Схема междисциплинарных связей модуля
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Тема 1. Предмет, задачи и общие основы педагогики Цели изучения темы: 1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний об основных направлениях и отраслях развития современной педагогики в контексте мировой и отечественной культуры воспитания и образования. 2. Помочь обучающимся уяснить сущность основных категорий и понятий общей и военной педагогики. 3. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии их профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных. В результате изучения темы обучающиеся должны: Знать: объект, предмет, функции и задачи общей педагогики; основные отрасли общей педагогики; основные категории и понятия педагогики как науки; предмет и задачи военной педагогики как отрасли общей педагогики. Уметь: самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые в данной теме; обосновать сущность военной педагогики как отрасли общей педагогики, ее функции и основные задачи. Иметь представление: о месте педагогики в системе наук о человеке; педагогическом идеале и его конкретно-историческом воплощении; об основных этапах развития педагогической науки в Российской Федерации и за рубежом; о педагогической деятельности и педагогическом процессе, их структуре и особенностях. Таблица 2 Матрица межтемных связей
Граф изучения темы
Таблица 3 Спецификация графа темы
Лекционный этап обучения Метод обучения: проблемная лекция. Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориенти-ровку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучения вопросов темы и реализации в профес-сиональной деятельности полученных знаний. Семантические единицы, усвоение которых предусматри-вается в рамках изучения темы: педагогика как наука, ее объект, предмет, функции; отрасли педагогики; образование, его цели и содержание; обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка; педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, самообразование. Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная. Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП). Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.
Вопросы лекции: 1. Объект, предмет и основные понятия педагогики как науки. 2. Военная педагогика как отрасль общей педагогики, ее основ-ные категории и задачи. Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лек-ционный этап обучения: 1. Какое место занимает педагогика в системе наук о человеке? 2. В чем заключается основное отличие народной педагогики от педагогики как науки? 3. Можно ли рассматривать военную педагогику как самостоя-тельную науку? 4. Взаимосвязь педагогики и психологии: самостоятельные науки, педагогика является производной от психологии? Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии Цели изучения темы: 1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний о педагогических системах и педагогических технологиях. 2. Помочь обучающимся уяснить сущность понятия военно-педагогический процесс как система. 3. Обосновать сущность, структуру и назначение педагогических технологий в реализации профессиональной деятельности будущим специалистом. 4. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных. В результате изучения темы обучающиеся должны: Знать: структуру и компонентный состав целостных педагогических систем; сущность военно-педагогического процесса как системы; сущность, назначение, функции, содержательную характеристику и структуру педагогической технологии. Уметь: самостоятельно раскрыть сущность военно-педагогического процесса как системы, ее субъектов и объектов; обосновывать состав, структуру и основные функции педагогической технологии; осуществлять выбор педагогических технологий с учетом специфики жизнедеятельности подразделения; организовывать образовательный процесс и прогнозировать его результат; Иметь представление: о сущности и содержании системного подхода к социально-педагогическим явлениям; педагогической системе профессионального образования сотрудников ФАПСИ (ФПС, МВД). Таблица 4 Спецификация графа темы
Лекционный этап обучения
Метод обучения: проблемная лекция. Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориенти-ровку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучение вопросов темы и реализацию в профес-сиональной деятельности полученных знаний. Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: педагогическая система; военно-педаго-гический процесс как система, его основные задачи и структурные компоненты; педагогическая технология; признаки и функции педагогической технологии. Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная. Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП). Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран. Вопросы лекции: 1. Понятие о педагогических системах. Военно-педагогический процесс как система.
2. Педагогическая технология: сущность, содержательная харак-теристика и структура. Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения: 1. В чем разница между педагогической и технической системами? 2. Как Вы считаете, в чем заключается качественное своеобразие педагогических систем? 3. Исходя из сущностных признаков педагогической технологии обоснуйте возможность существования технологий обучения, технологий воспитания и технологий образования? Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару: 1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место педагогики в жизненном самоопределении человека, понять особенности предмета и объекта педагогики как науки. 2. Уяснить содержание понятий: педагогика, предмет и объект педагогики как науки, педагогическая деятельность, педагогический процесс и его закономерности, обучение, воспитание, образование, самовоспитание. 3. Подготовить сообщения на темы “Развитие военно-педагоги-ческой мысли в России (начало XVIII– конец XIX века) ” и “Педаго-гическая система А. С. Макаренко”. Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию: 1. В педагогической литературе встречается такая точка зрения, что все великие полководцы сначала были великими педагогами. Продумайте и обоснуйте смысл связи военной деятельности с педагогикой. В чем проявляются элементы педагогики в деятельности военного руководителя? 2. Изучив темы № 1, 2, попытайтесь самостоятельно выразить сущность и содержание системы военно-профессионального обучения и воспитания военнослужащих в современных условиях. 3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру педагогической системы воинской части. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания подчиненных. Рекомендуемая литература 1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. – М.: Из-во “Совершенство”, 1998. 2. Образцов П. И., Родных И. В., Нешков А. К., Уваров Ю. М. Основы военной педагогики: Курс лекций / Под общ. ред. П. И. Образцова. – Орел: ВИПС, 1999. 3. Гусев В. В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы / Под ред. В. В. Гусева. – Орел: ВИПС, 1996. 4. Образцов П. И., Уваров Ю. М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике. – Орел: ВИПС, 1996. 5. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. – М., 1989. 6. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993.
7. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. Семинарский этап обучения Метод обучения: семинар. Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач: выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по вопросам, выносимым на обсуждение, обеспечить формирование у курсантов и слушателей собственного личностно-смыслового отношения к рассматриваемым учебным вопросам, способствовать развитию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности. Виды создаваемых коммуникативных ситуаций: коллективная, групповая и, в отдельных случаях, диадическая. Средства контроля: контрольные тестовые задания (три варианта), ДКИО (ЭКОП). Материальное обеспечение: выставка литературы, набор тесто-вых заданий. Вопросы семинара: 1. Основные категории и понятия военной педагогики как науки. 2. Сущность, структура и задачи военно-педагогического процесса как единой системы. План проведения семинарского занятия Вступительная часть
Основная часть
Заключительная часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|