Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паблик-рилейшнз в системе современной российской журналистики.




 

Понятие «общественность» является одним из ключевых понятий в пиарологии. Оно отражает один из важнейших элементов PR как процесса деятельности, в том смысле, что общественность является объектом в PR-деятельности. Существуют различные подходы к определению общественности.

Общественность – группа людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на события и возникающие ситуации (И.М. Синяева).

Мнение – это выраженное отношение к какому-либо вопросу. Мнение каждой личности в отдельности – это выраженное отношение данной личности к какому-либо вопросу.

Определения понятия «мнение»:

Мнение – суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь (С.И. Ожегов).

Общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей в том или ином направлении. Изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.. Определение понятия «общественное мнение»:

Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение – это консенсус (И.В. Алешина).

Таким образом, сущностью общественного мнения является то, что это понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты.

Основополагающей целью PR является формирование ситуации успеха организации (или объекта PR) в обществе, формирование эффективной системы коммуникаций социального объекта с его общественностью, которая обеспечивает оптимизацию социальных взаимодействий с важными для него сегментами общества. Также основными целями PR считаются: позиционирование предмета PR, создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа; повышение имиджа (при необходимости снижение имиджа); изучение влияния внешней среды на деятельность организаций (предмета PR).

Функции связей с общественностью проявляются во всех аспектах этого вида деятельности, начиная с исследования проблемы и постановки цели, на протяжении разработки стратегии и тактики и заканчивая реализацией программы и оценкой ее эффективности.

Важной функцией PR является коммуникативная. В системе коммуникаций PR имеет такие функции, как: исследовательская, планирующая, организаторская и экспертная.

Функциями PR можно назвать: 1) установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью; 2) сохранение репутации организации; 3) создание у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия; расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы. Еще одна из важных функций PR – консалтинговая. По своему содержанию PR-деятельность имеет сходство с рекламой, но в отличие от нее ПР имеет целью достижение гармонизации при помощи диалога с общественностью, а не прямую продажу товара. В содержание PR входят деятельность по планированию, исследованию и реализации программ и определение эффективности воздействия программ на общественность. Значительное место в содержании PR-деятельности занимают консалтинговые услуги по вопросам политики, деятельности и коммуникаций.

Но можно определить три основные функции, которые выполняет PR:

1) проверка взглядов и поведения общественности с целью удовлетворения нужд и интересов организации, от имени которой проводится PR-кампания;

2) достижение взаимовыгодных связей между всеми объединенными с организацией группами общественности, содействуя продуктивному взаимодействию с ними;

3) реагирование на общественность.

На основе анализа сущности рассматриваемого социального феномена можно выделить следующие его функции:1. Функция общественного мнения. Одна из главных задач ПР состоит в постоянном мониторинге общественного мнения на социальном пространстве функционирования своего субъекта.2. Функция организации взаимодействия с общественностью. На основе контроля общественного мнения технологические субъекты ПР организуют постоянное и активное взаимодействие с различными группами общественности в интересах базовых субъектов, их позитивного имиджа и достижения взаимовыгодных отношений с другими субъектами социального взаимодействия.3. Функция управления коммуникативным пространством. ПР как вид деятельности целиком и полностью протекает в информационном поле. Субъекты ПР работают с информацией: собирают, анализируют, корректируют, управляют информационными потоками, выбирают направления деятельности и информационной политики с учетом их последствий для общества, а также социальной и гражданской ответственности и т.д. Все это делается в интересах налаживания коммуникаций между различными субъектами социального взаимодействия.4. Функция менеджмента организации

Первые пресс-службы и службы по связям с общественностью в России стали появляться в начале 90-х годов после развала СССР. Они компенсировали недостаток информации у населения о социальных и политических преобразованиях. В Нижнем Новгороде появляются в 1990-1991 годах, первая пресс-служба, первые пресс-секретарь. Функции PR-службы в России выполняют различные структуры: пресс-центры, пресс-службы, управления общественных связей, департаменты по связям с общественностью, информационно-аналитические управления, отдельные люди – пресс-секретари.

В России к Public relations начали серьезно относиться с момента формирования рыночных отношений. В связи с особенностями рыночной ситуации в стране практика PR в России значительно отличается от западной. До последнего времени большинство клиентов солидных PR-агентств были крупные зарубежные организации. Многие из них уже имели неудачный опыт проведения в России PR-акций без учета национальных особенностей в рекомендациях иностранных специалистов. Особенность отечественного рынка обусловливает и особенность деятельности в сфере PR. Цель практики PR заключается в достижении и поддержании гармоничных отношений между определенной организацией и общественностью. Без поддержки PR-служб во всем мире не остается ни одна солидная коммерческая структура. По объемам обслуживания фирмами PR первое место занимают телекоммуникационные рынки, рынки потребительских товаров, услуг. На работу со средствами массовой коммуникации и на корпоративные коммуникации приходится главный объем функционирования PR. В целом отечественный PR-рынок сформировался. В отличие от рекламы и прямой пропаганды PR-мероприятия оказались деликатнее в средствах по достижению целей и имеют большее влияние на общественное мнение. В отечественном PR-рынке выделилось несколько направлений: экономическое, государственное и политическое. С начала формирования PR-рынка наряду с отечественными PR-компаниями активно работают и зарубежные. На отечественном рынке работает ряд совместных PR-предприятий. PR-подразделения создавались в коммерческих структурах, фирмах, банках и на биржах. Одновременно формировалась отечественная PR-школа со своей теорией и практикой, которые базировались на опыте зарубежных коллег и вместе с этим имели национальные особенности, складываясь под влиянием политических, экономических, культурных и исторических особенностей. PR как профессиональная деятельность активно занимала свою нишу на отечественном рынке, что стало предпосылкой создания Р оссийской Ассоциации по связям с общественностью.

Субъекты паблик рилейшнз. В самом общем плане субъектами паблик рилейшнз являются PR-агенства, PR-подразделения в организациях, пиар-мены и другие лица или специализированные подразделения, которые занимаются организацией и проведением PR-деятельности. Понятно, что субъектов паблик рилейшнз очень много и все они отличаются по многим параметрам и прежде всего по месту и роли в самом процессе PR-деятельности. Возникает проблема классификации субъектов паблик рилейшнз. М. А. Шишкина выделяет две группы субъектов PR– базисные и технологические. К базисными субъектам PR она относит тех субъектов PR-деятельности, которые: 1) выступают основанием для начала PR-деятельности; 2) задают исходные параметры PR-деятельности; 3) выступают заказчиками PR-деятельности. К технологическим субъектам PRона относит тех, кто непосредственно занимается организацией и проведением PR-кампаний, тех, «кто делает PR» (исполнители). В свою очередь базисные субъекты подразделяются на предметные базисные и функционально-стратегические базисные.Предметные базисные субъекты формируют основные параметры предмета PR-деятельности, связанного с оптимизацией коммуникативного пространства функционирования соответствующих субъектов социального взаимодействия.

Объект паблик рилейшнз. Объектом любой деятельности является та часть окружающей действительности (в том числе и социальной), которая подвергается целенаправленному воздействию со стороны субъекта с помощью определенных средств. Применительно к паблик рилейшнз ее объектом может быть либо общественное мнение, либо общественность. Основные модели взаимосвязи субъектов и объектов PR разработаны американским теоретиком и практиком пиар Джеймсом Грюнигом.

1. Модель печатной агитации (популяризации). Она сложилась во второй половине XIX в. и в историческом аспекте представляет первую модель паблик рилейшнз, цель которой – пропагандировать организацию, ее товары и услуги всеми возможными способами. При этом полная правда говорится не всегда. Данная модель в основном используется в коммерческих структурах. Сейчас данная модель по оценке специалистов применяется в 12–14 % случаев, в основном в сфере шоу-бизнеса.

2. Модель информирования общества. Это вторая исторически сложившаяся модель паблик рилейшнз, временные рамки которой ограничены началом XX в., а точнее – 1900–1920 гг. Суть ее заключается в том, что информация об организации распространяется среди людей настолько правдиво и точно, насколько это возможно. Эта модель используется главным образом правительственными структурами, некоммерческими организациями и ассоциациями. Ее доля в практическом применении составляет около 50 %.

3. Двусторонняя асимметричная модель. Исторические рамки ее охватывают 1920-1960-х гг. Данная модель полностью подчинена интересам организации. Суть ее заключается в том, что приоритетным каналом связи субъекта с объектом является движение нужной информации от субъекта к объекту. Обратная связь осуществляется исключительно для выявления отношения общественности к организации в манипулятивных целях, для того чтобы повлиять на общественное мнение в необходимом направлении. Эту модель сегодня используют бизнес-структуры на рынках с высокой конкуренцией в 15–30 % случаев.

4. Двусторонняя симметричная модель. Рассматриваемая модель складывается с 1960 гг. и представляет собой активное взаимодействие субъекта и объекта в целях достижения взаимопонимания. Симметричная модель является гуманистической по своей сути. Она может использоваться широким кругом организаций в процессе достижения стратегических, имиджевых целей. В современной практике доля ее применения составляет 12–15 %.

Журналисты в отличие от PR-специалистов обладают большей свободой при выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-специалисты не могут так же свободно обращаться с информацией, стремясь к ее оптимистическому влиянию. Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты – аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. Очень важным элементом в цепи коммуникаций, по мнению PR-специа-листов, являются и сроки подачи информации. Журналисты также считают этот этап немаловажным, но для них нужна не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность, что считается показателем их профессионализма. PR-специалист не может рисковать, для него важно выбрать наиболее подходящий момент для подачи информации, для получения социально позитивного эффекта.

PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников, которые зачастую используют для приобретения сенсации журналисты. Для них хорошая репутация стоит на первом месте.

Пресс-служба международных организаций, высших государственных структур (законодательной власти, Президента, правительства, высшей судебной инстанции) решает две задачи: обеспечивает полноту и оперативность информации о своей деятельности; создает оптимальные условия для работы (и отдыха!) аккредитованных журналистов. Пресс-центр создается на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), а также в структуре местного управления (пресс-центр мэрии, областной администрации).По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-службам, хотя в принципе решает те же самые задачи (аккредитация, освещение деятельности «своей» структуры, организация пресс-конференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней и т.п.). В структуру пресс-центра входят как технические сотрудники, так и журналисты, специализирующиеся по связям с прессой, ТВ или радио. В распоряжении пресс-центра находятся средства связи, транспорта, оперативной полиграфии. На локальном уровне контакты с журналистами весьма разнообразны по форме и содержанию. Пресс-бюро может быть открыто в государственном учреждении, общественно-политической организации, коммерческой структуре. Пресс-бюро готовит пресс-релизы, корреспонденцию для прямой почтовой рассылки и т.п., выходит на связь с редакциями СМИ. Пресс-клуб – профессиональное объединение журналистов, регулярно устраивающее встречи с популярными политиками, коммерсантами (бизнесменами), деятелями культуры. Московский пресс-клуб был создан в 1991 году. Клуб главных редакторов (Москва) имеет примерно те же задачи, что и пресс-клуб (различия касаются членства в клубе). Деловая встреча бизнесменов с представителями журналистов проходит обычно в рамках крупных мероприятий международного или всероссийского уровня. Такая встреча прошла во время Конгресса российских деловых кругов в 1991 году. «Круглый стол» организуют редакции газет, приглашая специалистов (экспертов) для обсуждения очередных проблем. «Российская газета» провела круглый стол «Славянский мир – пути духовного сближения». Неформальные встречи с журналистами принимают форму «званого обеда для журналистов», или «званого ужина». Журфиксы (приемы в определенный день недели) проводит с участием журналистов Дворянское собрание в Москве.

Пиар и журналистика соориентирвоаны на формирование общественного мнения, но подходы к этому у них разные. Журналистика направлена на объективное исследование жизни. Ручь идет об отстаивании общественных ценностей, выдвижении ан повестку дня тех вопросов, которые волнуют большое кол-во людей. В соответствии с этим люди могут принять участие в организуемых СМИ обсуждениях, осознавая что это влияет на повседневную жизнь. Осуществление ПР с помощью СМИ ставит принципиально иную задачу- формирование определенных политических, экономических и иных установок, реализуемых в интересах того или иного субъекта (индивид, организация). Хотя в современных условиях давления, которое оказывается на СМИ их собственниками, задачи СМИ и ПР размываются. Объектом журналистики является социально-значимая информация, разнообразные факты текущей действительности. В рамках ПР главным становится упрочнение позитивной репутации субъекта. В рамках Жур-ки: заказчики – общество, общественность, в ПР – предприятия, частные лица. В следствие вышеперечисленных различий происходит жанровая сегментация в Жур-ке и ПР. В ПР ооооч редко встречаются аналитические и публицистические жанры, т.к. они очень трудоемки для прочтения, заставляют задуматься над написанным. Появления термина «информационные технологии» доказывает более широкое проникновение ПР в Жур-ку.

Чёрный пиар — деятельность (пиар), направленная на ухудшение имиджа какого-то одушевлённого или неодушевлённого объекта, но не обязательно поливание грязью и ложь. Родственные понятия: серый пиар, белый пиар. В ходе чёрного пиара зачастую распространяется провокационная информация, якобы исходящая от жертвы пиара. Например, во время избирательной кампании от имени политической партии могут распространяться листовки в поддержку прав гомосексуалистов на проведение гей-парадов и однополые браки, сообщения о приёме партией на работу агитаторами лиц, заражённых ВИЧ и заверения о полной безопасности общения с ними, ложные сообщения о бесплатной раздаче продуктов и т. д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...