Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
ОБСЕ - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ является сравнительно новым образованием, официально оформленным лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений. Она представляет собой организацию по безопасности, в которую входят 54 государства (членство 55 государства - Югославии - было приостановлено в 1992г.), расположенные на территории «от Ванкувера до Владивостока». В этом регионе ОБСЕ является главным международным инструментом для раннего распознания, предупреждения и предотвращения конфликтов, а также регулирования кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе консенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы. 54 государства - члена включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. Кроме того, ОБСЕ сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами. Основным правовым документом работы ОБСЕ является так называемая Парижская хартия (или Парижская хартия для Новой Европы). В ней изложены основные принципы деятельности ОБСЕ, в том числе и области обеспечения безопасности. Совсем недавно состоялось событие, посвященное 20-й годовщине Парижской Хартии ОБСЕ для Новой Европы. Участники события подчеркнули значение документа для истории региона ОБСЕ и его важность для будущего евро-атлантической и евразийской безопасности. Согласно словам Генерального Секретаря ОБСЕ Марка Перрена де Бришамбо: «Парижская хартия ознаменовала уникальный момент в истории Европы, когда все ключевые игроки пришли к соглашению относительно принципов создания неделимого пространства общей безопасности. Хартия предложила единое видение и набор правил, основанных на Хельсинкском диалоге, и стала отражением новой ситуации во всём регионе, когда все согласились с тем, что демократия, рыночная экономика и верховенство закона являются универсальными и незыблемыми принципами, которые должны соблюдаться на всём пространстве ответственности ОБСЕ».
Механизм работы ОБСЕ заключается в создании представительств в тех или иных странах Европейского региона, а также в подготовке и осуществлении миссий ОБСЕ. Миссии осуществляются в странах, которые, по мнению ОБСЕ, нуждаются в оказании помощи для претворения в жизнь политических решений в области обеспечения безопасности ОБСЕ, действует во всех фазах развития конфликта: раннее предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента урегулирования. Для всех миссий, однако, ключевыми вопросами являются социальные, вопросы демократии и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ отличаются и по количеству представителей, варьируясь от четырех человек (миссии ОБСЕ по взаимодействию в Центральной Азии, центры ОБСЕ в Алма-Аты, Ашхабаде и Бишкеке) до более чем двух тысяч (миссия в Косово). Все миссии сотрудничают с международными и неправительственными организациями в сферах своей работы.
Миссии ОБСЕ представлены в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Эстонии, Грузии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Македонии, а также на Украине. Представлена ОБСЕ также в Чечне, Албании, Беларуси, Центральной Азии, Алма-Ате, Ашхабаде, Бишкеке. Число миссий меняется – одни прекращают свое существование, другие появляются. Решение о их создании, либо прекращении деятельности принимается в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и соглашениями между ОБСЕ и представителями стран, между которыми произошла конфликтная ситуация. В мандате миссии излагаются ее задачи, количественный состав (например – количество невооруженных наблюдателей – представителей от стран-членов ОБСЕ), сроки работы миссии, возможность продления этих сроков, ее структура, а также другие вопросы, от которых зависит успешная их работа. Одной из важнейших задач миссий является активная работа по обеспечению и принятию участия в переговорном процессе между конфликтующими сторонами, защите прав человека, меньшинств, отдельных категорий граждан (например, пенсионеры), решении вопросов регистрации беженцев. Как правило, миссии наделены правами собирать, классифицировать и распространять информацию, связыванную со статусом различных сообществ, в стране правами и обязанностями их членов, где она работает.
Европейский союз (ЕС) представляет собой экономическое и политическое объединение европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. ЕС является международным образованием, которое сочетает признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.
Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк, Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами ЕС). С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания, Босния и Герцеговина и Сербия, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза. Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
С момента образования ЕС государства-члены заявили о своем намерении проводить в рамках Союза общую внешнюю политику и политику безопасности. Начиная с Хельсинского саммита ЕС в декабре 1999 г. это намерение стало приобретать конкретные формы, когда было принято решение о том, что к 2003 г. в распоряжении ЕС должен будет находиться контингент войск размером в 50-60 тысяч человек, способный реагировать на кризисы, возникающие в Европе. Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены еще Римским договором 1957. Они носили декларативный характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции. В дальнейшем тема военно-политического сотрудничества развивалась и в итоге получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992 года. Среди основных целей ОВПБ были названы: • защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН; • всемерное укрепление безопасности Союза; • сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы); • развитие международного сотрудничества; • развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод. ОВПБ предложила наряду с ранее практикуемыми обменами информацией и взаимными консультациями, также и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов. Амстердамский договор 1997 года расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем: • определения принципов и основных ориентиров ОВПБ; • принятия решений по общей стратегии; • усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики. Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России, Украины, стран Средиземноморья. Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.
Для обеспечения успешного функционирования и координации системы ОВПБ введен пост Генерального секретаря Европейского совета - Высокого представителя по ОВПБ. В его функции входит ведение переговоров с третьими сторонами от имени Европейского совета. Европейский совет наделяется правом заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями председательствующего государства. В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). В рамках Европейской политика в области безопасности и обороны был реализован франко-британский план по созданию Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской программы формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому плану, были созданы Европейские силы быстрого реагирования (ЕСБР), способные разворачивать в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50-60 тыс. человек для проведения гуманитарных и миротворческих акций. Согласно датско-нидерландской инициативе был сформирован Европейский полицейский корпус (ЕПК) для выполнения несвойственных вооруженным силам функций по защите гражданского порядка и права в зонах кризисов, в размере до 5 тыс. человек. ЕПК способен развернуть до 1000 полицейских в ЗОтдневный период. Именно на эти силы было возложено выполнение решения Совета ЕС о посылке в 2003 в Боснию и Герцеговину полицейской миссии, которая заменит размещенный там миротворческий контингент ООН. В марте 2000 года начали работу комитет Европейского Союза по политике и безопасности, военный комитет, военный штаб и военно-политическая группа. Задача данных военных и политических структур - дальнейшее развитие единой политики в области безопасности и обороны, а также политический контроль над операциями ЕС по урегулированию кризисов и стратегическое управление ими. Сейчас основой развития военного потенциала Европейского Союза является стратегия безопасности Европы, согласно которой основную опасность для Европы представляют распространение оружия массового поражения, терроризм, международная преступность, энергобезопасность и изменение климата. Чтобы обеспечить защищенность европейского пространства безопасности от вышеперечисленных видов опасности, в развитии своего военного потенциала Евросоюз сосредоточился, главным образом, на обеспечении стабильности в близлежащих регионах и обеспечении международной безопасности и порядка в дальних регионах. В рамках единой политики в области безопасности и обороны Евросоюза проводятся гражданские миссии и военные операции. За последние десять лет Европейский Союз внес вклад в 23 миссии в трех частях света. Миссии включают операции по разоружению, гуманитарные и спасательные операции, военное консультирование, военную помощь, предотвращение конфликтов и миротворческие операции, а также действия вооруженных сил по управлению кризисами, в т.ч. восстановлению мира и стабилизации ситуации после конфликта. Участие стран-членов в операциях Европейского Союза добровольно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|