Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выработка обобщенных понятий




Назовите мебель в своей квартире (стул, стол, диван, кресло, шкаф, письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, буфет, полки, табурет, мойка и др.).

 

Какая посуда есть у Вас в доме (чашка, вилка, ложка, тарелка, нож, стакан, ведро, сковорода, таз и др.)?

 

Назовите предметы одежды (пальто, брюки, чулки, платье, трусы, халат, туфли, костюм, носки, шапка и др.).

Назовите известных Вам домашних животных (корова, коза, кошка, собака, лошадь, свинья, курица, утка, кролик и др.).

 

Назовите членов своей семьи (мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка, теща, тесть, свекровь, свекр).

Каким общим словом из приведенных ниже в скобках можно назвать следующие предметы:

кошка, корова, мышь, конь, лев; огурец, свекла, морковь, картофель, помидор; незабудка, роза, фиалка, ромашка, колокольчик; стакан, чашка, ложка, кастрюля, нож; платье, пальто, шапка, рубашка, брюки (одежда, животные, овощи, посуда, цветы).

Спишите слова, группируя их по следующим темам — «одежда», «посуда», «мебель», «животные», «семья», «еда»:

чашка, пальто, ложка, колбаса, масло, нож, стол, хлеб, собака, тарелка, мать, дедушка, котлета, сын, стакан, отец, дочь, шкаф, суп, кот, кровать, бабушка, шапка, ботинки, корова, стул, кастрюля, шуба, сапоги, диван, дядя, платье, ребенок, каша, юбка, курица.

Ответьте на следующие вопросы:

Чашка — это столовая или чайная посуда? Корова — это домашнее или дикое животное? Шуба — это летняя или зимняя одежда? Юбка — это женская или мужская одежда? Лев — это домашнее или дикое животное? Тарелка — это чайная или столовая посуда? Сок — это еда или питье? Морковь — это овощ или фрукт? Снег — признак зимы или лета? Трава — признак зимы или лета? Луна бывает днем или ночью? Солнце светит днем или ночью?

Какое общее название можно подобрать к следующим группам слов:

1) белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый; 2) мать, отец, дети; 3) радиоприемник, телевизор, транзистор, проигрыватель, магнитофон; 4) автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, метро; 5) зима, лето, осень, весна; 6) час, сутки, минута, секунда; 7) дождь, снег, град, молния, гром, ветер; 8) школа, институт, училище, университет, курсы; 9) завод, фабрика, стройка, электростанция, комбинат; 10) аптека, больница, поликлиника, госпиталь, санаторий; 11) врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка; 12) молоток, лопата, топор, рубанок, клещи, пила, сверло, дрель, шило; 13) гитара, пианино, труба, гармонь, баян, скрипка, флейта, балалайка; 14) липа, береза, дуб, тополь, осина, сосна, ель; 15) гимнастика, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол.

_____________

Слова для справок: транспорт, семья, цвет, время, радиоаппаратура, явления природы, времена года, учебные заведения, предприятие, инструмент, медицинский персонал, музыкальные инструменты, медицинские учреждения, деревья, вид спорта.

Ответьте:

Что делает врач? Что делает повар?

Что делает парикмахер? Что делает продавец?

Что делает портной? Что делает учитель?

Что делает писатель? Что делает певец?

Что делает ученик? Что делает дворник?

Что делает художник? Что делает композитор?

Ответьте:

Как отдыхают зимой? Как отдыхают летом?

Что делают в театре? Что делают в ресторане?

Что делают в больнице? Что делают в школе?

Закончите предложения:

Ушами слушают, а глазами...

Руками берут, а ногами...

Ложкой едят, а ножом...

Пилой пилят, а топором...

Ножницами режут, а иглой...

Телевизор смотрят, а радио...

Закончите предложения:

Кошка мяучит, а собака...

Свинья хрюкает, а гусь...

Лошадь ржет, а корова...

Овца блеет, а петух...

Ответьте:

На чем сидят? На чем спят?

На чем пишут? На чем летают?

На чем плавают? На чем ездят?

Объясните:

Зачем нужна ложка? Зачем нужен нож?

Зачем нужны часы? Зачем нужен термометр?

Зачем нужны туфли? Зачем нужна шапка?

Зачем нужна тетрадь? Зачем нужна ручка?

Объясните:

Зачем нужна одежда? Зачем нужна посуда?

Зачем нужна мебель? Зачем нужен транспорт?

Зачем нужны книги?

Зачем нужны канцелярские принадлежности?

Зачем нужны бытовые электроприборы?

Омонимы

Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные предметы называются одним и тем же словом:

 

 

Прочитайте следующие предложения. Понятен ли Вам их смысл?

1) У этой кастрюли очень удобные ручки. У ребенка маленькая ручка. Мужчина взялся за ручку двери. Я пишу ручкой. 2) У девочки длинная коса. Траву косят косой. В реку вдается песчаная коса. 3) Я открываю дверь ключом. Из-под земли бьет целебный ключ. Девочка учится писать скрипичный ключ. Он нашел ключ к моему сердцу.

Какие предметы, изображенные на картинках, можно назвать одним и тем же словом?

_____________

Слова для справок: лисичка, мат, носик, шашка.

Можно ли заполнить пропуски в предложениях одним и тем же словом, указанным в скобках?

1) Завод выпустил.... Молодые люди вступили в... (брак). 2) В этой книге самая интересная... вторая. По радио выступил... государства (глава). 3) У мальчика разбитая.... Эта... глубоко вдается в берег (губа). 4) В нашем городе сохранился старинный.... Это надежный дверной... (замок).

Окончите разные предложения одним и тем же словом. Пользуйтесь словами для справок.

1) Учительница вошла в.... Артист показал высокий... (класс). 2) На почтовый конверт наклеивается Не ударь в грязь лицом, держи... (марка). 3) Солдат получил внеочередной.... У девушки красивый... (наряд). 4) Музыкант взял не ту.... Правительство опубликовало... протеста (нота). 5) По этому делу ведется.... Твоя болезнь — это... переутомления (следствие). 6) На землю опустилась.... У меня дел... (тьма). 7) Сегодня на обед отварной.... Я хорошо знаю... (язык).

Приведенные ниже слова имеют по два значения. Объясните оба значения каждого из слов:

Роль, совет, шах, папа, туз, очки, ножка, шпик, лавка.

Придумайте предложения, употребив следующие словосочетания:

Танцевать польку, встретить польку; бороться за мир, объехать весь мир; надуть шарик, надуть друга; обойти полсвета, обойти вниманием; полезное предложение, сделать предложение; врачебный прием, прием в честь гостя; худой человек, худой ботинок.

Антонимы и синонимы

Рассмотрите картинки и покажите, где:

большой дом, маленький дом, молодой человек, старый человек, маленький стул, большой стул.

 

Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведенными в скобках.

Комар какой? Слон какой? (большой, маленький); День какой? Ночь какая? (светлый, темный); Отличник какой? Двоечник какой? (прилежный, ленивый); Летом как? Зимой как? (холодно, жарко).

Прочитайте предложения. Подчеркните слова, противоположные по смыслу:

Слон большой, а комар маленький. Дерево высокое, а куст низкий. Камень тяжелый, а карандаш легкий. Работать трудно, а отдыхать легко. Днем светло, а ночью темно. Дедушка старый, а внук молодой. Сегодня мне весело, а вчера было грустно. Этот человек добрый, а этот злой. Эта женщина умная, а эта глупая. Самолет летит быстро, а трамвай едет медленно. «А» — первая буква в алфавите, а «Я» — последняя.

Рассмотрите картинки и прочитайте подписи к ним:

 

 

Подберите близкие по смыслу определения, пользуясь словами, приведенными в скобках:

Мы жили в небольшом доме. Задача оказалась трудной. В соседней квартире живет старая женщина. Нам стало почему-то грустно. Российские солдаты — храбрые люди (маленький, нелегкий, пожилой, невесело, мужественный).

Подчеркните близкие по смыслу определения:

Чемодан оказался нелегким, тяжелым. Это способная, талантливая актриса. Доктор был немолодым, пожилым человеком. Дети смотрели смешной, веселый фильм. Дети любят добрых, щедрых волшебников. Это простое, несложное дело.

Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведенными в скобках:

О какой стране написана эта книга? Где живет Ваша сестра? Какой сегодня день? Какой человек этот ученый? Каких Вы любите людей? Каким должен быть российский воин? (замечательная, прекрасная; рядом, недалеко; талантливый, способный; честный, правдивый, прямой; смелый, храбрый, мужественный)

Похожи ли по смыслу слова:

смелый, храбрый, мужественный;

глупый, неумный, недалекий;

бедность, скудость, нищета;

добрый, щедрый;

брать, хватать;

бросать, кидать, швырять;

вечный, бессмертный;

тревожить, волновать;

простой, сложный;

бездельник, лодырь, труженик;

бездушный, черствый, отзывчивый;

беспокоить, успокаивать, тревожить;

молодой, пожилой, старый.

Придумайте предложения со следующими словами:

холодно — жарко; белый — черный; далеко — близко, недалеко; добрый — злой; дорого — дешево; прямой — кривой, извилистый; трусливый, несмелый — храбрый; умный — глупый; веселый — грустный, печальный.

Метафоры и пословицы

В чем смысл каждой из следующих пословиц:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тише едешь, дальше будешь. На всякого мудреца довольно простоты. Что с воза упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором. По одежке встречают, по уму провожают. Как волка ни корми, все равно в лес смотрит. С кем поведешься, от того и наберешься. Клин клином вышибают. Как аукнется, так и откликнется.

Объясните смысл пословиц:

Не все то золото, что блестит. Цыплят по осени считают. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Пуганая ворона куста боится. Мал золотник, да дорог.

Как Вы понимаете следующие выражения:

каменное сердце; железная рука; острый язык; больной вопрос; стреляный воробей; золотая середина; легкая рука; последняя капля; золотая голова; медный лоб; золотые руки; светлая голова; золотое дно; медвежья услуга; крепкий орешек.

Фразеологизмы

Объясните, что значат следующие выражения. Если они Вам непонятны, найдите объяснение в приведенных внизу пояснительных предложениях:

бежать, высунув язык; больной вопрос; встать с левой ноги; тянуть за язык; выбросить из головы.

Пояснительные предложения:

1) Ну, зачем я это сказал, разве кто-нибудь меня тянул за язык? 2) Я опаздывал на работу и бежал за автобусом, высунув язык. 3) Воспитание детей — больной вопрос многих людей. 4) Не расстраивайся, выбрось это из головы. 5) Мой брат встал сегодня, наверное, с левой ноги: все ему не так, невозможно угодить.

Объясните выражения:

глаза разбегаются; говорить под руку; дальше ехать некуда; делать спустя рукава; слюнки текут; держать язык за зубами; заварить кашу; мир тесен.

Подчеркните выражения, приведенные в предыдущем упражнении, в следующих предложениях:

1) Не мешай мне, не говори под руку. 2) В этом музее так много интересного, что глаза разбегаются. 3) Есть люди, которые все делают плохо, спустя рукава. 4) На столе все так вкусно, что слюнки текут. 5) Куда ни пойду, встречаю знакомых: мир тесен! 6) В некоторых случаях разумнее не говорить много, а держать язык за зубами. Этот поступок такой отвратительный, дальше ехать некуда.

Ответьте на вопросы:

1. О каком человеке говорят, что у него денег куры не клюют (о богатом или бедном)?

2. О каком человеке говорят, что он сухим выйдет из воды (о ловком или робком)?

3. О каких людях говорят, что они два сапога — пара (о похожих или разных)?

4. Что значит делать из мухи слона (преувеличивать значимость событий или преуменьшать)?

5. О каком человеке говорят, что он тянет время (о ленивом или трудолюбивом)?

6. О каком человеке говорят, что ему цены нет (о добром, умном или о глупом, злом)?

7. Что значит жить душа в душу (хорошо или плохо)?

8. Что значит терять голову (быть спокойным или растерянным)?

9. О каком человеке говорят, что он нем как рыба (о молчаливом или разговорчивом)?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...