Печать периода Первой русской революции. Многопартийная журналистика 1905 - 1917 г.г.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
До 1905 в России не было политических партий, даже монархических. Существовали только тайные общества. Первые партийные издания (журнал Плеханова “Социал-демократ” и др.) возникали в эмиграции. В 1901 за границей возникла с/д партия; позже - эсеры и кадеты. В 1900 - с/д газета “Искра”; примерно тогда же - эсеровская “Революционная Россия”. В ходе событий 1905 (январь - расстрел рабочей демонстрации в Петербурге; декабрь - вооруженное восстание в Москве) за изменение государственного строя и введение конституции выступали даже многие буржуазные партии. Из-за общего напряжения правительство вынуждено было пойти на уступки. 17 октября 1905 - Манифест (свобода собраний, шествий, партий, объявление о создании Думы). Буквально через месяц в России появляется масса всевозможных партийных изданий. Октябристы считали уже введенные реформы достаточными. Газета октябристов - “Голос Москвы”, редактор А. И. Гучков. Праворадикальные партии - за ограничение буржуазных свобод в пользу монархии, ксенофобия, антисемитизм и т. д. (то, что традиционно называют “реакционностью”). Газета “Земщина”. Газета “Московские ведомости” (редактор - Грингмут). “Правительственный вестник” и “деревенский вестник” - центральные органы царской власти (самодержавия). Кадеты выступали за Конституцию. Кадетскую программу во многом подготовили такие издания либерального направления, как “Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”. Центральный печатный орган кадетов - ежедневная газета “Речь” (закрыта в 1917). Редактор - П. Н. Милюков. Газета стояла на позициях продолжения реформ. Прекрасный литературный отдел, где печатались Куприн, Андреев и др. Газета была массовой, на нее равнялись многие местные газеты. По словам Ленина, 99 % в России составляла кадетская печать.
После 1905 с/д и эсеры вышли из подполья. Эсеры - “наследники” революционного народничества. Как и народовольцы, не исключали террор в революционной борьбе. Использовали методы террора и в борьбе с большевиками после 1917. С/д разделились на большевиков и меньшевиков (теоретические взгляды общие, но тактические установки расходились: меньшевики считали октябрьский переворот преждевременным). “Искра” после 2 съезда РСДРП стала меньшевистской + газета “Начало” (Мартов, Троцкий и др.). Первая легальная большевистская газета - “Новая жизнь” (с 1905) + газеты “Вперед”, “Пролетарий”. После 1905 в России сложилась многопартийная система печати. После февральской революции 1917 в стране остались только кадетские, эсеровские и с/д (б. и м.) издания - остальные были закрыты, прежде всего те, которые поддерживали самодержавие. В апреле 1917 Временное правительство приняло Закон о печати: все партии, независимо от направления, могут издавать свои газеты и журналы и вести полемику.
58. Колумнистика как явление в современных масс-медиа Термин «колонка» представляет собой перевод на русский язык английского слова column. С оформительской точки зрения для колонки характерны определенная периодичность появления на страницах печатного издания, постоянное место в номере, точно установленный объем текста, оснащение публикации визуальными указателями на личность автора (прежде всего - его портретом). Однако у колонки есть и содержательные особенности. Они обусловливаются ярко выраженным авторским началом, которое проявляется либо в своеобразии осмысления автором интересующих его и аудиторию аспектов действительности, либо в текстовом представлении такого осмысления (сюжет и композиция текста, использование языковых средств), а лучше всего - на обоих уровнях познавательно-коммуникативной деятельности колумниста. Таким образом, колонка - это частный случай авторской рубрики в периодическом издании с учетом того, что авторский характер здесь распространяется и на смысловую составляющую материала.
Предмет колонки – событие, явление, факт, деталь и т.д. без оперативной информационной «привязки». Функция колонки – удивить читателя, заставить взглянуть по-новому на уже известное. Метод колонки – ярко выраженный персонифицированный, эмоциональный комментарий. Невозможно отнести тексты, публикуемые в колонках, к одному жанру ввиду разнообразия их внутренней формы: они явно различаются по всем применяемым обычно для идентификации жанра признакам (предмет - функция - метод). Вместе с тем вполне можно рассматривать жанры с точки зрения того, насколько они пригодны для использования в колумнистике. Наиболее продуктивны здесь типы журналистских текстов, которые по самой своей природе тяготеют к авторскому началу. Очевидно, что искать их меньше всего следует среди информационных жанров, в которых приоритетнафактографичность. В первую очередь, здесь нужно обратить внимание на комментарий и эссе - «самые авторские» жанры аналитической и художественной публицистики соответственно. Именно они наиболее частотны в колонках современных газет и журналов, именно к ним ближе всего оказывается описание жанра колонки у тех исследователей, которые склонны его выделять. Среди жанров аналитической публицистики, кроме комментария, в колумнистике плодотворно используются обозрение и обзор. Банальным примером могут послужить публикации в пятничных номерах газеты «Известия» М. Соколова (обозрение) и И. Петровской (обзор). Авторское начало в их текстах проявляется и в отборе фак-тов/произведений, и в их интерпретации, и в организации повествования. Художественно-публицистический жанр фельетона обладает большим потенциалом для использования в авторских колонках, но, к сожалению, мало распространен в современной журналистике в целом. Приоритет авторского начала в колумнистике, разумеется, способен в известной степени трансформировать конструкцию того или иного жанра: сделать ее более свободной, спровоцировать жанровую диффузию (взаимопроникновение обозрения и фельетона у М. Соколова). Формат современных СМИ, нередко жестко ограничивающий журналиста в плане самовыражения, может обогатить жанровую палитруколумнистики. Колонка Д. Соколова-Митрича в интернет-газете «Взгляд» основана на «неиспользованных наблюдениях, впе-чатлениях, соображениях» и содержит среди прочего тексты, написанные в жанрах репортажа, корреспонденции, очерка (зарисовки).
В России сегодня этот жанр приобретает все большую популярность. Исследователи связывают это с проявлением принципа эссеизации в современной культуре, т.е. авторского, субъективного начала во всем (Ворошилов, 2002, 14). Авторская колонка по праву считается одним их самых личностно ориентированных жанров, в наибольшей степени воплощающим принцип эссеизации. В российской прессе, напротив, преобладают эксплицитные способы выражения авторской точки зрения: обращения к читателю, глаголы мыслительной деятельности. Автор открыто обращается к читателю, навязывая ему свою позицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|