Учение Августина Блаженного.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Характерные черты средневековой философии. Отличительная особенность средних веков – рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти. В это время на смену политеизму пришел монотеизм: христианство (1 в. н.э.) и ислам (7 в. н.э.). Именно христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, которое было теоцентрично. Главная отличительная особенность философского мышления этой эпохи заключается в том, что философская мысль неотделима от религии. (Философия – служанка богословия). Основные черты средневековой философии: Теоцентризм – (греч. «theos» - Бог) - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало; Креационизм – (лат. «creation» – создание, сотворение) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу; Провиденциализм – (лат. «providential» - провидение) - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в т.ч. историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение; Монотеизм – Бог един. Единобожие, в отличие от античных богов - политеизм; Ревеляционизм – теория познания, основывается на принципе откровения. Познание мира возможно только через общение с Богом (молитвы, исповедь, покаяние); Дуализм средневековой антропологии – человек имеет двойственную природу (божественную и земную). Этапы средневековой философии: Патристика (1-8 вв.). Термином «патристика» обозначают теологические и философские доктрины христианских мыслителей («отцов церкви») поздней античности, опирающиеся, на идеи Платона и мыслителей раннего средневековья. Смысл философии – разъяснение истин божественного откровения.
Заключительный этап патристики характеризуется упадком философии Западной Европы, связанный с общей деградацией культуры. Представители заключительного периода патристики: Иоанн Скот Эриугена, Боэций. Боэций (480-524) - немецкий философ, подвел своеобразный итог античной философии. Переводчик философских трудов Платона, Аристотеля. Боэций был заключен в тюрьму и казнен. В тюрьме, в ожидании смерти написал труд «Об утешении философией». Иоанн Скот Эриугена (810-877) - ирландец. Он не был ортодоксальным христианским философом, не слишком считался с христианской догматикой. Ему, однако, удалось избежать преследований. Разум он ставил выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил. Схоластика (9-13 вв.) - И. Росцеллин, П. Абеляр, Ф. Аквинский. Схоластикой (от греч. «школьный», «ученый») - тип религиозного философствования, сложившийся в позднем Средневековье. Ее отличительные черты: первенство теологии, соединение религиозных догматов с рационалистической методикой доказательства, повышенный интерес к формальной логике. Поздняя схоластика (13-14 вв.). Представители Дунс Скот и Уильям Оккам, уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие, против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера оставалась выше разума.
Учение Августина Блаженного. Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 года в Алжире, умер 28 августа 430 года. Наиболее известные из сочинений «О граде Божьем» и «Исповедь». О бытии. Бог сотворил материю и наделил её различными формами, и свойствами, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.
Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Бог, сотворив мир, позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникло зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление грехов,беспрекословное повиновение церкви. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей - способностью выбирать между добром и злом. После грехопадения люди стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Иисус Христос искупил грех Адама. Люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру. В мире творится и зло. Почему Бог допускает зло? Зло - это ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Зло, в конечном счете, оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро. Августин оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной жизни, оно будет существовать всегда. Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство - христианское государство. Человечество образует два «града»: «Град земной» — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и «Град Небесный» - христианская церковь. Августин доказывал превосходство духовной власти над светской. Августин оказал сильное влияние на христианское учение. Он оставил многочисленные сочинения, существенно повлиявшие на протестантизм (Лютер и Кальвин). Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|