Основы ораторского мастерства
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 А. Теоретические вопросы: 1. Основные понятия теории ораторского искусства. Подготовка к выступлениям, способы подготовки к публичному выступлению. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. 2. Форма и композиция выступления. 3. Оратор и аудитория. Б. Практические задания: Б.1. Подготовить реферат: 1. Аудитория как главное звено риторики. Риторика как управление поведением адресата. Б.2. Подготовить реферат монографии на выбор 1. Александров Д.Н. Основы ораторского мастерства или в погоне за Цицероном: учебн. пособие. М., Флинта, Наука. 2003. 2. Далецкий Чеслав. Риторика: Заговори, и я скажу кто ты: Учебн. пос.-М.: Омега-Л; Высшая школа, 2003.
Литература: 1. Введенская Л. А. Риторика для юристов. Ростов н/Д., 2009. 2. Бояринцева Г. С. Культура речи юриста. Саранск, 1987. 3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебн.пос.-М.: Юристъ, 2002. 4. Петров О. В. Риторика: учебн. пособие для студентов юридических вузов. М., 2009.
1.3.4. Лабораторные работы Не предусмотрены учебным планом.
1.3.5. Самостоятельная работа студентов Таблица 5 — Тема, объем и литература для СРС
1.4. Список литературы а) основная литература: 1. Введенская Л. А. Риторика для юристов: учебн. пособие. Ростов- на - Дону., 2009. 2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи. Ростов- на - Дону., 2009. 3. Волков А.А. Основы риторики: Учебн. пос. для вузов.-2-е изд.-М.: 2005. 4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник.-М: Инфра-М, 2005 (Высшее образование). 5. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2007. 6. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учебн.пос.-М.: Фаир-Пресс, 2003. 7. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Учебн.пос. для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004. 8. Петров О. В. Риторика: учебн. пособие для студентов юридических вузов. М., 2009.
9. Хазагеров Г. Г. Риторика для делового человека: учебн. пособие. М., 2009. 10. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2007. 11. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебн.пос. для студентов вузов.- 2-е изд. исправ. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. б) дополнительная литература 12. Александров Д. Н. Логика. Риторика. Этика: учебн. пособие. М., 2002. 13. Александров Д.Н. Самоучитель красноречия.- М.: Фаир-Пресс, 2002. 14. Александров Д.Н. Основы ораторского мастерства или в погоне за Цицероном: учебн. пособие. М., Флинта, Наука. 2003.
17. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебн. пособие. Минск, 2005. 18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М. – Спб., 1997. 19. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000. 20. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001. 21. Бояринцева Г. С. Культура речи юриста. Саранск, 1987. 22. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005. 23. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001. 24. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 25. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 2001 (и др. изд.). 26. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
32. Ивин А. А. Теория аргументации: учебн. пособие. М., 2000 (и др. изд.). 33. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебн.пос. для вузов.-М.:изд-во «Приор», 2001. 34. Кузин Ф. Культура делового общения. М., 2000.
35. Кузнецов М, Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М., 2001.
36. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. М., 2002. 37. Клюев Е. В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуция: учебн. пособие для вузов. М., 1999 (и др. изд.) 38. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: учебн. пособие для вузов. М., 2000.
41. Крюков Р. В. Риторика: конспект лекций. М., 2007. 42. Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 2006.
45. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003. 46. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. 47. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М., 2001. 48. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999. 49. Порубов Н. И. Риторика: учебн. пособие. 2-е изд. Минск, 2004. 50. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2005. 51. Пиз Аллан. Язык разговора. М, 2001. 52. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992. 53. Русская риторика. Хрестоматия. М., 2006. 54. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1980. 55. Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде. Тула, 2000 (и др. издания). 56. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Спб, 2002. 57. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992. 58. Стернин И.А. Риторика в объяснениях и упражнениях. Борисоглебск, 2000. 59. Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002. 60. Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996. 61. Тарасова И.Б. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М., 1992. 62. Филиппов А. В., Романова Н. Н. Риторика: Понятия и упражнения. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.
64. Фишер Р., Юри У., Патон Б. Гарвардский метод или переговоры без поражения. М.. 2008. 65. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов н/Д., 2004. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).
66. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. 67. Шатин Ю. В. Искусство переговоров. М., 2002. 68. Шейнов В. П. Риторика. Минск, 2007. 69. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебн. пособие для вузов. М., 2007. 70. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы. М., 2006. 71. Юрии У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 2004. в) Справочная литература: 72. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994. 73. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.-М.: Олма-Пресс, 2005. 74. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: около 40000 слов. – М.2009. 75. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 76. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2000.
1.5. Электронная коллекция. Конспекты лекций преподавателя по каждой теме.
1.6. Набор видео и аудио материалов. 1. Гандакас Р. Учимся выступать публично: Видеокурс, 2005г. (виртуальный тренинг с общим хронометражом 130 минут; фильм записан в формате DVD и может воспроизводится на DVD- плеере или компьютере.) 2. Гандакас Р. Камасутра для оратора: Аудиокнига. – М.: издательство «Олимп-бизнес»,, 2005 (аудиокнига записана в формате МП3, продолжительность записи-4 часа) 3. Попов Д., Толмачев Н. Супер память (методы запоминания): Видеокассета- М.:»Эврика фильм», 2005 г. 4. Видеорепетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. ООО «Уральский электронный завод», 2005 г. (3123 тестовых задания).
2. Методические рекомендации преподавателю. Дисциплина «Риторика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Она преподается студентам первого курса, имеющим опыт учебной коммуникации только в рамках средней общеобразовательной школы. Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом. Как на лекциях, так и при проведении практических занятий предполагается использование интерактивных технологий обучения. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.
В процессе преподавания дисциплины «Юридическая риторика» используются такие методы: активная (проблемная) лекция; лекция-визуализация; деловая игра (темы № 5, 6); дискуссия (тема № 12); тренинг (темы № 10, 11, 13); анализ конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность – в процессе каждого практического занятия. Отбор теоретического и практического материала производится в соответствии с профессиональными запросами обучаемых: стратегия и тактика речевого поведения в зависимости от целей и условий профессиональной коммуникации, формирование гибкости речевого поведения в зависимости от типа аудитории — собеседника. В качестве иллюстрационного материала используются тексты и видеофрагменты выступлений современных российских государственных и политических деятелей, юристов. При проведении лекций рекомендуется использовать приемы диалогизации речи, взаимодействия с аудиторией при помощи проблемных вопросов, ситуационного анализа. Включение видеоматериалов (фрагментов телевизионных передач, эпизодов художественных фильмов) позволит усилить эффект наглядности. Практическое занятие состоит из нескольких учебных модулей: А. Теоретические вопросы; Б. Практические задания, где происходит обсуждение и оценка риторической техники по схеме, предложенной в разделе «Самостоятельная работа студентов»; В) речевой тренинг. При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов целесообразно подчеркнуть положительные черты индивидуального стиля речи, дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию техники публичного выступления. Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дисциплины. К практическому занятию каждый студент выполняет домашнее задание: разрабатывает развернутый план устного выступления по избранной им теме и готовится к его защите в студенческой аудитории. В отличие от других, студенты очной формы обучения в обязательном порядке должны выступить с публичной речью на одном из практических занятий (по согласованию с преподавателем), с последующим обстоятельным риторическим анализом итогов выступления в учебной группе. При этом преподаватель должен по «свежим следам» дать студенту конкретные рекомендации по совершенствованию своего ораторского мастерства, последующей самостоятельной работе над изучением дисциплины. В инициативном порядке студенты могут подготовить реферат и выступить с ним на практическом занятии. Желательно предварительно представить текст реферата преподавателю для ознакомления. Лекции нацелены на систематизацию основных научных знаний по дисциплине. Для студентов заочной формы обучения они должны носить в значительной мере организационно-методический, установочный характер. В целом преподавание дисциплины должно иметь четко выраженную практическую направленность. Значительная часть времени выделяется на формирование коммуникативно-речевых навыков студентов. В этих целях на практических занятиях и семинаре заслушиваются и обсуждаются планы - конспекты публичных выступлений, решаются риторические задачи, выполняются упражнения по развитию у обучаемых ораторского голоса, навыков правильной жестикуляции и мимики, поиска оптимальной позы при произнесении ораторской речи, выбора приемлемого стиля публичного выступления. В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить основную и дополнительную литературу по дисциплине, проработать тесты для самостоятельного контроля знаний. Особое внимание студентам следует уделить постоянной работе по развитию у себя навыков и умений устной речи. С этой целью каждым студентом должны широко использоваться выступления на практических занятиях в университете по всем учебным дисциплинам, практические выступления перед различными аудиториями. В процессе преподавания и изучения дисциплины целесообразно использовать текущий, предварительный и итоговый контроль над успеваемостью студентов. Текущий контроль присутствия студентов на лекциях и уровня усвоения их содержания может осуществляться посредством сбора и анализа сформулированных ими в письменном виде проблемных вопросов. В начале лекции ставится задание: сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемного характера, по поводу освещенного в ней материала, поставленных на занятии научных проблем, изложенных концепций. Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения учебного материала. Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дискуссии дают достаточное основание для суждений о степени овладения содержанием учебной дисциплины и успешности продвижения студентов к намеченному результату. В целях усиления текущего контроля над успеваемостью обучаемых целесообразно проведение контрольных летучек по пройденному материалу на практических занятиях. Одной из дополнительных форм текущего контроля могут быть индивидуальные собеседования консультативного характера, проводимые со студентами, испытывающими затруднения в усвоении дисциплины или по инициативе преподавателя не вполне удовлетворенного участием студентов в учебном процессе. Предварительный контроль качества усвоения дисциплины студентами осуществляется на последнем практическом занятии перед зачетом, где студенты выступают с устной речью разных жанров. По его итогам преподаватель дает предварительную оценку знаниям, навыкам и умениям слушателей по дисциплине. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в устной форме по вопросам зачета, представленным в настоящем учебно-методическом комплексе. Зачет может проводиться в форме их обсуждения студентами по указанию преподавателя или по заранее подготовленным вопросам. В исключительных случаях (при наличии большого количества студентов в аудитории), по согласованию с управлением образовательной политики университета, зачет разрешается проводить в письменной форме с использованием тестов. 3. Методические рекомендации студенту Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Юридическая риторика» является самостоятельная работа. Чтение вслух, артикуляционная и дыхательная гимнастика помогут улучшить технику речи. Просмотр новостных программ ТВ, анализ периодической печати обеспечат актуальным и злободневным практическим материалом, позволяющим критически оценивать приемы воздействия на читателя (слушателя). В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре. При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо проработать рекомендованную преподавателем литературу и выполнить предложенные задания в разделе Б плана практических занятий. Для студентов, обучающихся по заочной форме, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы. Особое внимание следует обратить на подготовку к зачету, поскольку отчетной формой по изучению дисциплины является составление устной речи разных жанров и выступление перед аудиторией (группой). При этом оценивается соответствие жанровым особенностям, наличие удачно примененных риторических приемов, потенциал взаимодействия с аудиторией. Самостоятельную работу по освоению дисциплины целесообразно начинать с изучения настоящего УМК, который содержит рабочую учебную программу по дисциплине, основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов, с ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить соответствующий материал в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы, данных в ходе установочных занятий. Для написания зачетной публичной речи следует воспользоваться материалами из раздела 5 (5.3.) настоящего УМК. Студентам предложены три варианта: Вариант 1. Написать текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности». Вариант 2. Подготовить публичную речь для зачета. Вариант 3. Проанализировать публичную речь (фрагмент — 1,5 стр.), используя приведенный ниже примерный план. Подготовка реферата (от лат. “referre”: докладывать, сообщать) монографии: освоение курса предполагает написание реферата монографии из списка рекомендованной научной литературы. Студенты должны знать, что реферат – это текст, представляющий собой продукт реферирования – сжатого изложения содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др.) Излагать можно целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе. Необходимые требования для студента: научиться выбирать из авторского текста суть. Понять, как исследователь следует выбранной теории и методу, как выстраивает логику своего текста, и точно воспроизвести эту логику в реферате. Объем реферата не более 10 страниц. Требования к оформлению реферата стандартные. Кроме того, студент должен написать реферат на одну из предложенных тем. Реферат, как краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких библиографических источниках, требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить анализ изучаемого материала, делать практические выводы, находить темы для возможных дискуссий. Учебный реферат является частным случаем научного реферата, составляемого: · с вспомогательной целью: компактизация некоторого текстуального материала для удобства использования его в исследовательской работе; · с исследовательской целью: выборка информации по исследуемой теме из некоторого текстуального материала. Научный реферат, традиционно выступающий частью исследовательского процесса, характеризуется большей или меньшей новационностью (получение нового знания). Учебный реферат не ориентирован на новационность, последующее использование его научной общественностью, но выступает самодостаточным произведением, выполняемым преимущественно с тренинговой целью: формирует научно-текстуальную грамотность, развивает логико-конструктивную способность мышления, его скорость, информационную базу у студента. В связи с этим, учебный реферат призван четко решать стоящую перед ним задачу: раскрытие темы реферата через изложение основных идей, тезисов, сюжетов реферируемых текстов; выполняться в соответствии с установленными правилами. Оформление реферата Ориентировочный объем реферата – 15-20 страниц. Объем реферата – не самоцель, но воплощение успешно выполненной работы, т. е. полноценно раскрытой темы реферата. Студенту не следует "гнаться за объемом" составляемого им реферата, прибегать к обширным описаниям, но, имеет смысл стремиться к тщательной "фильтрации", компактизации, иерархизации своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц. Текст реферата выполняется: посредством компьютера: 14 кеглем с одинарным интервалом; Титульный лист реферата включает в себя следующую необходимую информацию: название учебного заведения; название факультета; название кафедры; название (тему) реферата; ФИО автора; номер группы; ФИО, должность проверяющего; место и год издания.
Тема реферата. Работа над рефератом начинается с выбора студентом темы реферата – "вектора", задающего направление работы над рефератом, тезиса, который должен быть раскрыт содержанием реферата. Например: «Искусство ли риторика?» или «Риторика похвалы». Для того чтобы тема реферата не воспринималась формальной, студенту имеет смысл в процессе освоения материала курса найти в нем моменты, вызывающие у него наибольший интерес, связать с ними тему своего реферата. При выборе темы реферата возможны два варианта: - выбор темы из заданного перечня тем для самостоятельного освоения; - самостоятельный выбор темы: в этом случае студенту следует согласовать тему с преподавателем.
Содержание реферата. ПЛАН реферата включает в себя Введение. Основную часть. Заключение. В основной части можно выделить несколько параграфов, в зависимости от содержания темы. Затем необходимо составить список использованной литературы, в который включается не менее пяти наименований, расположенных в алфавитном порядке. Все виды учебной работы выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения.
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы Общие критерии оценки знаний студентов следующие: · Посещение студентом всех занятий и активное в них участие. · Работа студентов на практических занятиях оценивается с точки зрения инициативности, степени участия в групповой работе и ее презентации, постановки и поиска ответов на проблемные вопросы. · Выполнение реферата по одной из предложенных тем. Учитываются презентационные навыки студента, контакт с аудиторией. Чтение с листа не представляет интереса в качестве сообщения. · Подготовка реферата монографии (студенты готовят реферат монографии из списка рекомендованной литературы или заявленный студентом). · Составление устной речи разных жанров и выступление перед аудиторией (группой). Итоговый контроль знаний: Зачтено – выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, выступившему с речью на итоговом занятии. Не зачтено - с тудент не получает зачет, если в течение семестра не выполнил вышеизложенные требования.
5. Фонды оценочных средств
5.1. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 3. Риторика и демократия. 4. Риторика как метанаука. 5. Историческая судьба риторики как науки. 6. Особенности современного красноречия. 7. Проблемы общения в неориторике. 8. Искусство ли риторика? 9. Аудитория как главное звено риторики. Риторика как управление поведением адресата. 10. Понятие технологии. Информационная технология. Коммуникативная технология. 11. Имиджсоставляющий фактор в риторике. Методики формирования имиджа. 12. Риторика харизматической личности. 13. Виды подготовки к выступлению, их преимущества и недостатки. 14. Психолого-риторические особенности успешного публичного выступления. 15. Выразительные средства речи: фигуры, тропы, поэтический материал. 16. Софистика, софисты, софизмы. 17. Два риторических направления Древней Греции. 18. Учение Сократа. 19. Риторические труды Платона. 20. «Поэтами рождаются, ораторами становятся» (Цицерон). 21. Эристика в античности. 22. Риторический идеал эпохи Возрождения. 23. Риторические идеи эпохи Просвещения. 24. Агитационное и митинговое красноречие времён Французской революции. 25. «Краткое руководство к красноречию…» М.В. Ломоносова. 26. Судебное красноречие в античности. 27. Ораторское искусство А.Ф. Кони. 28. Ф.Н. Плевако – выдающийся судебный оратор XIX века. 29. «Искусство речи на суде» П. Сергеича. 30. Выдающиеся судебные ораторы современности. 31. Конфликтология об общении. 32. Риторические проблемы лингвоэтологии. 33. «Цветы красноречия». 34. Гендерный аспект общения. 35. Черная риторика. 36. Манипулятивная риторика. 37. Субординационное общение. 38. Деловое общение. 39. Выступление перед телекамерой. 40. Как давать интервью. 41. Особенности общения с аудиториями разных видов. 42. Как устанавливать контакт с собеседником. 43. Язык мой – враг мой (проблема речевой агрессии). 44. Язык поз, мимики, жестов. 45. Русский речевой этикет. 46. Традиции судебных прений. 47. Искусство слушания в юридической практике. 48. Логический аспект спора. 49. Поведенческий аспект спора. 50. Самые яркие выступления в судебных процессах современности. 51. «Забытые» приемы российской адвокатуры и применимость американского опыта. 52. PR-сопровождение судебного процесса. Основные особенности эффективного взаимодействия с прессой в ходе разбирательства.
5.2. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ 1. Предмет, структура, содержание риторики как науки. 2. Сила слова и особенности современного красноречия. 3. Историческая судьба риторики как науки. 4. Риторика как искусство. 5. Афористика о красноречии, убеждении, качествах речи. 6. Основные этапы подготовки публичной речи (риторический канон). 7. Риторические категории убеждения (логос, пафос, этос). 8. Черты русского риторического идеала. 9. Софисты как родоначальники ораторского искусства. 10. Риторический идеал Сократа и Платона. 11. Аристотель и его теория красноречия. 12. Демосфен как выдающийся оратор Древней Греции. 13. Риторический идеал Цицерона. 14. «Риторические наставления» Квинтилиана. 15. Развитие риторики в Европе в Средние века. 16. Риторика в Европе в эпоху Возрождения. 17. Смена риторических идеалов в Новое время. 18. История риторики в России. 19. Принципы классификации родов красноречия. 20. Академическое красноречие. 21. Ораторское мастерство одного из российских учёных. 22. Социально-политическое красноречие. 23. Риторический портрет одного из политических деятелей. 24. Социально-бытовое красноречие. 25. Характеристика приветственных, прощальных, торжественных речей. 26. Духовное красноречие; гомилетика. 27. История судебного красноречия в античности. 28. Расцвет русского судебного красноречия. 29. Ораторское мастерство одного из судебных деятелей России. 30. Профессиональная сфера общения следователя. 31. Коммуникативные умения и навыки следователя. 32. Общение в юридической практике как разновидность делового общения. 33. Деловой и речевой этикет следователя. 34. Понятие о речевой деятельности. 35. Условия эффективной речевой коммуникации. 36. Принципы общения Грайса. 37. Качества воздействующей речи. 38. Невербальные средства общения. 39. Речевое поведение следователя во время беседы. 40. Типы собеседников, особенности общения с ними. 41. Речевое поведение следователя во время консультации. 42. Речевое поведение следователя во время опроса (допроса). 43. Речевое поведение следователя во время совещания. 44. Речевое поведение следователя в процессе деловых переговоров. 45. Речевое поведение следователя в телефонном общении. 46. Назначение и отличительные черты судебной речи. 47. Соотношение форм монологической и диалогической речи в судеб- ных выступлениях. 48. Стилистическая характеристика судебной речи. 49. Характеристика обвинительной речи. 50. Характеристика защитительной речи. 51. Структура доказательства в судебной речи. 52. Аргументация в судебной речи. 53. Логические приёмы убеждения. 54. Психологические приёмы убеждения. 55. Приёмы опровержения в судебной речи. 56. Композиция судебной речи. 57. Роль вступления и заключения в судебной речи. 58. Психологические основы судебного красноречия. 59. Этико-эстетические основы судебного красноречия. 60. Требования к поведению судебного оратора.
5.3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1. Написать текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности». 1. Выбрать вид красноречия. 2. Представить аудиторию: возраст, профессия, социальный статус и пр. 3. Сформулировать цель выступления в зависимости от жанра: торжественная, траурная, гневная, обличительная, поздравительная, хвалебная и пр. 4. Подготовить содержание речи. 4.1. Вспомнить историко-культурные условия, в которых формировалась личность. 4.2. Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие: а) становление характера; б) выбор жизненного пути. 4.3. Вспомнить наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории, судьбе народов и стран, практическую деятельность персоны. 4.4. Выбрать яркие высказывания соратников и противников, характеризующие мировоззрение личности. 4.5. Выбрать высказывание личности о себе. 5. Определить основной способ композиции (хронологический или искусственный), расположить информацию. 6. Составить тематические блоки (3) и тезисы выступления (в каждом блоке 1-2 тезиса). 7. Продумать связки между частями выступления и переходы.14 8. Использовать риторические фигуры (2-3 фигуры мысли, 2-3 фигуры речи), представляющие демонстрацию и пафос выступления. 9. Продумать вступление и заключение речи, обращение к аудитории для поддержания внимания и этикетные формулы. В качестве образца предлагается текст «Памяти Д. С. Лихачева» «Друзья! Несколько лет прошло с того дня, когда с нами не стало замечательного человека, выдающегося ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева. И хотя годы успокаивают горе, невосполнимая утрата и по сей день тревожит наши души. „Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить“. Так говорил он, и так он жил. Эти слова, ставшие девизом его жизни, должны стать руководством на каждый день для каждого из нас. Дмитрий Сергеевич родился 28 ноября (по старому стилю — 15 ноября) 1906 года в Петербурге, в семье инженера. В 1923 году он окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 году окончил Ленинградский университет, защитив два диплома — по романо-германской и славяно-русской филологии. Но в 1928—1932 годах Лихачев был репрессирован за участие в научном студенческом кружке, арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. В 1931—1932 годах находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден «как ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». Тяжелые испытания, выпавшие на его долю, не сломили, а, напротив, закалили характер этого прекрасного человека. В 1941 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему „Новгородские летописные своды XII века”. В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом Тихановой, написал брошюру „Оборона древнерусских городов“, которая появилась в блокадном 1942 году. Надо ли говорить, сколь актуальной была на тот момент тема исследования, какую роль она сыграла в научном мире? В 1947 году Дмитрий Лихачев защитил докторскую диссертацию, на этот раз тема звучала так: „Очерки по истории литературных форм летописания XI—XVI вв.”. Послевоенные годы принесли Лихачеву всемирную славу и заслуженное уважение. В 1953 году он становится членом-корреспондентом Академии наук СССР, а затем и членом академий наук ряда зарубежных государств: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Кроме того, он становится почетным доктором
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|