Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление фразовой речи




Работая над словарем, мы невольно затрагиваем и фразовую речь, поскольку отдельные слова употребляются редко. Чаще всего они входят в состав предложения. Однако помимо этой неспециальной работы над фразой существуют и специальные упражнения, рассчитанные на систематизированное восстановление фразовой речи. Они построены по принципу постепенного усложнения грамматических правил, знание которых необходимо для построения предложения. Следует уточнить, что слово «знание» употребляется нами не в том смысле, что каждый человек, который говорит фразами, должен изучить правила, по которым эти фразы построены. Мы все прекрасно знаем, что маленькие дети и совершенно неграмотные люди, которые никогда не слышали о том, что существуют эти правила, говорят фразами. Следовательно, под знанием правил в разговорной речи подразумевается «чувство языка», формирующееся стихийно, в процессе овладения речью.

Восстанавливая фразовую речь у больных с афазией, мы и рассчитываем на оживление «чувства языка». Нет смысла заучивать с больным правила, как это делается в школе. Восстановительное обучение имеет своей целью не повышение уровня образования, а возвращение больному разговорной речи.

Тем не менее оживить «чувство языка», бессистемно разговаривая с больным, трудно. Взрослый мозг не может так быстро и так гибко, как детский, извлекать из речевого потока других людей необходимые закономерности. Задача тех, кто восстанавливает речь, дать их больному в концентрированном и систематизированном виде, как даются лекарства, восполняющие в нужной дозе то, чего недостает организму.

В соответствии со степенью сложности, существующей в языке, целесообразно отрабатывать с больным сначала «легкие» грамматические конструкции, а затем — более сложные. При этом, занимаясь с ним, мы имеем возможность дать сразу много одинаковых конструкций, не дожидаясь, пока больной отыщет их сам в речи окружающих. Такая серия аналогичных грамматических построений выполняет роль образца, по которому они строятся в речи, и одновременно способствует его усвоению.

Вся работа проводится с опорой на картинку, т.е. с привлечением возможно более разнообразного иллюстрированного материала.

Грамматика

Вернемся к грамматическим категориям, использование которых необходимо для построения фразовой речи, и приведем некоторые примеры разных видов работы над ними.

Как показывает опыт, для больных степень трудности грамматических категорий возрастает приблизительно следующим образом:

• Единственное и множественное число имен существительных.

• Род имен существительных и прилагательных, падежи существительных, из которых более доступны именительный и винительный, творительный, менее — родительный, предложный и дательный.

• Лицо глагола, причем в первую очередь усваивается 3-е и 1-е лицо единственного числа.

• Времена глагола, из которых наиболее трудным оказывается будущее время.

• Местоимения и числительные.

Синтаксические построения на основе перечисленных выше грамматических категорий по сложности усвоения располагаются так:

• Простое предложение из 2 слов (подлежащее и сказуемое), например, «мужчина читает».

• Простое предложение из 3—4 слов:

— подлежащее и сказуемое + прямое дополнение, т.е. дополнение без предлога, например, «мужчина читает газету»;

— подлежащее и сказуемое + косвенное дополнение, т.е. дополнение с предлогом, например, «мужчина читает газету в комнате».

• Распространенное предложение, включающее определительные слова, например, «седой мужчина читает сегодняшнюю утреннюю газету».

• Сложное предложение, включающее придаточные.

• Сложное предложение с причастными оборотами.

• Связные тексты, состоящие из нескольких предложений.

Эта приблизительная схема дает определенное представление о том, в какой последовательности следует вести с больными работу над грамматикой (морфологией и синтаксисом). Она хорошо работает в основном для больных с моторной афазией, у которых фразовая речь затруднена соответственно объективной степени сложности языка. У больных с другими формами афазии, например, с сенсорной, могут быть некоторые несоответствия. Например, иногда они легче усваивают материал, работая с целым текстом, чем с отдельными простыми предложениями или отдельными грамматическими категориями. Это надо учитывать при выборе соответствующих методик и материала для работы с больным.


 

Число

Отработка этой категории у больных с грубым нарушением грамматического строя речи начинается с предъявления картинок, на которых изображен один и тот же предмет в единственном и множественном числе (например, одна ложка — много ложек, одно дерево — много деревьев): Сначала больного просят показать, где нарисована ложка, а где — ложки, где дерево, а где — деревья. Затем дается задание сказать, что нарисовано на картинках. Называя предметы, больной невольно должен образовать единственное и множественное числа. Поскольку в русском языке окончания множественного числа для разных слов неодинаковы, каждый тип окончания отрабатывается отдельно. Наиболее легкими являются окончания — И (Ы), — А, например, столЫ, ножИ, лампЫ, чашкИ; домА, глазА и т.д. Это так называемые стандартные окончания множественного числа. Но существуют и нестандартные окончания, которые употребляются значительно реже. К ним относятся такие окончания, как —Я (морЯ), — ЬЯ (стулЬЯ, деревЬЯ). Кроме того, некоторые формы множественного числа в русском языке образуются от устаревших основ, в которых есть наращения, отсутствующие в единственном числе, например, мать — матери, знамя — знамена и пр. Другие существительные образуют единственное и множественное число от разных основ, например, человек — люди. Все это более трудные формы, и они, как правило, усваиваются дольше, чем формы со стандартными окончаниями. Нередко больные упорно пользуются стандартными формами. В их речи появляются ошибки типа: «деревА», «человекИ», «стулЫ» и т.п.

Еще чаще ошибки возникают при необходимости изменения слова во множественном числе по падежам, например:

За деревЬЯМИ стоит наш дом.

Это послание обращено к матЕРЯМ всего мира.

На стулЬЯХ сидят люди.

Таким образом, даже относительно простая грамматическая категория таит в себе много сложностей, требующих особого внимания.

Род

Если и единственное и множественное число обозначают реальное количество предметов, которое может быть представлено наглядно, вещественно, то род — это категория в значительной мере условная.

Практически никто, кроме некоторых специалистов-филологов, не сможет объяснить, почему, например, в русском языке солнце — среднего рода, а луна — женского и т.п. Остается одно: ориентироваться на окончание слова, хотя иногда этот ориентир может подвести. Например, окончание «-А» как будто бы наиболее характерно для женского рода, однако слово «мужчина», имеющее именно это окончание, никак нельзя отнести к женскому роду. То же самое можно сказать о словах «юношА», «балдА» (по отношению к мужчине).

Тем не менее окончание слова в большинстве случаев указывает на род. Поэтому при восстановлении категории рода у больных с афазией следует систематизировать предъявляемые слова по типу их родовых окончаний: женский род — мукА, девочкА, кофтА, работА и пр., мужской род — стоЛ, стуЛ, доМ, гороД и пр. Или конЬ, уголЬ, огонЬ, пенЬ и пр., средний род — окнО, винО, доминО или полЕ, солнцЕ, морЕ и т.д. Для дополнительного подчеркивания рода следует ввести слова «мой, моя, мое». Так, вместо того чтобы спрашивать, какого рода, например, стул, можно дать больному задание подставить соответствующее местоимение к словам «стул, комната, лицо» (мой, моя, мое).

В зависимости от того, справился ли больной с этим заданием, можно судить о степени усвоения им категории рода.


Падеж

Каждый падеж в русском языке имеет определенное значение. Однако в целом ряде случаев значения падежных окончаний условны, трудно определяемы. Поэтому работу над категорией падежа следует начинать с тех упражнений, в которых значение падежа является понятным, определенным. Желательно также, чтобы это значение было иллюстрировано соответствующей картинкой с подписью, например, «гвоздь забивают молоткОМ» или «кашу едят ложкОЙ» и пр. Когда больной усваивает форму выражения падежа с конкретным значением, можно переходить к более сложным вариантам.

Следует помнить, что работа над падежом непосредственно связана с работой над предлогами, представление о которых очень часто страдает у больных. Здесь остается в силе та же закономерность, что и в падежных окончаниях: например, пространственные предлоги имеют более конкретное значение, что может быть наглядно отражено путем соответствующего расположения реальных предметов в пространстве, на рисунке или же схематически. Легко представить себе, как будут «выглядеть» такие предлоги, как «под», «над», «в», «к», «от» и т.д. Другие же предлоги изобразить не так просто, хотя иллюстрация соответствующего сюжета тоже облегчает задачу восстановления предлогов в речи больных. Например, «слезы закапали из глаз», «с головы слетела шляпа», «от радости он засмеялся» и пр.

При работе над предлогами стоит задача восстановления их понимания и употребления. Поэтому одни задания рассчитаны на восприятие предлогов, другие — на самостоятельный подбор нужного предлога. Так, понимание предлогов отрабатывается в заданиях типа «покажите рисунок, на котором ручка на книге, а затем на котором ручка под книгой» и пр. Или в таких заданиях, как: «положите спичку на коробку, под коробку, в коробку; нарисуйте карандаш на столе, карандаш под столом» и пр. Или же: «покажите на схеме, где изображено НА, НАД, В, ПОД».

Для восстановления способности к самостоятельному использованию предлогов существует множество различных видов упражнений, наиболее распространенными среди которых являются упражнения, содержащие фразы с пропущенными предлогами, например: «Тапочки стоят... кроватью». В эти фразы могут быть введены вопросы в виде опор, облегчающих нахождение предлога. Например, «тапочки стоят (Где? Под чем?)... кроватью».

Не следует отрабатывать много предлогов сразу. Целесообразно как следует закрепить одно предложное значение, а затем уже переходить к следующим или же для контраста работать сразу над двумя предлогами с противоположным значением, например, «над» и «под». Полезно подключение наречий с теми же пространственными значениями, что и у предлогов — «внизу» (под), «наверху» (над) и т.д.

Отработка падежных окончаний и предлогов — это тесно взаимосвязанные виды работы. Усвоение падежного окончания способствует оживлению в памяти предлога, и наоборот, усвоенный предлог поможет подобрать правильное падежное окончание. В целом, восстановление категории падежа приводит к возможности использования больными одних из самых распространенных в русском языке конструкций, а именно предложно-падежных.

Лицо глагола

Эта грамматическая категория имеет прямое отношение к предложению. Без глагола не может быть составлена фраза. Глагол же требует употребления в определенном лице. Чаще всего это 3-е и 1-е лицо: «Женщина идет в магазин», «Я иду в магазин». Затем по частоте употребления следует 3-е лицо множественного числа: «Люди идут по улице». Наиболее трудной для использования в речи оказывается так называемая вежливая форма — форма 2-го лица единственного числа: «Вы идете в магазин?» Очевидно, это связано с тем, что она формируется у ребенка сравнительно поздно. Первоначальный речевой опыт допускает обращение ко всем на «ты». Следовательно, время усвоения чего-либо в языке тоже имеет большое значение и учитывается в программе восстановительного обучения.

Кроме того, форма 3-го лица легче восстанавливается и в связи с тем, что она менее абстрактна в сравнении с формами 1-го и 2-го лица. Так, местоимения ОН, ОНИ можно заменить другими словами, например: «Он идет, мальчик идет», а формы 1-го и 2-го лица глагола могут употребляться только с местоимением: «Я иду», «Вы идете», «Ты идешь», «Мы идем». Параллельное употребление формы 3-го лица с местоимением и существительным наполняет его более разноопределенным и образным содержанием, что способствует закреплению и расширению рамок использования.

В работе над лицом глагола так же, как и над другими грамматическими формами, следует вводить максимально возможное число внешних опор. Например, полезны картинки, где изображено одно, два или несколько действующих лиц; два человека, разговаривающих друг с другом и пр. Желательно, чтобы все участники изображенной ситуации выполняли одно и то же действие. Тогда изменение глагола по лицам будет нагляднее. Можно использовать прием выделения личных окончаний глагола разными цветами, крупным шрифтом и пр. В упражнение с пропущенными окончаниями можно на определенном этапе обучения вводить «подсказки».

Для закрепления (автоматизации) форм 1-го и 2-го лица очень полезны диалоги. Темы и содержание диалогов можно заимствовать из «Разговорников», предназначенных для иностранных туристов.

3-е лицо глагола закрепляется в пересказах текста. 2-е лицо единственного числа (вежливая форма) требует общения с людьми, которых необходимо называть на «Вы». В домашних условиях такое общение можно организовать, пригласив кого-нибудь в гости, но предварительно убедиться, что больной в состоянии упражнять полученный навык не только в ситуации занятия, но и в жизни.

Время глагола

Все грамматические категории отражают чрезвычайно важные для человека понятия. Как мы видим, род, падеж, число связаны с важнейшими представлениями человечества о родовых, пространственных, количественных и других характеристиках мира. Время — не явление природы, оно понятие условное. Эта понятийная сложность времени обусловливает и сложность его выражения средствами грамматики.

Как известно, понятие времени существует в 3 видах: настоящее, прошедшее и будущее время. Наиболее употребительна форма настоящего времени, затем — прошедшего и уже потом — будущего. Это естественно — настоящее время самое насущное, самое актуальное. Прошедшее время не столь актуально, зато достоверно. Оно обозначает то, что уже было, то, что может удержать память и, если надо, мысленно воспроизвести. А вот будущее время — это нечто пока не совершенное — предположение, прогноз, план. Будущее время наиболее сложное временное понятие и в философском, и в психологическом плане. Поэтому грамматическая форма выражения будущего времени более сложна, чем настоящего и прошедшего. Чаще всего оно обозначается не одним, а двумя словами (сложная форма), например, «буду читать», «буду надеяться» и т.д.

В связи с этим в речи больных с афазией будущее время глагола встречается крайне редко или используется с ошибками. Некоторые исследователи за рубежом считают, что в трудностях употребления будущего времени повинна не только грамматическая сложность этой формы, но и особенности психологии тяжело больных людей, у которых будто бы «нет будущего». Однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Согласно известному положению психологии, человеку свойственно надеяться, поэтому отсутствие планов на будущее — явление исключительное, патологическое. Очевидно, все-таки грамматический фактор играет решающую роль.

Работа по восстановлению глагольного времени начинается с демонстрации различий 3 форм глагола. Для этой цели больному предъявляют картинки, на которых изображено одно и то же действие, но ясно, что одно из них совершается сейчас, другое уже совершилось, а третье только будет совершаться. Например, на одной картинке «мужчина читает газету», т.е. сидит и держит газету перед собой, на второй — «мужчина читал газету», т. е. отложил ее в сторону и привстал, собираясь уйти, на третьей — «мужчина будет читать газету». Эту ситуацию можно изобразить, например, так: он сидит, протянул руку, а ребенок несет ему газету. Больного просят показать, где какое действие изображено.

Затем переходят к отработке настоящего времени. Сначала работа ведется на часто встречающихся глаголах, наиболее необходимых в обиходной речи. Когда предварительно отрабатывалась категория лица, то одновременно это было отработкой и формы настоящего времени глагола, поэтому данный вид упражнений не будет для больного новым.

Образование прошедшего времени глагола связано с использованием суффикса «-Л». Это довольно простой суффикс и по звучанию, и по артикуляции. Больные, как правило, достаточно легко усваивают его. Если же предварительно велась работа над категорией рода, то образование прошедшего времени становится доступным большинству больных: «я читал», «я читала» и т.д.

Что же касается будущего времени глагола, то работа над ним возможна лишь после того, как усвоена форма настоящего времени и неопределенная форма глагола. В связи с этим полезны членение форм будущего времени на две части и отработка каждой из них отдельно. Для усвоения первой составной части, а именно глагола «быть» в разных лицах, больному предлагается серия вопросов, требующих ответа с этим глаголом в соответствующей форме. Например: «Вы будете лечиться?» — (Буду). «Вы будете обедать?» — (Буду). «Вы будете смотреть телевизор?» — (Буду). «Ваш сын будет поступать в институт?» — (Будет). «Ваша жена будет сегодня дома?» — (Будет). «Люди будут рады весне?» — (Будут). «Летом будут цветы?» — (Будут) и т.д.

Для усвоения второй составной части будущего времени, а именно неопределенной формы глагола, проводится специальная работа по называнию разных действий. Для этого больному предъявляются вопросы, требующие ответа именно в неопределенной форме. Например: «Для чего нужны ноги?» — Ходить. «Для чего нужны очки?» — Читать. «Для чего нужны крылья?»— Летать и т.д. После этого переходят к соединению этих частей в одну форму сложного будущего времени: «буду читать», «буду писать» и др.

Форму простого будущего времени не рекомендуется отрабатывать до тех пор, пока больной не усвоит основные предлоги, поскольку все глагольные приставки образовались от предлогов путем присоединения их к глагольной основе.

Работа по восстановлению глагола заканчивается упражнениями, содержащими все глагольные формы. В основном эти упражнения представляют собой задания составить предложение по сюжетной картинке, пересказать текст, заполнить пропущенные глагольные формы в предложениях и текстах. Пропущенным может быть либо все слово — глагол, либо его грамматический элемент.

Полезна и диалогическая речь, стимулирующая употребление различных форм глагола.

Числительные [12]

Как известно, числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные по форме несколько легче для восприятия. Поэтому на начальном этапе ведется работа по восстановлению количественных числительных. Первые шаги в этом направлении делаются при растормаживании речи — порядковый счет (один, два, три...). Затем они отрабатываются, когда больной выполняет задание сосчитать различные предметы, выполнить простые арифметические операции и решить арифметические задачи. Можно прибегнуть к помощи цифр, прочно связанных с каким-нибудь предметом или явлением. Например, числа известных праздников (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта и пр.); числа дней рождения (своего и близких); цены таких товаров, как хлеб, сахар, молоко, спички и пр.

Порядковые числительные предпочтительнее отрабатывать в контекстах: шеренга солдат рассчитывается на 1-й — 2-й; школа — учащиеся 1-го, 2-го... 5-го... классов.

В целом стимулировать числительные, их произнесение удобно при счете денег различного достоинства (копеек, рублей).

Грамматические изменения числительных, т.е. склонение, следует отрабатывать по аналогии со склонением имен прилагательных.

Ниже приведен дидактический материал по восстановлению грамматической стороны речи.

Упражнения по восстановлению
грамматического строя речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...