Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.




Специальность

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности

специализация № 1 «Уголовно-правовая», специализация № 2 «Государственно-правовая», специализация № 3 «Гражданско-правовая»;

 

Присваиваемая квалификация (степень)

«специалист»

 

 

Форма обучения

Очная

 

Челябинск 2012

 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины  
1.1. Вводная часть  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины  
1.3. Рабочая учебная программа  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля  
1.3.2. Лекции  
1.3.3. Практические занятия  
1.3.4. Самостоятельная работа студентов  
1.4. Список литературы  
1.5. Электронная коллекция  
1.6. Набор видео и аудио материалов  
2. Методические рекомендации преподавателю  
3. Методические рекомендации студенту  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы  
5. Фонды оценочных средств  
6. Словарь основных терминов  
7. Словарь основных риторических фигур  
8. Комплекс упражнений речевой гимнастики  

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста.

Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов.

Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

· сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,

· представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,

· дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,

· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.),

· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,

· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

· раскрыть специфику судебной риторики.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании.

Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности, так как они формируют речевую деятельность студента.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Иметь представление:

· об основных этапах становления риторики как науки;

· о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и

· современности;

· о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности;

· об основах эристики как полемического искусства;

· о сущности русского риторического идеала.

Знать:

· жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных);

· историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи;

· основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор;

· логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства;

· требования, предъявляемые к речи следователя;

· условия эффективной речевой коммуникации;

· способы убеждения в различных ситуациях делового общения;

· правила речевого этикета.

Уметь:

· осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых

актах;

· находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению;

· словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты,

правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;

· эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного

выступления и в ситуациях межличностного общения;

· взаимодействовать с аудиторией различного типа;

· строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций;

· давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников;

· владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения

в полемике;

· корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в

различных коммуникативных ситуациях;

· распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него.

Иметь навыки:

· составления и редактирования текста речи;

· публичного выступления перед аудиторией;

· эффективного использования невербальных средств общения;

· отбора аргументов при отстаивании собственной позиции;

· ведения публичной дискуссии;

  • анализа и самоанализа речевого поведения;

Дисциплина способствует формированию компетенций:

а) общекультурных компетенций (ОК), определяемых ООП ВПО по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности

- способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК - 14).

 

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

общий объем часов 72 в том числе:

- лекции - 18 часов;

- практические занятия - 18 часов;

- самостоятельная работа – 36 часов.

Форма контроля - зачет

Семестр - 1.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.

Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по-

нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о

красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как

науки. Классическая риторика и неориторика.

Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...