Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели и методы исследования операций




В условиях определенности задачи принятия решений, как правило, хорошо формализуются и описываются в терминах количественных переменных, и для их решения используются оптимизационные модели и аппарат математического программирования. Независимо от того, какой метод решения задачи используется, всегда отыскивается оптимальное или близкое к нему решение, максимизирующее критерий качества на модели (целевую функцию) при заданных условиях и ограничениях.

Наиболее хорошо разработаны модели и алгоритмы решения на этих моделях для следующих классов задач исследования операций:

· распределения,

· управления запасами,

· массового обслуживания,

· упорядочения и координации,

· выбора маршрута;

· принятия решений в условиях противодействия.

Распределительные задачи связаны с распределением ресурсов по работам, при котором минимизируются общие затраты (либо максимизируется общий доход). Они могут решаться методами линейного и динамического программирования. Яркими представителями распределительных задач являются задачи транспортные, о назначениях, использования ресурсов.

Задача управления запасами заключается в минимизации убытков, связанных с пополнением и хранением запасов и издержками из-за неудовлетворенного спроса. В результате решения получают ответ относительно размеров заказываемой партии, величины уровня запасов, точек размещения заказов и др.

Цель теории массового обслуживания – анализ процесса образования очередей «клиентами» при обслуживании, взаимосвязей между их основными характеристиками и выявление наилучших путей управления ими. В системах массового обслуживания присутствуют издержки, связанные с потерей клиентов из-за большой очереди или простоем оборудования. Задача сводится к минимизации всех видов издержек.

Содержанием задач упорядочения и координации является выбор дисциплины очереди. В качестве критерия оптимальности может быть время обслуживания, издержки по переналадке механизмов и др. Наиболее актуальными задачами являются задачи сетевого планирования и теории расписаний. В задачах сетевого планирования оптимизируются сроки выполнения всего комплекса операций (работ), представленного в виде сетевого графика, либо при заданных сроках минимизируются ресурсы на выполнение этих операций. В задачах теории расписаний формируется очередность операций, выполняемых одной машиной (задача директора) либо составляется расписание выполнения последовательности действий нескольким машинам. При решении задач сетевого планирования и теории расписаний широко применяется теория графов и комбинаторный анализ.

К задачам упорядочения тесно примыкают задачи выбора маршрута. На сети ищется маршрут доставки грузов нескольким потребителям либо в адрес одного, который минимизирует затраты на доставку. К данной группе задач выбора в качестве типичного представителя относят задачу коммивояжера.

В случае, если во внешней среде участвуют силы, активно противодействующие лицу, которое принимает решение, т.е. имеют место конфликтные ситуации. Для принятия решений в условиях противодействия применяют методы теории игр.

Методы экспертных оценок

При исследовании сложных систем возникают проблемы, выходящие за пределы формальных математических постановок задач. В таком случае прибегают к услугам экспертов, т.е. лиц, чьи суждения и интуиция могут уменьшить сложность проблемы. Обсудим вопросы привлечения экспертов к решению конкретной и частной задачи системного анализа – задачи выбора. Правда, в этой частной задаче имеются и некоторые общие черты экспертных методов (например, подходы к оценке компетентности экспертов, к интерпретации даваемых ими результатов и пр.).

Основная идея экспертных методов состоит в том, чтобы использовать интеллект людей, их способность искать и находить решение слабо формализованных задач. Однако особенность интеллектуальной деятельности людей состоит в том, что она во многом зависит от внешних и внутренних условий. Поэтому в методиках организации экспертных оценок специальное внимание уделяется созданию благоприятных условий и нейтрализации факторов, неблагоприятно влияющих на работу экспертов.

Простейший вариант состоит в следующем. Если эксперты предлагают различающиеся упорядочения альтернатив, то возникает вопрос о том, как использовать мнения всех экспертов для окончательного упорядочения. Это далеко не тривиальная задача. Фактически мы возвращаемся к проблеме коллективного выбора со всеми его особенностями, в том числе – с возможностями парадоксов.

Предположим, например, что эксперты оценивают альтернативы в числовых шкалах. Пусть qj (xi) – оценка i -й альтернативы j -м экспертом (). Оценки q 1(xi),..., qn (xi) можно рассматривать как “измерения” искомой “истинной характеристики” q (xi), считая отклонения qj (xi) – q (xi) случайными величинами. В качестве приближения можно использовать некоторую статистику = ; обычно это выборочное среднее

.

Сложнее обстоит дело, когда альтернативы нельзя оценить сразу одним числом и экспертам предлагается дать оценки отдельно по каждому показателю. Например, оценка качества промышленного изделия складывается из оценок признаков социальных (уровень потребности), функциональных (степень соответствия назначения), экономических, эстетических, эргономических и др. В этом случае имеем набор чисел qjk (xi), где k – номер признака. Кроме этих чисел экспертов просят оценить степень важности  jk каждого показателя (если это не выполнено другим способом). Тогда

 

.

Следующее уточнение вводят в случае неоднородности группы экспертов. Естественно придать различные (а не одинаковые, равные 1/ n) веса мнениям экспертов, имеющих разную квалификацию. Определение коэффициента  j компетентности j -го эксперта можно поручить самим экспертам. Пусть каждый из них (l -й) оценивает компетентность других числами 0 £  lj £ 1 (при этом и свою – числом  ll). Усреднение дает . В результате получают итоговую оценку .

В тех случаях, когда эксперты лишь упорядочивают альтернативы, т.е. используют только порядковую шкалу, возможность арифметических операций отпадает. Существуют специальные методы обработки экспертной информации, измеренной в нечисловых шкалах (назывных, шкалах порядка).

Представим, что три эксперта должны про ранжировать три основных фактора, влияющих на выбор планового варианта производства какого-то изделия, и что этими факторами являются ожидаемая прибыль, срок выполнения и техническая новизна.

Предположим, что каждому из этих факторов эксперты присвоили в соответствии со своими представлениями об их значимости ранги, (см. табл., первые три строки). Таким образом, исходя из таблицы, наивысший результирующий ранг - 1 присвоен фактору "Техническая новизна", получившему минимальную сумму рангов и являющемуся, таким образом с точки зрения группы экспертов, наиболее важным при выборе планового варианта. Последующие результирующие ранги (2, 3, 4) установлены в зависимости от суммы рангов, полученной другими факторами.

Таблица. Ранжирование экспертами факторов, влияющих на выбор планового варианта

Эксперты ФАКТОРЫ
Ожидаемая прибыль Срок выполнения Техническая новизна Уровень затрат
Э1        
Э2        
Э3        
Сумма рангов        
Результирующий ранг        

 

Иногда для установления результирующего ранга сначала рассчитывается средний ранг путем деления суммы рангов на число экспертов, а затем уже по величине среднего ранга устанавливается результирующий.

Точность и надежность процедуры ранжирования в значительной степени зависит от количества оцениваемых объектов (факторов, альтернатив). В принципе чем таких объектов меньше, тем выше их различимость с точки зрения экспертов, а, следовательно, надежнее полученные оценки. Практика показывает, что количество ранжируемых объектов не должно быть больше 20, но наиболее надежна эта процедура, когда оно меньше 7.

Вместе с тем ранг определяет лишь место, занимаемое каждым объектом среди других. Как далеко отстоят друг от друга сравниваемые объекты, метод ранжирования ответа не дает.

На практике метод ранжирования в чистом виде используется редко. Чаще - в сочетании с другими методами упорядочивания. Так ранжирование может быть использовано для оценки значимости объектов в сочетании с методом непосредственной оценки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...