М.: Из-во “Совершенство”, 1998.

2. Образцов П. И., Родных И. В., Нешков А. К., Уваров Ю. М. Основы военной педагогики: Курс лекций / Под общ. ред. П. И. Образцова. – Орел: ВИПС, 1999.

3. Гусев В. В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы / Под ред. В. В. Гусева. – Орел: ВИПС, 1996.

4. Образцов П. И., Уваров Ю. М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике. – Орел: ВИПС, 1996.

5. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. – М., 1989.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993.

7. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Семинарский этап обучения

Метод обучения: семинар.

Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач: выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по вопросам, выносимым на обсуждение, обеспечить формирование у курсантов и слушателей собственного личностно-смыслового отношения к рассматриваемым учебным вопросам, способствовать развитию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Виды создаваемых коммуникативных ситуаций: коллективная, групповая и, в отдельных случаях, диадическая.

Средства контроля: контрольные тестовые задания (три варианта), ДКИО (ЭКОП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, набор тесто-вых заданий.

Вопросы семинара:

1. Основные категории и понятия военной педагогики как науки.

2. Сущность, структура и задачи военно-педагогического процесса как единой системы.

План проведения семинарского занятия

Вступительная часть

Действия преподавателя Действия обучающихся
Проверяет наличие личного состава и подготовленность его к проведению занятия Доводит до обучающихся тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их рассмотрения Назначает группу экспертов, которые по итогам занятия должны сделать свое заключение о степени индивидуальной подготовленности обучающихся к семинарскому занятию, инструктирует их Дежурный докладывает о наличии личного состава, а старший группы –о его подготовленности к занятиям Делают соответствующие пометки в конспекте Занимают отведенное им место и фиксируют качество ответов каждого обучающегося

Основная часть

Действия преподавателя Действия обучающихся
Вопросы для дискуссии: – Что такое педагогика, наука или искусство? – Что является объектом и предметом педагогики как науки? – Какие закономерности педагоги-ческого процесса Вы знаете? – Какие отрасли общей педагогики существуют? – Раскройте основные функции и задачи общей педагогики – Что изучает военная педагогика (предмет, функции и задачи)? – Обоснуйте сущность и основные функции ведущих категорий военной педагогики: обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка) Приступает к рассмотрению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения. Осуществляет фронтальный опрос обучающихся с целью выяснить, насколько глубоко усвоены ими ключевые категории и понятия темы Вопросы для дискуссии: – В чем заключается сущность военно-педагогического процесса как системы? – Обоснуйте организационную структуру военно-педагогического процесса – Раскройте сущность следующих основных компонентов военно-педа-гогического процесса: объекты и субъекты, цели), задачи, принципы, содержание, организация, методы, формы и средства Письменно отвечают на вопросы заданий, выбирая из предложенных ответов правильные Слушают сообщение, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему Отвечают на вопросы преподавателя, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии

Заключительная часть

Действия преподавателя Действия обучающихся
Предоставляет возможность экспертам оценить результаты индивидуального участия курсантов и слушателей в обсуждении воп-росов, выносимых на семинар Оценивает результаты работы экспертов Подводит общие итоги семинарского занятия, достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого обучающегося (соглашаясь или не соглашаясь с мнением экспертов), указывает на имеющиеся недостатки, выставляет оценки в журнал. Дает рекомендации по самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки обучающихся к рассмотрению следующей Слушают выступление экспертов и оценку их работы преподавателем     Слушают преподавателя, делают пометки в конспекте

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...