Томизм как философия римской католической церкви.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.) – вошел в историю как основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм (лат. «Thomas» - Фома). Его произведения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии». В 1323 году он был причислен к лику святых, а в 1567 году признан пятым «учителем церкви». Смысл жизни – защита основ христианской католической веры. Основная проблема - проблема соотношения знания и веры. - Церковь должна примириться с ростом и влиянием конкретных наук, признать правомерность научно-философского знания. - Знания обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. - Человек не может обойтись без веры - человеческий ум слишком слаб и ограничен (в отличие от ума божественного), чтобы постичь всю глубину мироздания, тем более, самого Бога. Это означает, что христианские догматы открыты уму божественному, но не могут быть доказаны силой ума человеческого. Человеку остается только принять их на веру, которую можно обрести в Священном писании. Философия – орудие теологии, «служанка богословия». Философия и религия приходят к истине разными путями. Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, а религиозное вероучение черпает их в Священном писании. Различие есть, говорит Фома, но оно только частичное. Теология, считает он, обладает истиной. Однако ряд важнейших положений и догматов теологии нуждаются в философском обосновании. Она прибегает к другим наукам, как к подчиненным ей служанкам. Человеку необходима вера. Существование Бога невозможно доказать прямым путем, но это можно сделать косвенно – путем изучения конкретных вещей и явлений, сотворенных Богом. Ф. Аквинский считает, что вечным бытием обладает только Всевышний. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил тот, в котором мы теперь живем и он является преходящим. Форма прибывает в единстве с материей и выступает ведущим началом по отношению к ней, но может существовать и сама по себе. Ф. Аквинский выделяет четыре уровня бытия:
Первый - неорганическая природа. Второй уровень – это мир растений. Третий – это животные. Четвертый - человеческая разумная душа. Ф. Аквинский рассматривал соединение души и тела нормальным явлением, так как бестелесная душа создается Богом всегда для какого-то конкретного тела и выражает неповторимую индивидуальность данного человека. Эту индивидуальность она не утрачивает и после физической смерти тела и, будучи бессмертной, пребывает в ожидании Страшного суда, чтобы снова воссоединиться со своим воскресшим телом. Так обосновывался догмат воскресения из мертвых – один из самых запредельных в христианском мире.
Контрольные вопросы: 1.Как решалась в философии Фомы Аквинского проблема соотношения веры и знания? 2.В чем суть спора между реализмом и номинализмом в средневековой философии? 3.В чем проявилось влияние идей средневековой философии на развитие русской религиозно-идеалистической философии начала ХХ века? Задание СРС: Ответить на вопросы и выполнить задания. Философия. Методические указания к самостоятельной работе студента. - Алматы: КазГАСА, 2005. Задание СРСП: 1. В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена: а) Росцеллином б) Платоном в) Порфирием г) Августином д) Боэцием 2. Основным этапом развития средневековой философии является: а) схоластика б) материализм в) софистика г) стоицизм д) диалектика 3. Характерная черта средневековой философии а) теоцентризм; б) космоцентризм; в) антропоцентризм;
г) наукоцентризм; д) пантеизм; 4. Противоположные позиции в споре философов средневековья, о природе всеобщего, общих понятий: а) реализм и номинализм; б) материализм и идеализм; в) рационализм и иррационализм; г) диалектика и метафизика; д) монизм и дуализм; ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.
4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. Интернет-источники: 1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2.www. «filosofia» kz 3.online.prg.kz 4.www.testent.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|