Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход в другой монастырь 1 глава




Содержание

 

П.. 1

Падения. 1

Паломничество. 2

Памятозлобие. 2

Память Божия. 2

Память смертная. 2

Пастырь. 3

Пение. 4

Переход в другой монастырь. 5

Печаль. 9

Пища. 10

Плач. 11

Плоть. 12

Поведение в Церкви. 12

Повседневная исповедь. 12

Подвиг. 12

Подозрение. 14

Покаяние. 14

Поклоны.. 21

Покой. 21

Поминание усопших. 23

Поминовение. 23

Помощь Божия. 23

Помощь больным.. 24

Помощь родным.. 25

Помощь святых. 25

Помощь сестрам.. 25

Помыслы.. 26

Помыслы на молитве. 29

Брань с помыслами. 29

Помыслы блудные. 31

Помыслы о самоубийстве. 32

Помыслы хульные. 33

Поношения. 35

Попущение Божие. 35

Послушание. 35

Плоды послушания. 42

Послушник. 43

Пост. 43

Цель поста. 45

Польза поста. 46

Нарушение поста. 46

Послабление в посте. 47

Мера поста. 49

Как проводить пост. 49

Постриг. 50

Поступление в монастырь. 50

Потеря зрения. 53

Поучение других. 53

Похвала. 54

Правда. 55

Православие. 55

Праздник. 57

Празднословие. 59

Праздность. 60

Превозношение. 60

Предопределение Божие. 60

Предчувствие скорбей. 61

Прелесть. 61

Примирение. 64

Природа. 65

Причастие. 65

Как часто причащаться. 67

Произволение. 68

Проклятие. 69

Промысл Божий. 69

Простота. 72

Прощение. 73

Прощение грехов. 74

Прощение обид. 74

Псалтырь. 74

Путь ко спасению.. 75

Пьянство. 78

Список использованной литературы.. 79

Неопубликованные источники. 80

Переписка преподобного Илариона. 80

Переписка преподобного Иосифа. 81

Переписка преподобного Льва. 82

Переписка преподобного Моисея. 84

 

 

П

 

Падения

 

...Враг... ничего бы не мог успеть, когда бы не пред­варила твоих падений гордость... После падений одно средство — смирение, сознание своей немощи и испрошение прощения с обвинением себя (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 246).

 

Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предварившую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; будем стараться истреблять ко­рень сей, то ветки сами отвалятся... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 73).

 

...<О> твоих неисправлениях приноси всегдашнее по­каяние и проси Бога подать тебе помощь; оттого мы и падаем, что не имеем смирения, ибо, по слову святого Иоанна Лествичника, где совершилось падение, там пред­варила гордость. О падении надобно разуметь всякого рода: в помыслах, словах, нерадении и лености (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 164).

 

...Надобно иметь многий искус, пока познаем нашу немощь истинно и смиримся, и это не малым временем, а многим стяжавается. Самые падения наши обуздывают наше дмение и уже невольно смиряют. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 184—185).

 

...Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надобно от нападения их за­ключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и сми­рения, то нужен и страх Божий, ибо «Страхом Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15, 27), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами не­уловимое, а чрез падения и познаем, что оные предварила гордость... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 206—207).

 

Знайте же, что поползновения обуздывают нашу са­молюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, токмо не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущени­ем же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами, при­помните слова святого Исаака Сирина из 7-го Слова: «про­роческое слово имей даже до исхода твоего: «Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» (Ср.: Мих.7, 8). И да не предаст побеждению душу свою (уклонением в отчаяние), дондеже есть в нем дыхание, и в самом том побеждении своем, но аще и на всяк день сокру­шится ладия его»... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 20—21)

 

...Скажу тебе, что и ныне есть змий, Ева и Адам, и древо, и всегда подлежим искушению и обольщению; чув­ственность — змий обольщающий, Ева — воля наша, ра­зум — Адам; чувственность обольщает, воля соглашается, и разум, послушав воли, падает. Так-то и мы вкушаем ежед­невно от запрещенного плода, различными страстями побеждаясь. Так будем же стоять на страже, делая и храня, замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи сми­ряясь, да оттого-то они и одолевают нас, что вместо сми­рения имеем возношение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 247).

 

...Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше непа­дающего и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 232).

 

Читая о падении Иакова, ты ужасалась опасением за себя, но кто боится грехов, тот избавится от них, безопас­ность гораздо страшнее. Падение Иакова хотя и велико, но оно без увлечения, а как разбойническое нападение, а вот когда постепенно кто увлекается и до страсти произыдет, т. е. привязанность, сохрани Боже! Тогда сердце от­дается в плен врагу и не скоро подумает о оставлении и покаянии (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 513).

 

Паломничество

 

Слава Богу, что вы намерение свое посетить святую Афонскую гору отсрочили до году и занялись благоукрашением святого храма в своей обители. В Афонской горе побывать есть дело собственного произвола, а заниматься благоустройством своей обители и благоукрашением оной есть дело Божие, возложенное на вас Самим Богом, а по­сему и должно предпочесть сие паче оного (преп. Антоний, 4 с. 370).

 

Пишешь, что игуменья мать N. приглашает тебя ехать с нею в Иерусалим, и ты под этим предлогом думаешь попроситься у своей матери Игуменьи отправиться в Крым для лечения морским купаньем. Но такое купанье в Кры­му монахине несвойственно и неприлично... А в Киев попроситься можешь на поклонение Царице Небесной и мощам угодников Божиих. Если в Киев не пустят, попро­сись в какое-либо другое место, в Задонск и Воронеж, а при такой поездке можешь заехать и к нам (преп. Амвро­сий, 23, ч. 3, с. 124).

Памятозлобие

 

Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения (преп. Амвросий, 1,4. 1, с. 100).

 

Истина без смиренномудрия основывается на зло­памятности. Истина значит — кто ставит ланиту и обра­щает другую, а на злопамятности — кто оправдывается, что не виноват (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 75).

 

Память Божия

 

...Проснувшись, — первая мысль наша должна быть о Боге, и первое наше слово к Богу, потом воображать о Нем многократно, (как вы вспоминаете о матушке) до чаю, и за чаем, и до стола, и в столе, и после до вечера и до ночи, каковое воображение больше утешит и успокоит вас, нежели воображение о матушке, по писанному: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76, 4) (преп. Антоний, 22, с. 46).

 

Память смертная

 

О моим зачатием написывался внутри меня закон раз­рушения: на каждый вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: он мой. Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий, каж­дый новый день моей жизни есть новый шаг, приближаю­щий меня к нетлению. Приходят болезни, и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины или уже дана вам власть разлучить тело от души разлукою горестною и страшною? Иногда умственное мое око, развлеченное суетою, оставляет созерцание моей пе­чальной участи, но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, — к поучению о смерти, ибо в истинной печали сокрыто ис­тинное утешение, и благоразумное памятование смерти рас­торгает смертные узы! (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 102).

 

Вы прежде жаловались мне, что страх смерти напал было на вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха... (преп. Антоний, 22, с. 137).

 

Вот, матушка, не только старые, но и юные умирают. А посему и мы не должны беспечальными быть, но опасать­ся, чтобы смерть и в нашу келью когда не пожаловала нежданная. Почему будем молиться и бдеть, ибо блажен раб тот и блаженна раба та, коих смерть обрящет бдящих, недостойни же и окаянни тии, ихже обрящет унывающих и погруженных в нерадение (как в сон) о спасении своей бедной души (преп. Антоний, 22, с. 155).

 

Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой (преп. Варсонофий, 5, с. 77, от 02.11.1908).

 

Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос — он стал Чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испи­ла до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей. И но­сящий эти украшения-язвы есть истый подобник Иисуса Христа (преп. Анатолий, 7, с. 133—134).

 

...Провидеть... вашу участь о смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею о сем не токмо писать, но даже и думать. Напомянуть же вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель предал во Святом Евангелии, что смерть яко тать <настигает>, да и преподобный Иоанн Лествичник пишет: «...смертная <память> да совозлегает и совосстает от одра», а как мы с тобою от самочиния и от сладост­растных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье..., то таковые, поврежденные, редкие до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похи­щает. Сие-то мне удивительно, что вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь! (преп. Лев, 165).

 

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание го­ворит: «помни последняя твоя, во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Притом и о прежних грехах воспомянувши, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, как не от того, что не имела смирения, но противный сему порок. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь (преп. Лев, 173).

 

Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, как если внезапно, нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета; покаемся и живы будем душою вечно (преп. Лев, 220).

 

Для возбуждения нашего нерадения и сие приводить себе на память нужно всегда, что мы смертны, жизнь наша весьма скоропреходяща и неизвестностью смертного часа очень опасна, ибо хотя и известно знаем, что умрем, но не знаем, когда умрем: сегодня ли или завтра, рано ли или поздно, в день ли или в ночь. Сия судьба каждого человека совсем неизвестна, когда кого посечет смертная коса, и в каком устроении обрящет: готового ли благими делами, или неготового и злыми преисполненного. В чем бо заста­нет кого, в том и пред Богом на суд представит, и от дел своих всяк или прославится, или постыдится. И никто нам в часе оном смертном не поможет, только с Богом добрые дела (преп. Моисей, 326).

 

Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего во Евангелии: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24, 44). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душою, а не телом (преп. Амвросий,.-23, ч. 3, с. 139).

 

Пастырь

 

Когда проходите начальство не для своих выгод и спо­койствия, но для спасения ближних, то оное неминуемо сопряжено со скорбями и с не спокойствием. А ежели для чести, славы и наслаждения начальствовать, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения стра­стей, «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок…» (Ср.: Еккл.10, 16) (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 85).

 

Не имея давно сведений о твоем пребывании, не знаю, как возмогаешь о Господе в трудоношении бремени, воз­ложенного на тебя, — пасти словесное стадо бдительно. И какая потребна бодрость, когда недремлющий супо­стат наш, яко лев рыкая, ходит, ища кого поглотить, и тем паче, что он лежит втайне, яко лев во ограде своей. Воздрема душа моя от уныния, — и вот могло сделать­ся похищение из здешнего стада (преп. Моисей, 286).

 

Приключения домашние в хищениях и у нас случа­ются нередко; братских разных требований почти еже­дневно, — кто куда простирается, кто чего желает и просит!? Иной выхода, другой определения, а кто постри­жения. Все потребно нести, и молитвою ко Господу о всех и каждом сыскивать успокоение (преп. Моисей, 289).

 

Господь Всеблагий да даст тебе благодать и милость во благовременную помощь во всех затруднениях и недоуме­ниях по обязанности, на тебе лежащей. Благожелание ко всем и каждому сохранит любовь, не побежденну злом, а искание во всем Божией воли и преданность ей облегчит труд. О братиях, искушаемых десными и шуиими наветами врага, будем молить Бога, да наставит их на путь Свой и сохранит от всякого зла, и все борения и побеждения обратит в пользу их, и нашу тут же, которые обязаны носить немощи немощных и заботиться о спасении душ их, как и о своей (преп. Моисей, 292).

 

О успокоении и благоустройстве душ недугующих бра­тии, о которых пишешь, советую обращаться ко Господу с молитвою о них, да вразумит Он всех и каждого творить волю Его божественную, предавая себя и их оной с верою и упованием. Он созиждет сердце чисто и подаст мир душам нашим. И так, возлагая всю печаль о успокоении вверенных нам душ и спасении их на Всеблагого и Все­сильного Бога, будем великодушно нести немощи немощ­ных и смотреть на них с чувством любви благожелатель­ной (преп. Моисей, 293).

 

Об О. С. мыслю сказать, что у него характер природ­ный, которого он не может преодолевать и побеждается. С этой стороны нельзя не извинить его. Но потребны и меры к обузданию, а сие с Божиею помощью зависит от тебя, провчего всеми. Обыкновенно того коня, который слишком горячится, востягивает провчий всячески. И тебе подобно тому должно О. С. поумерять в действиях, несо­образных со святым званием (преп. Моисей, 315).

 

Твое предприятие держи в строгой скромности до решительного события, подчиняя все мысли и желания Божией воле, с преданностью оной, и ничего не упускать к пользе обители, в которой для того поставлен Небесным Промыслом. Господь да исполнит во благих желание твое, как ему угодно; не определяя собою ни месяца, ни числа, ниже года, действуй все спокойно, дондеже (пока) будет (преп. Моисей, 319).

 

О. Ф—я нельзя не пожалеть о его внутреннем недуговании. Особливо ты, как восприемник, обязан печься о спасении его души, как и о своей, и советом направлять к тому, что обещал торжественно в пострижении, и молить Премилосердого Бога, да спасет его от всех козней вражиих и наставит на путь Свой. Далее же усилие к удер­жанию его бесполезным считаю (преп. Моисей, 300).

 

За недужную братию и чад присных надобно молить Бога, яко Всесильного Врача душ и телес наших, и воз­лагать всю печаль на Него, и Он подаст им мир душев­ный. А отеческих советов не должно оставлять. Хоть бы и не были ими принимаемы как должно, по крайней мере, мы свое должное исполним (преп. Моисей, 301).

 

Пение

 

Ты скорбишь о расстройстве вашего хора; ежели оный и расстроится, то, верно, за тщеславие ваше. Пели хорошо и тщеславились: и это уже не ради славы Божией, а ради своей славы; не можете пения петь хорного, пойте про­стое со смирением, и оно уладится для вас лучше хорного нотного. Ангелы непрестанно поют и славословят Бога, но по нотам ли они поют? И тщеславятся ли оным? напротив, они благоговеют и не могут насытиться славо­словием, так и вы, когда оставите тщеславие и будете петь ради славы Божией, то Бог пошлет вам и человека, и сих умиротворит (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 316).

 

...Слова церковных песнопений, не только Евангелия, но тропарей и канонов, могут наполнить блаженством душу, не совсем еще погрязшую в житейской прозе. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, не­обходимо вникать в смысл этих песнопений, — и тогда не оторваться от них, а если многие стоят бесчувственно в церкви, зевают и только ждут, когда окончится служба, то это потому, что не понимают они смысла церковных пес­нопений. Особенно трогательны старинные церковные на­певы... Но для спасения нужно петь Господу не голосом, но самой жизнью своею. В Священном Писании жизнь во Христе называется пением: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение...» (Пс.117, 14) «Воспою Господеви в животе моем...» (Пс.103, 33) (преп. Варсонофий, 3, с. 261, от 25.12.1912).

 

А что ленишься петь, это от твоего нерадения и от диавола... Читай в это время молитву Иисусову (преп. Анатолий, 7, с. 76).

 

Вопрос: «Отчего я, будучи поставлен на клирос, испы­тываю робость?» Ответ: «От тщеславия» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 3).

 

«...Пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46,7,8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, оз­начает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церк­ви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благого­вейно. Если же мы поем или слушаем рассеянно или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое бесстрашие явно обличает нас Господь чрез пророка Исайю: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29, 13). Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и вообще исправная жизнь (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 25).

 

Пение гимнов или духовных стихов не грех. Но это хорошо для мирян. Хорошие мысли и мотивы настроение создают хорошее, не то, что мирские песни. Но для мона­ха пение гимнов не подходит. Они отвлекают от молит­вы. Разве может сравниться какое-либо, хотя и хорошее, пение с молитвой Иисусовой? Она превосходит все. Она высшая — радость и утешение. Все остальное только мешает молитве. Пение — это мягчайшая пища, а монах должен твердой питаться (преп. Никон, 8, с. 312—313).

 

«Како воспою песнь Господню на земли чуждей?..» (Пс.136, 4). Невозможно, невозможно в страстном состоя­нии богословствовать, петь хвалебные песни Господу, — нужно плакать... (преп. Никон, 6, с. 195).

 

А ты не петух и не курица: должна помнить, что пение твое должно быть не петушье, а ангельское, т. е. с глубо­ким смирением, страхом, горячею любовью и самоукорением — таковое пение истинное и Богу приятное. А тще­славное, не из угождения Богу, а людям, — такое хуже петушиного (преп. Анатолий, 7, с. 180).

 

Переход в другой монастырь

 

Переходить в другое место — эту мысль выкинь из головы, куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это — первое, второе же, где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно, свидетели тому и Ангелы. Лучше всего по­нуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том со смирением, без самооправдания (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 84).

 

О перемене места ты не думай, кольми паче не скор­би, а лучше Царицу Небесную благодари, что хоть в таком месте устроила тебя проводить остаток дней своих. Ког­да же будут тебя беспокоить неудобства, или болезнен­ные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слово Святого Писания: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 44).

 

Пишешь, что греха не будет, если перейдешь в другой монастырь. Греха, конечно, не будет, но лучше-то будет ли? Хорошо, как примут и успокоишься, а то отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, — вот чего надо опасаться. А уж обратно сюда тогда и не примут, и будешь раскаи­ваться. Потому прямого совета не даю в этом, смотри сама. Если по силе, то потерпеть лучше, и тут получишь, что нужно, если будешь жить и служить. Без скорби никогда не прожи­вешь, такова уж жизнь земная (преп. Иосиф, 11, с. 275).

 

...Мы вообще советуем вам, по вашему усердию и же­ланию, попроситься в Киев для поклонения святым мо­щам угодников Божиих или для свидания родственников в Калужскую и Орловскую губернии и с паспортом при­ехавши и погостивши в нашей обители, и потонку (подробно) на прак­тике увидевши нашего места положение, порядок церков­ный и сообращение в братстве, и все, что нужное для жизненного нашего состава к подкреплению своего брен­ного тела, что употребляется и что может попуститися по старости и дряхлости, и тогда-то можно будет вам и совсем расположиться остаться и причислиться в число нашего сообщества, и тогда-то, кажется, будет ваше пе­ремещение сорассмотрительное и основательное для ваше­го утверждения. Ежели же, паче чаяния, хотя бы и не понравится вам здешнее место пребывания или что-либо другое, то, кажется, незначительная потеря для вас будет, поелику проедешься и с нами, недостойными, по своему усердию и благорасположению увидишься, и со старцами, в нашей обители живущими, побеседуешь о благоназидательности душевных чувств к совершенному любомуд­рию и спасению (преп. Лев, 135).

 

...Где очень зовут, там проку мало бывает, что и из опытов довольно известно, а где умеренность, там и впоследствии оказывается благоприятнее (преп. Лев, 137)

 

В нашем монашеском звании святыми отцами ограничены вины <причины> о переходе из монастыря в другие монастыри и объяснены вины, которых ради позволено переходить и о коих подробно вам не в силах за слабостью объяснить, да и по вашему новоначалию совершен­ной нужды не полагаю, а только для сведения вам означил и мало что упомяну и вопрошу у вас. Ежели вам попущена скорбь подобна, что и не ходя, вы еще в мирской жизни ею преследуемы были, то есть на вас клевету говорят, и зло­словят, и поносят, укоряют, а сердце твое лежит ко оби­тели и к старице какой-нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, и сие должно пола­гать внутри покой, а извне попущенная скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой (преп. Лев, 164).

 

Благо, что ты успокоилась на месте и оставила мысль о переходе в О. Перешедши туда, перенесла бы туда с со­бою и страсти свои, не побежденные тобою в указанном тебе Богом месте для подвига и искания спасения, да и бес, боровший тебя, здесь не остался бы, а пошел бы за тобою: ему не нужно нанимать лошадей и перевозить пожитки, они невещественны (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 77).

 

О желании твоем остаться в К. я не могу сказать ничего, потому что не знаю, есть ли на это воля Божия. Но это довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 130).

 

Идти тебе в...монастырь нет никакой нужды, когда ищешь спасения; живи в одном месте безропотно и сми­ренно, то и получишь и мантию, и спасение... (преп. Мака­рий, 24, т. 2, с. 195).

 

Мысль о оставлении обители неосновательна и душевредна; в уме твоем живописуется, что там тотчас уже и покой обрящешь, а сим обольщаешься, а ты, напротив, представь, что можешь встретить сугубейшие скорби, и ис­пытай себя: готова ли ты к оным? По словам старцев: кто ищет покоя, оный от того удаляется, а кто предает себя на скорби и почитает себя недостойным покоя, обретает его. Да куда пойдешь при слабости твоего здоровья? И известно ли, сколько странствие твое здесь продолжит­ся? Оставь эту мысль, не сходи со креста, вини себя, а не других, и Господь тебя успокоит (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 76-77).

 

Вижу, что вы тянетесь в новый монастырь, но еще не знаете, где будет лучше. А ну, будете проситься опять назад, ведь начальница нам еще не известна! Подожди! Не спросясь броду, не суйтесь в воду! (преп. Анатолий, 7, с. 191).

 

Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящие в дру­гой монастырь, это чувствуют, куда бы они ни перешли (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 42).

 

Тесно тебе тут, но нельзя надеяться, чтобы отрадно было и там, разве к этому прибавить малороссийскую по­словицу: «хоть гырше, да инше». Поэтому сама смотри, и соображай, и сравнивай то и другое, чтобы после не мало­душествовать, когда встретится и там не отрадное. Прежде всего, советую тебе отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и всем Святым, и после посмотри на свое сердце, в каком оно будет положении; если мысль при переходе покойнее и более есть преклонение к переходу, то можешь написать туда так: если начальство назначит - то противить­ся не буду. Если же при мысли о переходе сердце будет очень тревожно и исполнено страха и боязни, то изъяв­лять согласие опасно. В таком случае можешь прямо напи­сать, что ты не согласна (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 190).

 

Место не спасает. От себя никуда не уйдешь (преп. Никон, 8, с. 371).

 

Мы с вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а вы ропотливостью своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что вы и не по месту тут и что в другом месте лучше будет вам, но это одно лишь внушение противника, усиливающегося выта­щить вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным ду­шам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною... (преп. Антоний, 22, с. 288).

 

Печаль

 

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам (преп. Никон, 8, с. 320).

 

...По нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, что­бы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Милосердый и Правосудный Господь ужели бу­дет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения: от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из вас осмелится поравняться с Богоотцем и подумать, что он, подобно Дави­ду, столь редко впадает в прегрешения, что за первый грех будет непременно поражен не он, а его ближний, — тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас окаянных — яко от Давида — потребовало возмездия, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись <бы> от обличения Господня? Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует и Своею Кровию омывает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Пере­станьте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой влас главы вашей не погибнет. Печаль ваша непременно заслужит наказание, и не на другом ближнем вашем, а на вас самой оно явится, если <сие> продолжать будете во утешение врага (преп. Лев, 139).

 

Выразумевши сие, можно премениться от печали века сего на радость духовную о спасительном Промысле Божием. Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истиной радости, но она в свое время будет. Вечер водворится плач, и заутра радость. Что жизнь смертного, если не всегдашний вечер? Лишь родится, уже и плачет, и всю жизнь, будучи близким к смерти, проводит оную в болезнях, и скорбях, и сетованиях. Когда же ра­достное узрит утро и освободится от всякой болезни, и печали, и воздыхания? Не по нощи ли смертной, когда прейдет от смерти в живот вечный, где нет вечера, но все день. Конечно, есть радость и теперь, но она более иску­шение человеку на земле, нежели подлинная радость. Хо­чется кому усладить себя приятным благополучием века сего и порадоваться о благосостоянии своем, но какая жи­тейская сладость печали не причастна? Какое благополу­чие бедствию не подлежаще? Все приятное соединено с противным, и потому нельзя не страдать человеку, стяжавающему временное благо. Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надобно содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться (преп. Моисей, 332).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...